Библиографическое описание:

Белов С. В. Разработка конкурентной стратегии организации в условиях перехода к экономике знаний // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 487-491.



В статье рассматриваются особенности разработки конкурентной стратегии в условиях перехода к экономике знаний. Обобщено содержание экономики знаний и основы построения конкурентной стратегии, из него вытекающие. Обоснована потребность обновления подходов к разработке конкурентной стратегии предприятий реального сектора экономики в условиях перехода к экономике знаний. По результатам исследования определены специфические черты разработки конкурентных стратегий, а именно: переход от применения стратегий борьбы в рамках существующих отраслей к конкуренции за формирование структуры и тенденций развития будущих отраслей, наращивание уникальных конкурентных компетенций, отличительных характеристик товаров и услуг с высокой потребительской ценностью. Выявлены современные тенденции в разработке конкурентной стратегии организаций, в том числе фокусирование внимания на инновациях, творчестве, интеллектуальных продуктах, новых управленческих технологиях.

Ключевые слова: экономика знаний, конкурентная стратегия, гиперконкурентная бизнес-среда, структура отраслей, креативность, инновационное опережение, уникальные конкурентные преимущества, сетевые структуры, интеллектуальное лидерство, ключевые компетенции.

Теоретическим и практическим аспектам проблемы разработки конкурентной стратегии организации в условиях перехода к экономике знаний посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей, среди которых Гиус А., Линдгрен М., Бандхольд Х., Хамел Г, Прахалад К., Марков В., Сухарев О., Дятлов С. А., Карлик А. Е. На формирование научной позиции, изложенной в работе, существенное влияние оказали фундаментальные труды Портера М., Клейнера Г., Пилипенко Е. Потенциал перечисленных работ отражает важность и широкий спектр вопросов разработки конкурентной стратегии организаций. Вместе с тем, ряд вопросов, связанных с обновлением взглядов на разработку конкурентных стратегий организаций в условиях перехода к экономике знаний требуют дополнительного изучения и научных обоснований.

Цель данной статьи — развитие представлений о сущности и особенностях разработки конкурентных стратегий организаций в условиях перехода к экономике знаний.

Задачи исследования: определить сущность экономики знаний и дополнить существующие подходы к построению конкурентных стратегий, обосновать векторы дальнейших научных поисков. Объект исследования: предприятия реального сектора экономики. Предмет исследования: теоретико-методические основы и особенности разработки конкурентных стратегий организаций в условиях перехода к экономике знаний. Методы исследования: логического обобщения, сравнения, конкретизации и абстрагирования.

Научная новизна полученных результатов заключается в обновлении современных взглядов относительно разработки конкурентных стратегий организаций реального сектора экономики в условиях экономики знаний, что позволит достичь инновационно-технологического лидерства и обеспечить наращивание уникальных конкурентных преимуществ.

Актуальность исследования заключается в том, что в условиях перехода к экономике знаний качественно меняются концепции ведения конкурентной борьбы и построения конкурентных стратегий. Опыт разработки конкурентных стратегий организаций в России показывает, что зачастую они основаны на догоняющих мотивах. В конечном итоге это приводит к тому, что Россия отстает от развитых стран как в рейтинге экономики знаний в среднем на 3,3 позиции индекса [21], а в рейтинге конкурентоспособности — на 1,1 пункт [12]. В более детальном разрезе составляющие Индекса конкурентоспособности также доказывают необходимость обновления концептуальных подходов к разработке конкурентных стратегий. Так, по уровню кластеризации отечественная экономика занимает 118-е место; по уникальности конкурентных преимуществ организаций отечественной экономики — 75-е; по ширине цепочки создания стоимости — 96-е; по уникальности производственного процесса и производимых товаров и услуг — 92-е; по степени развития и применения маркетинга — 64-е; по готовности делегировать полномочия — 81-е [12]. Опираясь на приведенные статистические данные можно сделать вывод, что конкурентные стратегии отечественных организаций недостаточно эффективны в условиях перехода к экономике знаний. Коренными причинами этого является отсутствие глубокого понимания сущности и особенностей разработки конкурентных стратегий в условиях перехода к экономике знаний [6].

Понимание особенностей построения конкурентных стратегий в экономике знаний исходит из научного определения сущности данного типа экономики. Проведенный аналитический обзор трактовок экономики, основанной на знаниях, представленных в докладах специализированных институтов по вопросам освещения и прогнозирования тенденций социально-экономического развития в мировом масштабе показывает, что данное понятие рассматривается как особый тип экономики, в которой знания являются главным ресурсом обеспечения развития и повышения конкурентоспособности. Так, к примеру, специалисты Всемирного банка [15] полагают, что под «экономикой знаний следует понимать экономику, которая создаёт, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности». В ОЭСР [17] экономику, основанную на знаниях, трактуют как экономику, которая основана на производстве, распределении и использовании знаний, информации, инновационных и экономических компетенциях, а переход к экономике данному этапу развития экономики требует специфической политики и нового мышления. В рамках ЮНЕСКО [3] экономика, основанная на знаниях, понимается как возможность находить, преобразовывать, распространять и использовать знания для человеческого и экономического развития.

Приведенные трактовки следует считать классическими определениями экономики, основанной на знаниях. Исходя из этих определений, знания можно считать основополагающим ресурсом ведения конкурентной борьбы и построения конкурентных стратегий предприятий реального сектора экономики.

В экономике знаний именно знания должны являться основой создания конкурентных преимуществ, интеллектуалоемких товаров, новаторских подходов к опережению конкурентов. Так, важной идеей, изложенной в работе Сухарев О. С. [9], полностью проектируемой к проблеме разработки конкурентной стратегии организаций в условиях экономики, основанной на знаниях, является то, что при успешной реализации НИОКР фирма получает небывалые конкурентные преимущества на вполне значительный срок, а значит и дополнительные выгоды. Весьма интересной также выглядит позиция Сухарева О. С. относительно того, что высокое информационное обеспечение продуктов, которые выводятся на рынок в результате НИОКР поддерживает емкость соответствующего рынка в таком виде, что рынок находится в состоянии постоянного недонасыщения, он не успевает насытиться старой продукцией в результате быстрого наполнения новыми товарными позициями. Это провоцирует организации создавать новые уникальные товары, что в свою очередь является источником получения прибыли в экономике, основанной на знаниях. Достаточно ярко и обосновано отдельные позиции построения стратегий организаций, в том числе и конкурентных, в условиях экономики, основанной на знаниях, представлены в работе выдающихся ученых Макарова В. Л. и Клейнера Г.Б [6]. Авторы в качестве эпитета приводят цитату Ф. Хайека: «Конкуренция есть процедура открытия новых знаний». Основные идеи работы заключаются в том, что знания являются современным и наиболее эффективным ресурсом создания конкурентных преимуществ организаций, а их активная капитализация в рамках субъектов рыночных отношений приводит в конечном итоге к изменению основ построения конкурентных стратегий. Весьма интересной представляется позиция Пилипенко Е. В. [7] согласно который «экономика знаний — это не экономика, производящая знания, а экономика, производящая продукт, преимущественно (свыше ¾) состоящий из знаний».

Соответственно, формируя конкурентную стратегию фирмы должны осуществить переход к производству продуктов и услуг, менее чем на ¼ состоящих из вещественно-природных факторов производства. При этом значительно меняется схема производства и продаж товаров: происходит переход от создания цепочек производства и распределения к изготовлению сразу конечного продукта для конечного потребителя.

Своеобразным барометром развития идей по проблеме обновления концептуальных взглядов на разработку конкурентных стратегий в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, являются наработки гарвардской школы бизнеса. Яркий представитель данной школы — М. Портер. Согласно одному из последних докладов ученого [19], основным критерием построения конкурентных стратегий является программа наращивания уникальных конкурентных преимуществ и свойств организаций, которые отличают ее от своих конкурентов на рынке, создают образ компании в глазах потребителей. По мнению М. Портера: «Лучшие компании не конкурируют, чтобы быть лучшим, они конкурируют, чтобы быть уникальным» [19]. Это означает, что в долгосрочную стратегию повышения конкурентоспособности следует включать подсистему рекомбинирования компетенций, инвестиции во внутренние подсистемы организации (кадры, технологии и т. д.). Важные положения Портера М. по указанным вопросам разработки конкурентных стратегий организаций были дополнены Леонардом Д., Свопом У. и Бартоном Г. [14]. Ученые справедливо полагают, что создать основные уникальные конкурентные преимущества на современном рынке организации могут за счёт эффективной и налаженной системы передачи знаний в компании, продуцирования креативных и новаторских идей, опережающих время, эффективного стратегического менеджмента и умения предвидеть траектории развития рынков и потребительских предпочтений на много лет вперед, находить (и создавать) новые рынки товаров и услуг, уметь мыслить глобально. Основными предпосылками успешных конкурентных стратегий является инновационная корпоративная культура, значительные инвестиции в интеллектуальный капитал, высокий уровень вовлеченности сотрудников в конструирование конкурентных стратегий и их реализацию [18]. Принимая во внимание классические взгляды на выбор конкурентных стратегий, изложенные в работе «Конкурентный анализ» М. Портера [8], в условиях экономики знаний наиболее интеллектуалоемкими представляются стратегии дифференциации, которые предъявляют следующие требования к ресурсам: творческие способности, высокий потенциал фундаментальных исследований, технологическое лидерство фирмы, уникальные сочетания навыков, в том числе и полученных в других отраслях, тесная кооперация с каналами сбыта, возможность привлечения рабочей силы с высоким уровнем интеллектуального, в т. ч. и человеческого капитала. Идеи относительно накопления конкурентных привилегий посредством технологического, инновационного и интеллектуального развития организаций являются одной из центральных линий последнего отчета специалистов ЮНКТАД «Технологии и инновации 2015» [20]. Из доклада следует, что роль технологических знаний во взаимосвязи с высоким инновационным потенциалом создают уникальные самообучающиеся структуры, конкурентоспособность которых заключается в новаторских управленческих и производственных решениях, наращивании их социального значения и роли в общей конкурентоспособности национальных экономик.

Следовательно, аналитический обзор точек зрения представителей гарвардской школы бизнеса на проблемы построения конкурентных стратегий организаций в современных условиях позволяет выделить такие основные моменты: конкурентная стратегия должна содержать образ будущего, инвестиции в который является неотъемлемой частью конкурентной борьбы, именно инновации и креативность в развитии, создании или обновлении товаров и услуг является залогом опережения конкурентов в гиперконкурентной среде; накопление знаний и повышения уровня инновационной культуры являются предпосылкой успеха на рынке.

Разработка конкурентных стратегий в условиях экономики знаний также требует внутреннего анализа ресурсов предприятий реального сектора экономики, поскольку основой создания уникальных конкурентных преимуществ являются именно ресурсы. Главная задача использования ресурсов при этом ставится следующим образом: секрет прибыльности не в том, чтобы делать тоже самое, что и другие компании, а в том, чтобы использовать собственные отличия. Согласно Р. Гранту [2] предприятиям реального сектора экономики необходимо четко определить состояние материальных, нематериальных и человеческих ресурсов и их вклад в создание уникальных конкурентных преимуществ, а также ресурсные дефициты, которые необходимо ликвидировать в условиях экономики знаний.

Эффективность конкурентных стратегий в экономике знаний должна основываться на продуктивности знания как наиболее ценного ресурса, что проявляется в новых решениях, инновациях в продуктовых линиях, новых методах ведения конкурентной борьбы. Достаточно объективные выводы относительно разработки конкурентной стратегии организаций в экономике, основанной на знаниях, содержатся в исследованиях Г. Хамела, который полагает, что успех на рынке и конкурентоспособность компаний прямо пропорциональны количеству творческих и креативных идей, внедренных в ее практику и принятым нестандартным стратегическим решениям [11]. Поиск подходов к разработке конкурентной стратегии организаций в условиях экономики, основанной на знаниях, обращает внимание на достаточно аргументированные выводы Дятлова С. А. и Карлика А. Е.[4] согласно которым, основными и решающими факторами победы в конкурентной борьбе являются опережающие инновации стратегического значения и новые методы ведения конкурентной борьбы в условиях гиперконкуренции. Согласно аналитическим исследованиям ведущих мировых институтов [13; 16; 20] предприятия все чаще используют данные утверждения при разработке конкурентных стратегий в условиях перехода к экономике знаний.

Разделяя приведенные выше убеждения думается, что при таком подходе разработка конкурентной стратегии предприятий реального сектора экономики должна базироваться на продуктивном новаторстве (инновации ради результата, а не исследования ради исследований), которое предполагает не только продуцирование идей, но и результативное их внедрение, формировании новых свойств продукции и структуры ресурсов (знания должны существенно преобладать над материально-вещественными ресурсами).

Главным условием построения эффективных конкурентных стратегий в процессе перехода к экономике знаний является обновление подходов (образа мышления) к стратегическому управлению. Достаточно свежий взгляд на формирование основы стратегического развития организаций в условиях экономики, основанной на знаниях, содержит утверждение о том, что «…практически ничего невозможно почерпнуть из предшествующего опыта, все необходимо изучать и разрабатывать заново — в этом сложность, и интерес экономики знаний» [7]. Некоторую созвучность в области поиска будущего организации данная позиция имеет с представлениями о методах конкурентной борьбы в будущем Г. Хамела и К. Прахалада [10; 11]. По мнению ученых, главным свойством организации в перспективе будет являться способность забывать. Это свойство в процессе разработки конкурентных стратегий отечественных организаций используется в наименьшей мере: зачастую опыт прошлого переносится в будущее, что приводит к длительной устойчивости управленческих концепций и наносит значительный вред, выражающийся в неспособности создания и применения проактивных практик ведения конкурентной борьбы на меняющихся рынках. В рамках данного подхода как никогда актуальным выглядит классическое убеждение Й. Шупметера, отражающего взгляды австрийской научной школы, согласно которому процесс конкурентного соперничества оказывает решающее значение на будущую структуру отраслей. Чем выше уровень инновационности, новаторства и креативности в отраслевых организациях — тем быстрее развивается и трансформируется структура отраслевого и смежных рынков. Как дополнение данного подхода к разработке конкурентных стратегий можно воспринимать идеи Гиуса А. [1], согласно которым основные конкурентные преимущества компаний в будущем будут основаны на гибкости, способности обучаться и перевоплощаться, создавать креативные и уникальные товары и услуги, обладающие максимальной потребительской ценностью. Условия разработки конкурентной стратегии в условиях экономики, основанной на знаниях, достаточно широко представлены в исследованиях Линдгрен М. и Бандхольд Х. [5] которые полагают, что мышление, игра и созидание практически в равных долях обеспечивают успех фирмы на рынках будущего. При этом следует обращать внимание на постоянное завоевание не доли рынка, а пальмы интеллектуального первенства.

Таким образом, проведенные исследования позволяют поставить для последующего решения такие задачи перед предприятиями реального сектора экономики при разработке конкурентных стратегий в условиях перехода к экономике знаний: создание интеллектуалоемких полифункциональных креативных товаров, которые в основном состоят из знаний, перейти от критерия «доля рынка» как показателя конкурентоспособности к таким параметрам как оптимизация цепочек «новаторство — затраты — качество, уникальность», достижение интеллектуального лидерства, наращивание знаний и повышение продуктивности их использования, создание ценного продукта, опережающего время, разрабатывать конкурентные стратегии отталкиваясь не от конкуренции в рамках существующих отраслей, а от конкурентной борьбы за формирование структуры и тенденций развития будущих (новых) отраслей, провести рекомбинацию компетенций и строить конкурентную борьбу на уникальном образе, инновационной культуре, способности самообучаться и принимать нестандартные решения в борьбе за индивидуальные приоритет. Соответственно менеджмент должен постоянно продуцировать новые новаторские идеи, методы, способы завоевания лидерских позиций посредством которых будут преодолеваться институциональные ограничения, рыночные барьеры, ловушки. В теоретико-методическом плане необходимо решить ряд вопросов, связанных с обновлением подходов к структуре конкурентных преимуществ, более глубокой детализацией методов ведения конкурентной борьбы в условиях перехода к экономике знаний, оценкой знаний и их вклада в конкурентоспособность организаций реального сектора экономики как наиболее ценного ресурса.

Литература:

  1. Гиус А. Живая компания. Рост, научение и долгожительство в деловой среде. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 448 с.
  2. Грант P. М. Современный стратегический анализ Издательство: СПб. Питер Серия: Классика МВА, 2008–560 с.
  3. Доклад ЮНЕСКО «К обществам знания». [Электронный ресурс]. URL: http://www.vmurol.com.ua/upload/Navchalno_motodichna_robota/Navchalno_motodichna_materiali/Inshe/Na_puti_k_obshestvam_znaniya.pdf. (дата обращения: 10.02.2016).
  4. Дятлов С. А., Карлик А. Е. Трансформация экономических систем в условиях глобальной инновационной гиперконкуренции // Партнерство цивилизаций, 2013. — № 3. — С. 142–160.
  5. Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией. — М.: ЗАО «Олимп —Бизнес», 2009. — 256 с.
  6. Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. — М.: ЗАО «Издательство экономика», 2007. 204 с.
  7. Пилипенко Е. В. Экономика знаний: мифы и реальность // Энергия: экономика, техника, экология, 2015. — № 12. — С. 54–60.
  8. Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
  9. Сухарев О. С. Информационная экономика: знание, конкуренция и рост. — М.: Финансы и статистика, 2015. — 288 с.
  10. Хамел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. — М.: Олимп-Бизнес, 2014. — 288 с.
  11. Хамел Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни. / Пер. с англ. — СПб.: BestBusinessBooks, 2007. — 370 с.
  12. Competitiveness Rankings [Электронный ресурс]. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015–2016/competitiveness-rankings/#indicatorId=GCI.C (дата обращения: 10.02.2016).
  13. Creative Economy: A Feasible Development Option [Электронныйресурс]. URL: http://unctad.org/en/pages/PublicationArchive.aspx?publicationid=946 (дата обращения: 10.02.2016).
  14. Dorothy Leonard, Walter Swap, Gavin Barton Critical Knowledge Transfer: Tools for Managing Your Company's Deep Smarts. — HARVARD BUSINESS, 2015–240 с.
  15. Knowledge Assessment Methodology 2012. [Электронныйресурс]. URL: http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/WBI/WBIPROGRAMS/KFDLP/EXTUNIKAM/0,,menuPK:1414738~pagePK:64168427~piPK:64168435~theSitePK:1414721,00.html (дата обращения: 10.02.2016).
  16. Knowledge Management (KM) — How to Beat the Baby Boomer Retirement Blues [Электронныйресурс]. URL: http://www.cio.com/article/2447793/enterprise-software/knowledge-management--km----how-to-beat-the-baby-boomer-retirement-blues.html (дата обращения: 10.02.2016).
  17. Knowledge-based capital, innovation and resource allocation A GOING FOR GROWTH REPORT. [Электронный ресурс]. URL: — http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/5k46bh92lr35.pdf?expires=1454602563&id=id&accname=guest&checksum=8EC2D11C9FFF26B668A176E29D5CC820 (дата обращения: 10.02.2016).
  18. Leinwand Р., Mainardi С. Strategy That Works: How Winning Companies Close the Strategy-to-Execution Gap [Электронныйресурс]. URL: https://hbr.org/2015/12/5-ways-to-close-the-strategy-to-execution-gap (дата обращения: 10.02.2016).
  19. Porter, Michael E. «Shared Value and Strategy». Paper presented at the Shared Value Leadership Summit, FSG, New York, NY, May 12, 2015. [Электронный ресурс]. URL:http://www.hbs.edu/faculty/Publication %20Files/Michael %20Porter %20- %20CSV %20and %20Strategy %20presentation_5c6accd5–94ac-444c-ac01–24772ce95bfa.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
  20. Technology and Innovation Report of 2015 [Электронныйресурс]. URL:http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=1416 (выпуск от 17 декабря 2015 года). (дата обращения: 10.02.2016).
  21. The Knowledge Economy Index / Индекс экономики знаний [Электронный ресурс]. URL: http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/WBI/WBIPROGRAMS/KFDLP/EXTUNIKAM/0,,menuPK:1414738~pagePK:64168427~piPK:64168435~theSitePK:1414721,00.html (дата обращения: 10.02.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle