Библиографическое описание:

Ветошкин А. А., Витоженц А. С. Отражение последствий санкций европейских стран на международные перевозки РФ // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 506-512.



В статье рассматриваются качественные и количественные характеристики влияния санкций со стороны ЕС на международные перевозки РФ и изменение приоритетов транспортных направлений.

Ключевые слова: санкции ЕС, экономика, международные перевозки РФ, импорт, экспорт, внешний рынок, логистика.

По утверждению классиков политика всегда являлась концентрированным выражением экономики, но в предыдущем столетии и особенно в первой половине этого века к руководству некоторых государств пришли политиканы, неспособные реально оценивать сложившуюся ситуацию и анализировать возможные последствия принятия ими политических решений (санкции, эмбарго прямые и косвенные) в угоду своих амбиций и олигархических кланов в экономике своих стран и других государств. В результате чего деформируются понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов, стратегии и тактики международной и национальной логистики [1], нарушается сложившаяся система внешнеторговых связей и как следствие международных перевозок, направлений транспортных маршрутов [2,3], международных торговых и товаропроводящих сетей [4], идет переориентация на новые логистические направления, включая и государства Евразийского таможенного союза [5,6].

Данная работа отражает сформировавшиеся научно-исследовательские направления научной школы кафедры логистики ГУУ под руководством д. э.н. профессора Б. А. Аникина [7–9] и выполнена в продолжении ужеосуществленных публикаций данного авторского коллектива [10–11], поскольку в настоящее время требуется существенная корректировка собственной национальной логистической системы в сфере международных перевозок, каналов и цепей поставок [12].

Евросоюз является крупнейшим торговым партнером России, как это показано в таблицах 1 и 2, а также далее [13], поэтому санкции со стороны ЕС, естественно, оказали существенное влияние на международные перевозки РФ, изменили приоритеты транспортных направлений. Качественные и количественные характеристики этого влияния будут рассмотрены далее по тексту работы.

Таблица 1

Крупнейшие торговые партнеры РФ (по регионам)

Регион

Доля оборота, 2014г.,%

Доля оборота, 2015г.,%

1

ЕС

48,1

44,8

2

Страны СНГ

12,3

12,5

3

Страны ЕАЭС

7,1

7,8

4

Страны АТЭС

26,9

28,1

Таблица 2

Крупнейшие торговые партнеры РФ (по странам)

Страны

Товарооборот, млрд. долларов США, 2015г.

Доля от оборота в 2014г. вденежном выражении,%

1

Китай

63,6

71,9

2

Германия

45,8

65,3

3

Голландия

43,9

59,9

4

Италия

30,6

63,2

5

Турция

23,4

73,9

6

Япония

21,3

69,3

7

США

20,9

71,9

8

Республика Корея

18,1

66,2

9

Польша

13,8

59,7

10

Франция

11,6

63,8

Сами по себе санкции Евросоюза (США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Королевства Норвегии) носят прежде всего финансовый характер, а также ограничивают доступ компаний РФ к современным и инновационным технологиям в области добычи, переработки нефти, газа и других углеводородов, в оборонной сфере и т. д., следовательно, какого-либо существенного прямого влияния непосредственно на международную логистику РФ в части импорта они не оказывают.

С другой стороны, Россия была вынуждена ввести ассиметричные санкции на импорт продовольственной продукции из стран, которые ввелипротив нее санкции с целью обеспечения собственной внешнеэкономической безопасности. Поскольку доля продовольствия в импорте очень существенна, как это показано в таблице 3 далее [14], ответные ассиметричные санкции РФ привели к серьезным изменениям в международных логистических маршрутах и цепочках поставок и каналов распределения и сбыта России. Согласно постановлению Правительства РФ № 625 от 25 июня 2015 г. из таблицы выше к ввозу на территорию РФ запрещены следующие товары, страной происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Королевство Норвегия представлены в табл. 4.

Таблица 3

Импорт вРФ важнейших продукции итоваров по кодам ТН ВЭД

Код ТН ВЭД

Наименование

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

тыс. тонн

млн.$

Тыс. тонн

млн.$

тыс. тонн

млн.$

Всего:*

-

150676,8

-

130258,7

-

20418,1

0201–0204

Мясо свежее и мороженое

555,5

2 192,5

512,5

2024,3

43,0

168,2

0207

Мясо птицы свежее и мороженое

214,4

340,3

166,4

241,5

48,1

98,8

0302–0304

Рыба свежая и мороженая

337,3

1 004,5

332,0

986,7

5,2

17,9

0402

Молоко и сливки сгущенные

80,5

256,5

12,7

44,7

67,8

211,8

0405

Масло сливочное

62,6

266,7

48,4

202,9

14,2

63,7

0805

Цитрусовые

854,0

869,9

850,9

868,1

3,1

1,7

0901

Кофе

62,2

232,0

61,2

221,2

1,0

10,8

0902

Чай

84,6

343,7

82,2

304,1

2,3

39,5

10

Зерновые культуры

-

386,8

-

232,3

-

154,5

1001

Пшеница и меслин

483,2

136,7

10,2

2,0

473,0

134,7

1003

Ячмень

192,3

65,6

188,8

64,7

3,5

0,9

1005

Кукуруза

42,6

119,5

26,9

103,6

15,7

15,9

1512

Масло подсолнечное

8,0

10,9

0,6

0,9

7,5

10,0

1602

Изделия и консервы из мяса

16,2

79,3

11,6

59,2

4,6

20,0

170112–170114

Сахар-сырец

350,3

170,9

350,0

170,7

0,3

0,2

1701991000

Сахар белый

34,4

21,1

22,1

13,4

12,3

7,7

1801

Какао-бобы

24,6

85,4

24,3

69,4

0,3

16,1

1806

Продукты, содержащие какао

77,6

318,2

27,1

147,9

50,6

170,4

22

Напитки алкогольные и безалкогольные

-

1 289,9

-

1044,0

-

245,9

2402

Сигареты и сигары

-

55,4

-

54,4

-

1,0

2606

Руды и концентраты

алюминиевые

30,0

7,6

27,4

7,0

2,6

0,5

2701

Уголь каменный

8 166,1

331,9

254,8

62,1

7911,3

269,7

2709

Нефть сырая

519,7

89,9

0,0

0,0

519,7

89,9

2710

Нефтепродукты

549,8

800,4

212,8

544,8

336,9

255,6

2710124100–2710125900

Бензин автомобильный

189,1

153,1

1,4

1,9

187,6

151,2

2710193100–2710194800

Дизельное топливо, не содержащее биодизель

35,1

25,3

1,4

1,8

33,7

23,5

271019510–271019680

Топлива жидкие, не содержащие биодизель

0,1

0,1

0,1

0,1

-

-

2711210000

Газ природный, млрд.куб.м

4,2

115,4

0,0

...

4,2

...

2716

Электроэнергия, млн.кВт-ч

2 574,5

70,7

306,0

9,2

2268,5

61,5

2941

Антибиотики

-

51,7

-

49,6

-

2,1

3003–3004

Медикаменты

-

5 766,0

-

5713,0

-

53,0

3808

Химические средства защиты растений

59,1

418,6

57,9

403,6

1,2

15,0

4001–4002

Каучук натуральный и синтетический

83,1

236,8

83,1

236,8

0,0

0,0

5201

Волокно хлопковое, нечесаное

27,7

40,1

0,1

0,1

27,6

40,0

5208–5212

Ткани хлопчато­бумажные, 1000 кв.м

88 286,4

69,8

57864,4

49,5

30422,0

20,2

61–62

Одежда

-

3 864,2

-

3187,2

-

676,9

6403

Обувь кожаная, млн.пар

43,4

1 008,2

40,3

943,7

3,1

64,5

72

Черные металлы

3 164,3

2 886,2

1062,1

1435,4

2102,1

1450,8

72 (кроме 7201–7204)

Черные металлы (кроме чугуна, ферросплавов, отходов и лома)

2 971,6

2 606,2

995,1

1288,2

1976,6

1318,0

7304–7306

Трубы стальные

487,8

877,0

245,8

550,8

242,0

326,1

84–90

Машины и оборудование

-

73 599,1

-

66237,6

-

7361,5

8703

Автомобили легковые, 1000 шт.

445,2

8 671,0

412,2

8439,9

33,0

231,1

8704

Автомобили грузовые, 1000 шт.

44 608,0

1 328,9

43,6

1157,7

1040,0

171,2

9401–9403

Мебель

-

1 564,6

-

1377,6

-

187,0

В целом, приведенные в данной работе информационные статистические данные можно сформулировать в трех основных направлениях: Россия является пятым государством по величине импортером сельскохозяйственной продукции в мире после ЕС, США, Китая и Японии, поскольку закупает 35 % всего потребляемого ею продовольствия и 40 % от этого импорта приходилось до введения санкций и ответных санкций именно на страны Европейского Союза (затем идет Бразилия примерно — 9 % от всего импорта продовольствия в Россию) [15].

Таблица 4

Перечень товаров, запрещенных кввозу вРоссию из США, стран ЕС, Канады, Австралии, Новой Зеландии иКоролевства Норвегии

Код ТН ВЭД ТС

Наименование товара

201

Мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное

202

Мясо крупного рогатого скота, замороженное

203

Свинина свежая, охлажденная или замороженная

207

Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, указанной в товарной позиции 0105, свежие, охлажденные или замороженные

из 0210**

Мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое

0301, 0302, 0303, 0304, 0305, 0306, 0307, 0308

Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные

0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406

Молоко и молочная продукция

0701, 0702 00 000, 0703, 0704, 0705, 0706, 0707 00, 0708, 0709, 0710, 0711, 0712, 0713, 0714

Овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды

0801, 0802, 0803, 0804, 0805, 0806, 0807, 0808, 0809, 0810, 0811, 0813

Фрукты и орехи

1601 00

Колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе

1901 90 110 0, 1901 90 910 0

Готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров

2106 90 920 0, 2106 90 980 4,

Пищевые продукты (молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров)

2106 90 980 5, 2106 90 980 9

Естественно, указанные выше наименования импортной продукции пришлось заменять аналогичной товарной продукцией из других стран происхождения, а это автоматически повлекло за собой изменение импортных логистических потоков. Прежде всего очевидно, что серьезно сократился в натуральном выражении объем сухопутных грузовых перевозок из Европы в Россию, т. к. продукты питания — это в целом дешевый вид продукции, если смотреть на пропорцию «цена/физический объем». Как следствие, нетрудно предположить, что пропорциональным образом вырос объем морских перевозок из тех стран, которые стали заменой европейским поставщикам (страны Латинской Америки, Китай и другие страны ЮВА и АТОР, а также ряд ближневосточных стран, прежде всего Иран).

На достаточно короткий период по времени львиную долю, например, фруктов и овощей на российском рынке предполагалось заменить продукцией из Турции. Но данная тенденция не успела получить серьезного развития, поскольку Турция сама оказалась в списке санкционных стран.

Если вопросы, связанные с изменениями импортных логистических потоков в связи с санкциями, были решены вполне безболезненно, если не считать роста транспортно-заготовительных расходов, которые легли бременем на карман отечественного потребителя, то гораздо тяжелее и тоньше оказался вопрос, связанный с нашим экспортом. В таблице 5 приведена структура экспорта РФ.

Таблица 5

Экспорт РФ вразрезе по кодам ТН ВЭД

Код ТН ВЭД

Наименование

Всего

Дальнее зарубежье

СНГ

тыс. тонн

млн.$

тыс. тонн

млн.$

тыс. тонн

млн.$

Всего:

-

345 932,3

-

298 657,4

-

44 769,3

1001

Пшеница и меслин

21 234,2

3 948,7

19 713,2

3 657,3

1 521,0

291,5

2208601100

Водка, дал 100 % спирта

1 906 836,2

119,3

1 437 693,3

95,6

469 142,9

23,7

2510

Фосфаты кальция

1 976,0

328,7

1 883,8

314,0

92,2

14,7

2601

Руды и концентраты железные

21 254,5

1 013,8

18 298,8

900,4

2 955,7

113,4

2701

Уголь каменный

152 662,9

9 480,3

142 447,0

8 732,3

10 216,0

748,0

2704

Кокс и полукокс

2 448,6

357,7

824,9

104,9

1 623,8

252,8

2709

Нефть сырая

244 485,1

89 576,5

221 603,4

83 955,7

22 881,7

5 620,8

2710

Нефтепродукты

171 534,5

67 403,1

163 262,1

63 348,7

8 272,4

4 054,4

2710124100-

2710125900

Бензин автомобильный

4 746,2

2 481,0

2 449,0

1 317,6

2 297,3

1 163,5

2710193100–2710194800

Дизельное топливо, не содержащее биодизель

51 021,3

25 853,4

47 820,8

24 112,7

3 200,5

1 740,6

271019510–271019680

Топлива жидкие, не содержащие биодизель

89 206,6

26 381,6

87 939,2

25 990,8

1 267,4

390,8

2711110000

Газ природный сжиженный, млн.куб.м

21,4

4 546,1

21,4

4 546,1

-

-

2711210000

Газ природный, млрд.куб.м

185,5

41 844,3

144,7

...

40,7

...

2716

Электроэнергия, млн.кВт-ч

18 243,0

744,1

11 272,0

453,1

6 971,0

290,9

2814100000

Аммиак безводный

3 585,1

1 355,8

1 127,6

443,6

2 457,4

912,2

290511

Метанол

1 261,4

331,2

1 222,8

314,9

38,6

16,3

3102

Удобрения минеральные азотные

11 593,7

2 672,2

10 431,4

2 409,4

1 162,3

262,8

3104

Удобрения минеральные калийные

11 185,4

2 958,1

11 109,4

2 936,2

76,1

21,9

3105

Удобрения минеральные смешанные

8 856,5

3 220,6

7 641,3

2 784,5

1 215,2

436,1

4002

Каучук син­тетический

936,6

1 377,4

882,9

1 303,6

53,8

73,8

4403

Лесоматериа­лы необработанные,1000 куб.м

19 440,4

1 339,3

18 777,9

1 313,7

662,5

25,7

4407

Лесоматериа­лы обрабо­танные

14 326,4

3 073,5

11 434,9

2 656,3

2 891,4

417,3

4412

Фанера клееная, 1000 куб.м

2 209,3

990,9

1 989,0

907,6

220,3

83,3

4702–4704

Целлюлоза древесная

2 068,2

1 047,5

1 997,6

1 009,9

70,6

37,6

4801

Бумага газетная

1 105,6

443,5

997,0

397,9

108,6

45,6

5208–5212

Ткани хлопчатобумажные, 1000 кв.м

82 058,1

36,8

6 788,9

2,4

75 269,3

34,3

72

Черные металлы

42 191,7

15 220,4

36 443,6

12 777,5

5 748,1

2 442,9

72 (кроме 7201–7204)

Черные металлы (кр. чугуна, ферросплавовотходов и лома)

28 312,2

10 871,1

23 975,4

8 799,3

4 336,8

2 071,8

7201

Чугун

5 339,5

1 381,1

5 238,7

1 349,5

100,8

31,6

7202

Ферросплавы

752,4

1 276,2

721,1

1 227,9

31,3

48,3

7207

Полуфабрикаты из углеродистой стали

14 641,8

4 636,7

14 316,1

4 544,8

325,7

91,8

7208–7212

Прокат плоский из углеродистой стали

7 968,0

3 321,0

6 521,5

2 530,0

1 446,5

791,0

7403

Медь рафинированная

563,2

3 084,7

557,3

3 061,8

5,9

22,9

7502

Никель необработанный

226,4

2 578,9

226,1

2 574,1

0,2

4,8

7601

Алюминий необработанный

3 461,1

6 075,7

3 407,2

5 970,1

53,9

105,5

84–90

Машины и оборудование

2 178,2

25 385,6

932,2

18 036,4

1 246,0

7 349,1

8703

Автомобили легковые, 1000 шт.

97,4

1 109,8

11,3

249,6

86,1

860,2

8704

Автомобили грузовые, 1000 шт.

20,0

451,5

5,3

221,6

14,7

230,0

Как нетрудно увидеть из таблицы, на втором месте после нефти и нефтепродуктов в списке экспортируемых Россией товаров идет газ, и это — трубопроводный газ. Логистика трубопроводного газа — абсолютно неэластичная и негибкая услуга, поскольку трубопровод строится один раз и на многие-многие десятилетия.

Следует отметить, что возможно его расширение, т. е. строительство второй, третьей и последующих нитей рядом, используя инфраструктуру и оборудование уже существующего трубопровода, но для магистральных газопроводов, по которым российский газ идет на экспорт, время от принятия решения о строительстве до запуска в опытную эксплуатацию очереднойнитки уходит примерно до десяти лет. Говорить о гибкости услуги транспортировки здесь не приходится.

В момент принятия санкций Брюссель однозначно исходил из того предположения, что России будет нечем ответить на угрозу снижения или полного прекращения закупок газа у отечественного «Газпрома», для которого Европа была крупнейшим потребителем на момент принятия санкций, как это видно из таблиц 6–7 ниже.

Таблица 6

Крупнейшие потребители газа, поставляемого Газпромом вдальнее зарубежье (2013г.) [4].

Страна

Объем экспорта, млрд. м3

Германия

40,15

Турция

26,69

Италия

25,32

Великобритания

12,54

Польша

9,79

Франция

8,17

Чехия

7,32

Венгрия

5,97

Словакия

5,42

Австрия

5,23

Финляндия

3,56

Болгария

2,80

Греция

2,62

Нидерланды

2,13

Румыния

1,19

Сербия

1,14

Словения

0,53

Швейцария

0,37

Дания

0,34

Босния и Герцеговина

0,19

Македония

0,05

Таблица 7

Прочие потребители газа, поставляемого Газпромом на внешние рынки (2013г.) [4]

Страна

Объем вмлрд. м3

Украина

25,8

Беларусь

19,8

Казахстан

4,7

Молдова

2,4

Литва

2,7

Армения

1,7

Латвия

1,1

Эстония

0,7

Грузия

0,2

Южная Осетия

0,028

Однако так сложились обстоятельства, что у России есть сосед, который обладает огромным внутренним рынком газа и с которым в данный момент у РФ достаточно хорошие отношения — речь идет про Китай. Россия ускорила соответствующие переговорные процессы и заключила с Поднебесной рамочный договор на поставку газа сначала с месторождений Восточной Сибири (что не являлось альтернативой Европе), а потом и контракт на поставку газа с месторождений Западной Сибири, которые являются сырьевой базой для поставок в Европу.

В итоге, можно сказать, что с точки зрения международной, трансграничной, импортной и экспортной логистики, Россия обеспечила себе достойные альтернативы странам ЕС, однако эти альтернативы относительно более затратны. В части импорта, судя по росту цен на продукты и величине инфляции, увеличение затрат не очень критично, в части экспорта — дополнительные затраты весьма ощутимы из-за необходимости строительства двух магистральных трубопроводов в Китай.

Литература:

  1. Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27–36
  2. Воронов В. И., Воронов А. В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  3. Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
  4. Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
  5. Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентоввысших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» — 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2013. -173 с.
  6. Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2014. -158 с.
  7. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71–75.
  8. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5–15.
  9. Ветошкин А. А., Витоженц А. С. Системный анализ в логистике потоков готовой товарной продукции автомобильной отрасли. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. // Журнал научных публикаций № 12 (декабрь) Часть III. С. 28–33. Москва. 2015.
  10. Ветошкин А. А. Исследование исторических аспектов специфики формирования логистики организации современного снабжения и обеспечения для автопроизводства. Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. // Сборник статей Международной научно-практической конференции. С 119–122. Уфа. РИО МЦИИ «Омега Сайнс». 2015.
  11. Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56–59.
  12. Петухов Д. В. Теоретические принципы разработки стратегии развития национальной логистической системы управления. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 37–42.
  13. Федеральная таможенная служба, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL:http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22570:-------2015-&catid=53:2011–01–24–16–29–43 (дата обращения: 15.03.16)
  14. Федеральная таможенная служба, архив статистических данных, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.fas.usda.gov/data/russia-bans-key-us-agricultural-exports (дата обращения: 15.03.16)
  15. Газпром в вопросах и ответах. 09.07.2014, Официальный сайт Газпрома. (дата обращения 15.03.16)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle