Обзор мобильных приложений для изучения немецкого языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 24.04.2016

Статья просмотрена: 785 раз

Библиографическое описание:

Урбаева, А. П. Обзор мобильных приложений для изучения немецкого языка / А. П. Урбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1299-1301. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28895/ (дата обращения: 20.04.2024).



Обзор мобильных приложений для изучения немецкого языка

Урбаева Александра Павловна, кандидат филологических наук, старший преподаватель

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова

На данный момент мобильные приложения являются одним из составляющих мобильного обучения, представляющего собой многообещающее и востребованное направление в образовании. MLearning подразумевает обучение посредством мобильных технологий, которое не имеет ограничений по областям использования, т. е. одинаково успешно может быть использовано в процессе школьного, вузовского, дистанционного обучения и самообразования.

Сфера применения мобильных приложений постоянно расширяется в соответствии с требованиями современной действительности. Подтверждением тому может выступить статистика, приведенная в рамках статьи «Приложения App Store в цифрах и графиках» [4], демонстрирующая распределение приложений по категориям применения в США. Предсказуемым является первое место, занимаемое игровыми приложениями. Тем не менее, вторую позицию удерживают приложения образовательного характера, третье место закрепилось за бизнес-приложениями. Несмотря на то, что статистика приведена по США, общие тенденции развития рынка приложений касаются и России. По данным сайта iVengo, меняется динамика пользования мобильными приложениями. Каждый пользователь загружает от 10 до 30 приложений. К тому же участилось количество посещений на одного пользователя [3].

Сегодня пользователи, решившие изучать иностранный язык, могут выбирать из нескольких сервисов. В сегменте приложений по изучению немецкого языка можно выделить несколько популярных разработок: Duolingo, Nemo, Lingualeo, Busuu, Deutschakademie, Полиглот, Babbel, Rosetta Stone. В рамках данной статьи остановимся на некоторых из перечисленных.

Безусловно, у каждого из этих приложений есть свои преимущества, а также недостатки, но все они объединены общей целью — сделать обучение немецкому языку более доступным, используя в той или иной степени элементы геймификации. Можно сказать, что игра является одним из основных составляющих современного мобильного образования.

Как отмечает Е. К. Бауэр, «к содержанию мобильного обучения, именуемому мобильным образовательным контентом применяют ряд требований:

– Компактность — компоненты мобильного обучения должны быть короткими по продолжительности, учитывая то, что они доступны в среде, в которой вероятны потенциальные перерывы в связи.

– Высокий уровень микроэргономики — высокое качество изображения/звука при малом размере экрана. Малый размер выходного файла (быстрота загрузки).

– Повсеместность и доступность — мобильный учебный контент можно получить в любом месте, независимо от местонахождения. Все больший охват провайдеров мобильных сетей и наличие мобильных устройств обеспечивает повсеместное присутствие сервисов мобильного обучения, в любое удобное для учащегося время.

– Доступ по требованию — по своей природе мобильное устройство обеспечивает доступ по требованию для учащегося, максимально используя потенциал доставки ценного содержания в момент необходимости» [2].

В плоскости обучения иностранным языкам Ю. В. Трошина и Н. О. Вербицкая дают авторское определение мобильному обучению: «Мобильное обучение иностранным языкам — это такая форма организации автономного и персонализированного учебного процесса, где основой или доминирующей технологией являются мобильные устройства связи (смартфоны, планшеты и т.п.), с помощью которых учащиеся могут формировать и совершенствовать языковые навыки, социокультурные и межкультурные компетенции не только во время занятий в классе, но и в любое удобное для них время и находясь в любом месте» [5].

Несмотря на достаточно широкий выбор мобильных приложений по изучению иностранных языков, ставится вопрос о готовности педагогических кадров использовать и внедрять мобильные приложения в образовательный процесс. Как показывают статистические данные, средний возраст пользователя мобильными приложениями составляет 25-35 лет. Другой не менее важный вопрос касается того, насколько эффективно может применяться мобильный образовательный контент в образовательном процессе.

Мобильное приложение Duolingo предлагает обучение иностранному языку, как для начинающих, так и для продолжающих, с опцией постановки ежедневной цели, определяющей степень интенсивности изучения языка. Создатели Duolingo ссылаются на независимое исследование университетов City University of New York и University of South Carolina, проводившееся в 2012 году, подтвердившее, что 34 часа занятий на Duolingo приблизительно равны семестру обучения в университете.

«Участники прошли один и тот же университетский тест на уровень знания языка в начале и в конце курса. Прогресс измерялся разницей баллов между первым и вторым тестами. Исследование показало, что человеку без знания испанского языка потребуется от 26 до 49 (в среднем 34) часов на освоение материала одного семестра университета. Учитывая, что семестр в университете обычно занимает больше 34 часов, данное исследование признаёт, что обучение с Дуолинго эффективнее среднего университетского курса» [6].

Как отмечают Н. В. Аксенова и Д. В Шепетовский, для пользователя с высокой мотивацией сайт Duolingo предоставляет отличные образовательные возможности, которыми высокомотивированные студенты воспользовались и в нашем случае, и продолжают пользоваться сайтом, даже после того, как большинство их коллег отказались от него. Но он не решает нашу задачу низкой мотивации к внеаудиторной деятельности. Для решения этой проблемы необходимо более полное использование игрофикации, с вовлечением студентов-участников в сюжет [1].

Базовым выступает принцип последовательности, т. е. переход к следующему уроку возможен только в случае успешного прохождения предыдущего. Тем не менее, существует функция досрочной сдачи урока. По достижении определенного количества очков происходит переход от уровня к последующему вплоть до 25-го. К сожалению, данный уровень никак не соотносится с Общеевропейской шкалой языковой компетенции (CEFR), общепризнанным стандартом, используемым для описания уровня знания языка. Напротив, в набирающем популярность мобильном приложении Deutschakademie все задания подразделены на уровни в соответствии со шкалой языковой компетенции. Так, пользователю на выбор предлагаются упражнения, соответствующие 5 уровням (от A1 до C1).

Приложение Deutschakademie делает акцент на изучении грамматики немецкого языка. Оно предназначено для тех, кто уже в достаточной мере владеет немецким языком, обладает хорошим словарным запасом. Курс содержит более 20 тысяч грамматических упражнений, доступ к которым открыт всем желающим на безвозмездной основе, что немаловажно.

Несомненным преимуществом данного приложения является возможность оттачивать свои грамматические навыки по большому массиву упражнений, соответствующих разделам из аутентичных учебников немецкого языка. Здесь представлены такие популярные издания, как Delfin, Lagune, Schritte, Schritte International, Tangram, Themen aktuell, Themen neu, Berliner Platz, Optimal и др. (итого более 70 учебников).

Несмотря на аскетичный интерфейс, приложение Deutschakademie имеет очень мощное содержание и может быть эффективно использовано в процессе обучения/самообучения немецкому языку. Также следует отметить хорошо проработанные примеры, безусловно, способствующие расширению словарного запаса изучающего немецкий язык. Таким образом, Deutschakademie можно назвать эффективным тренажером по грамматике немецкого языка.

В пробной бесплатной версии можно ознакомиться с ресурсом Babbel, предлагающим курсы по 13 языкам с медиа-материалами. Babbel представляет собой систематизированные уроки и упражнения, вводящие новую лексику, тренирующими произношение и грамматику. Немаловажно, что слова презентуются сразу в той форме, в которой употребляются в предложениях и диалогах. Также здесь дается статистика изучения, в виде диаграммы. Babbel состоит из курсов для начального и продвинутого уровня. Также выделен отдельный раздел по грамматике немецкого языка.

Еще одно популярное мобильное приложение Nemo позволяет совершенствовать свои фонетические навыки, записывая и прослушивая себя посредством опции «Студия записи». Не все приложения по изучению иностранных языков обладают подобной функцией, что выделяет Nemo среди себе подобных. Пользователю предоставляется возможность сравнить свое произношение с эталонным (в исполнении носителя языка).

Приложение может быть использовано в автономном и авиарежиме, что делает его еще более доступным для широкой аудитории. В отличие от Deutschakademie здесь не предполагается владение немецким языком, целевая аудитория — изучающие немецкий язык «с нуля». Одна из задач Nemo — ознакомление с наиболее употребительными в той или иной ситуации словами и выражениями, подразделенными на более чем 32 темы (еда, путешествия, покупки, развлечения, достопримечательности, комплименты и др.). Разработчиками заявлено более 1200 слов и словосочетаний предлагаемых для изучения.

Необходимо еще раз подчеркнуть высокую степень актуальности данной тематики и высокий дидактический потенциал мобильного обучения в целом. В течение последних лет отмечается значительный рост количества мобильных приложений не только игрового характера. В этой связи открываются широкие возможности использования мобильных приложений разной направленности, образовательной в том числе. Приложения могут использоваться как дополнительное средство в обучении немецкому языку с учетом цели, поставленной перед изучающим. Получение новых знаний происходит достаточно динамично, благодаря своей доступности, несомненному удобству использования вне привязки к определенному месту и времени, с другой стороны.

Литература:

  1. Аксенова Н. В., Шепетовский Д. В. Опыт использования сайта duolingo.com в обучении английскому языку студентов технического ВУЗа // Молодой ученый. — 2014. -№ 7. — С. 484-486. URL: http://www.moluch.ru/archive/66/10989/ (дата обращения: 06.04.2016).
  2. Бауэр Е. К. Мобильные приложения в современном образовании. URL: http://it-pedagog.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=632&Itemid=57 (дата обращения: 06.04.2016).
  3. Инфографика мобильной аудитории. URL: http://i-vengo.com/main/infograph (дата обращения: 15.04.2016).
  4. Приложения App Store в цифрах и графиках. URL: http://apptractor.ru/deploy/app-stores/prilozheniya-app-store-v-tsifrah-i-grafikah.html (дата обращения: 06.04.2016).
  5. Трошина Ю.В., Вербицкая Н.О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3. — URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20164 (дата обращения: 15.04.2016).
  6. Duolingo. URL: http://english-info.ru/sites-and-services/duolingo/ (дата обращения: 06.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): немецкий язык, мобильное обучение, приложение, CEFR, иностранный язык, мобильное приложение, мобильный образовательный контент, образовательный процесс, США, языковая компетенция.


Похожие статьи

Мобильное обучение в изучении иностранных языков

Библиографическое описание: Сон И. С. Мобильное обучение в изучении иностранных языков

3. Образовательный эффект мобильного обучения у каждого индивидуальный, нет

5. Мобильное обучение — естественный процесс передачи и восприятия информации...

Роль современных мобильных приложений в учебном...

Применение мобильных технологий и обучающих приложений позволяет в дальнейшем совершенствовать педагогический процесс. Многие учёные и педагоги уверены...

Использование мобильных устройств в педагогической практике

мобильное обучение, учебный процесс, приложение, традиционное обучение, устройство, возможность, образовательный процесс, мобильный Интернет, иностранный язык, педагогическая практика.

Общеевропейские компетенции владения иностранным...

В статье анализируются основные общеевропейские компетенции владения иностранными языками и культурой и роль языкового портфеля в рамках преподавания французского языка...

Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма...

Мобильное обучение выводит преподавание и обучение за пределы физических ограничений учебного класса и образовательных ресурсов.

Анализ использования мобильных устройств в сфере информационно-библиотечного обслуживания в США и России.

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

иностранный язык, языковой портфель, портфолио, жизнь, непрерывное образование, язык, учебный процесс, образовательный процесс, языковая компетенция, языковое портфолио.

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков.

Мобильное обучение в изучении иностранных языков.

Применение лингвистического класса и инновационных...

иностранный язык, материал, английский язык, учебный процесс, реальная коммуникация, обучение, носитель языка, класс, иноязычное образование, языковой материал.

Современное положение и перспективы развития...

иностранный язык, электронное обучение, дистанционное обучение, процесс обучения, учебный процесс, преподаватель, образовательный процесс, иноязычная коммуникативная компетенция...

Похожие статьи

Мобильное обучение в изучении иностранных языков

Библиографическое описание: Сон И. С. Мобильное обучение в изучении иностранных языков

3. Образовательный эффект мобильного обучения у каждого индивидуальный, нет

5. Мобильное обучение — естественный процесс передачи и восприятия информации...

Роль современных мобильных приложений в учебном...

Применение мобильных технологий и обучающих приложений позволяет в дальнейшем совершенствовать педагогический процесс. Многие учёные и педагоги уверены...

Использование мобильных устройств в педагогической практике

мобильное обучение, учебный процесс, приложение, традиционное обучение, устройство, возможность, образовательный процесс, мобильный Интернет, иностранный язык, педагогическая практика.

Общеевропейские компетенции владения иностранным...

В статье анализируются основные общеевропейские компетенции владения иностранными языками и культурой и роль языкового портфеля в рамках преподавания французского языка...

Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма...

Мобильное обучение выводит преподавание и обучение за пределы физических ограничений учебного класса и образовательных ресурсов.

Анализ использования мобильных устройств в сфере информационно-библиотечного обслуживания в США и России.

Технология «языковой портфель» как инструмент мотивации...

иностранный язык, языковой портфель, портфолио, жизнь, непрерывное образование, язык, учебный процесс, образовательный процесс, языковая компетенция, языковое портфолио.

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении...

Коммуникативная компетенция в преподавании иностранных языков.

Мобильное обучение в изучении иностранных языков.

Применение лингвистического класса и инновационных...

иностранный язык, материал, английский язык, учебный процесс, реальная коммуникация, обучение, носитель языка, класс, иноязычное образование, языковой материал.

Современное положение и перспективы развития...

иностранный язык, электронное обучение, дистанционное обучение, процесс обучения, учебный процесс, преподаватель, образовательный процесс, иноязычная коммуникативная компетенция...

Задать вопрос