Библиографическое описание:

Палванова Ф. О. Правда о государственной системе Амира Темура // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 945-947.



С приобретением независимости настало время пользоваться духовным достоянием, созданным нашими великими предками, с огромным уважением вспоминать великих предков, великих мыслителей, оказывать им уважение и почёт.

Особенно на новый уровень поднялось изучение наследия Амира Темура в годы независимости. В 2016 году широко отмечается 680-летие Сахибкирана. Как бы ни было тяжелым, жестоким время и условия, узбекский народ никогда не забудет свою историю, величественных образов предков, всегда будет хранить память о них в своём сердце.

Тогда как в советское время в отношении Амира Темура, а вместе с ним и узбекского народа проводилась оскорбительная политика, за рубежом в память и в честь этого неповторимого человека было издано множество научных работ. Созданы художественно-культурные произведения, проводились международные конференции и симпозиумы, организованы всеобщие организации, открыты музеи, связанные с его именем.

ЮНЕСКО совместно с органами власти Узбекистана стало самоотверженно показывать и знакомить мировую общественность с великим вкладом Амира Темура в историю человечества. Во-первых, это доказывает непререкаемый авторитет нашего прадеда в мировой истории, во-вторых результат стараний Президента И.Каримова на пути восстановления исторического величия и национального достоинства.

В декабре 1995 года было принят указ об объявлении 1996 года годом Амира Темура. Неоднократно были изданы уложения Темура. Восстановлен мавзолей Амира Темура. 22–24 апреля 1996 года в Париже было проведено международное мероприятие под эгидой ЮНЕСКО.

Также в цели Амира Темура в сфере строительства великого государства были включены планы по превращению Средней Азии в в мировой культурный центр. Наряду с множественными военными походами и внутренними политическими мероприятиями проведённых Темуром для достижения своих политических целей также были осуществлены множественные мероприятия социально-культурного характера. В результате технических знаний мастеров творческих изысканий резко изменился облик городов. Были воздвигнуты величественные дворцы, роскошные мавзолеи, мечети и кельи, сады. Строительство величественных зданий оказывало служение славе государства Амира Темура. Поэтому он заказал сделать следующую надпись на портале здания Ок сарой в Шахрисабзе: «Если кто сомневается в нашем величии, пусть посмотрит построенные нами здания».

Если говорить объективно, при даче оценки Темурбеку и его государству мы видим три стороны: первое, Амир Темур так же как Искандер и Чингисхан непобедимый полководец, но в отличии от них он никогда не воевал лицом к лицу с народом или как Александр Македонский не истреблял людей, тогда как можно вспомнить, что македонцы в одной только Зарафшанской долине уничтожили 120 тысяч человек. Другая сторона вопроса в том, что они как Амир Темур широко не благоустраивали и не вели созидательные работы в покоренных ими странах. Херман Ванбери говоря об Амире Темуре и его централизованном государстве в первую очередь принимает во внимание именно эту сторону и приходит к справедливому мнению, что их нельзя ставить в один ряд. Второе, исследователи этой категории прислушиваются не к исторической справедливости, а к идеологии своего государства: если дать правдивую оценку Амир Темуру в сфере проводимой им государственной политики, высказывать открытое мнение о её правовых сторонах, они почувствуют пережитые различные притеснения, но проявив смелость, дадут беспристрастную оценку его справедливым делам. В- третьих эта категория стремится больше очернить Амира Темура. Например, высказанные Грановским по незнанию или намеренно мысли о неграмотности Амир Темура. Раз речь идёт о государственных задачах в «Уложениях», всё более ясным становятся ситуации, связанные с личностью Амира Темура. Противовес к высказываниям о «сложности его личности», «не он сам, время было сложным и противоречивым» встают перед нами во весь рост. В частности, он говорит, опираясь на свой опыт, что совет должен состоять из двух частей, первая –высказанная словесно, вторая — от чистого сердца. «Я просто слышал сказанное, -говорит он,-сказанное же от сердца я всегда воспринимал как совет и всегда прислушивался, и помещал в душу». Для правителей большую пользу приносит истинная информация и правдивое слово, потому что обман разваливает государство. Амир Темур с уважением относился к правдолюбам: «если человек, о каком-либо деле переживая и с умом, я слушал внимательно; если кто-то говорил по-мужски и кратко, прислушивался; если у кого-то спрашивал совета, взвесив все положительные и отрицательные стороны, выбирал правильный и богоугодный» [1].

«Уложения Темура,- пишет Х.Бобоев,- Кодекс Темура, то есть свод направлений законов и правил государства Темура и управления» [2]. Вначале века Д. И. Логофет, изучавший Бухарский эмират под протекторатом, называет его Конституционным документом, а также опираясь на эту мысль, считает, что в 500–600 лет назад в Туркистане появился Конституционный Кодекс [3]. Тожихонов и А.Саидов,- присущий Восточной и азиатской цивилизации, наряду с шариатом в 13–14 веках у народов Средней Азии оказывало решающее влияние на государство, «Ясо» Чингисхана и «Уложения Темура» были отдельной формой и характером конституционным документом» [4].

Построенное Амиром Темуром государство в первую очередь должно было воплотить в себя самую лучшую форму политической системы. Потому что в его понимании не организовав управленческий аппарат и неправильно направив его деятельность, нельзя было управлять обществом, воплотить в его жить ценности ислама, осуществлять текущую службу, крепко и справно держать чиновников. Как указано в уложениях Темура: «В делах империи, прежде всего, необходимо осуществить следующее: 1. Совет. 2.Совещание. 3.Решительный указ, предпринимательство и осторожность. 4. Осмотрительность» [5].

Империя Амира Темура занимает особое место в истории государственности узбекского народа как империя, основанная на единовластии, своей централизованностью, абсолютной монархией. Но с точки зрения государственности можем ли мы сказать, что это государство схоже с формами средневековых западноевропейских абсолютных монархий? Известно, что это государство было государством, опирающимся на Совет, совещание, учитывая мусульманское право подданных на законы и правила.

Можно сказать, что государство Амира Темура восстановило государственную систему Сомонидов, Караханидов, Сельджуков и Хорезмшахов, после долгого времени зависимости восстановило Туркестанское государство. Образовало централизованную систему великого государства в отличии от государственности иных узбеков. Показывает строгость правителя государства, предприимчивость, справедливость, но милосердность, человеколюбца, честного, в жизни побеждает не вражда, а справедливость. В уложениях большое внимание уделено его социально-политическим, правовым взглядам, выбору министров, амиров, девонбеги, областных деванов, беков и их назначение на должности с учётом их происхождения, ума, патриотизма, выдержанности, миролюбия, справедливости, высоких духовных качеств, сметливости, квалифицированности и взаимоотношений с людьми. Он правил государством не с позиции силы, а с позиции воздействия своих решений с позиции справедливости.

Литература:

  1. Темур тузуклари. — Тошкент, Адабиёт ва санъат нашриёти 1996, 26–27-б.
  2. Бобоев Ҳ.Б. Амир Темур ва темурийлар салтанати (ХIV-XV асрларда сиёсий ва ҳуқуқий таълимотлар тарихидан). — Тошкент: Камалак, 1996, 73-б. 3
  3. Логофет Д. И. Страна безправия. Бухарское ханство и его современное состоние. — Петербург. 1909. — С.206
  4. Тажихонов У. Т.,Саидов А. Х. Общая характеристика конституций мира. Конституция мира. Т.1. — Ташкент: Академия МВД, 1997, — С.4.
  5. Темур тузуклари. — Тошкент, Адабиёт ва санъат нашриёти, 1996, 24-б.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle