Библиографическое описание:

Султанов Х. Э., Бекмуротова Ш. Н. Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1241-1245.



The problem of the development of national art schools in the years of independence, voostanovlenie national identity, centuries-old traditions and customs, religion and literature, the development of various areas of the national in the twentieth century through the system of art education.

Keywords: rock paintings, Zoroastrianism, Eurasian thinking integration of cultures, continuity, visual arts, the artistic process, national traditions, creative method.

Искусство узбекского народа имеет древнюю историю, уходящую вглубь веков. На территории республики в многих местах обнаружены наскальные росписи, относящиеся к эпохе первобытного общества. Издревле из глины лепились изображения богинь и культовых существ. В произведениях древнего искусства использована сложная семантика орнаментального, антропоморфного и зооморфного характера. В них нашла свое отражение своеобразная художественная картина мира, сложившаяся в миропредставлении восточного человека. Существование различных религий и культов, в том числе и зороастризма, оказало решающее влияние на сложение менталитета среднеазиатов.

В эпоху бронзы на территории Узбекистана существовало высокоразвитое изобразительное искусство, о чем свидетельствует Амударьинский клад, ныне хранящийся в Британском Национальном музее.

Эпоха античности отмечена расцветом архитектуры, скульптуры, ювелирного искусства, мелкой пластики, монументальной живописи (Айртам, Халчаян, Дальверзин-тепе, Фаяз-тепе и др.).

Раннесредневековые росписи Афросиаба, Варахши, Балалык-тепе и других архитектурных памятников являются шедеврами монументальной живописи Средней Азии.

Изучение особенностей национальных школ, их формирования и развития в контексте интеграции культур, является одной из важнейших задач современного искусствознания. Искусство Узбекистана во всех видах и жанрах сформировалось главным образом в ХХ веке и является продуктом евразийского мышления. Традиционная художественная культура Узбекистана, насчитывающая несколько тысячелетий в своем развитии, к началу ХХ века несла в себе отражение сложного исторического, геополитического, этнокультурного, религиозного, социально-экономического своеобразия региона. Динамика цивилизованных сдвигов, великие социальные потрясения начала ХХ века создали фон для зарождения европейских форм изобразительного искусства, и это не было простым механическим переносом европейского или русского искусства на национальную почву. С самых первых произведений начала ХХ века у художников Узбекистана можно видеть симбиоз творческих поисков европейского искусства и «генетического кода» восточного художественного мировоззрения [1].

В этот период «обмен художественными традициями, их взаимовлияние способствовали появлению новых тенденций, форм, методов, средств художественной изобразительности в различных видах искусства, что привело к взаимообогащению культур» [2, с. 115]. До независимости живопись Узбекистана отмечена именами Урал Тансыкбаев, Абдулхак Абдуллаев, Маннон Саидов, Рашид Тимуров, Рахим Ахмедов, Ч. Ахмаров, Ш. Хасановой, Н. Кашиной, В. Бурмакина, Рузы Чарыева, Григория Улько, Евгения Мельникова, Юрия Талдыкина, Я. Салпинкиди. В их творчестве приемы западноевропейской живописи органично синтезировались с традициями декоративности восточного искусства.

И сейчас творчество современных художников Узбекистана является своего рода перекрестком не только разных поколений, но стилистических направлений, тем творческих индивидуальностей, но и скрещением духовных поисков Востока и Запада, цивилизации и культуры, глобализации и поисков национальной самоидентификации, центром внимания которых остается, как и во все времена, Человек. [1]

Мы можем законно гордиться достижениями во всех видах и жанрах узбекского изобразительного искусства и архитектуры после независимости Республики. За эти годы независимости в Узбекистане произошло восстановление национального самосознания, многовековых традиций и обычаев, религии и литературы, развиваются различные направления национального искусства и культуры. В этот период узбекское изобразительного искусство получило широкую возможность для всестороннего развития и проявления творческих способностей каждого художника. В нашей республике создаются произведения, являющиеся достойным вкладом в национальную художественную культуры в целом. Многие из них, завоевав широкое признание, получили высокую оценку нашего государства. Достижения художников наших дней убеждают: все подлинно прекрасное рождается на основе глубокого знания жизни, творческого освоения традиций, воплощенных в узбекской классике, на основе преемственности в историческом развитии искусства. Настоятельная необходимость усиления художественной культуры в жизни общества заставляет нас в серьез задуматься над вопросом: всегда ли мы, художники идем в ногу со временам, всегда ли достойно отражаем в своих произведениях масштабные деяния народа, его растущие эстетические потребности? Такого вопроса бояться не надо, он вовсе не от слабости. Постоянная неудовлетворенность собой, желание сегодня сделать лучше, чем вчера, равнение на высшие образцы помогают преодолевать самых страшных врагов искусства (да, по сути, любого творческого начинания) — равнодушие и бесстрастность.

Одна из насущных забот — состояние станковых видов творчества, составляющих идейно-эстетическое ядро всего искусства. В станковой живописи, скульптуре, графике формируются основные эстетические принципы, определяется связь содержания формы, традиций и новаторства — словом, весь комплекс идейно-образных проблем изобразительного творчества. Станковое искусство способствует поступательному развитию других форм изобразительной деятельности.

От успешного решения проблемы развития сюжетно-тематической картины большого общественного звучания во многом зависит состояние изобразительного искусства в целом, его способность ответить конкретными делами, то есть, прежде всего, новыми высокоидейными, художественно яркими произведениями.

Общественно значительное произведение, созданное на основе реалистического метода, — домината современного художественного процесса. Если искусство не может отразить важнейших тенденций самой жизни, эстетически освоить крупные социальные темы, то общество справедливо будет считать его в лучшем случае приятным развлечением. И потому нас не может не волновать, что серьезная тематическая картина — редкий гость на наших выставок последних лет.

Возможно, мы не всегда способны по достоинству оценить работы наших современников, соратников по искусству, и для истинной оценки необходима историческая дистанция. Однако опыт прошлых веков свидетельствует: ослабление позиций тематической живописи умалят социальную роль искусства в целом.

Стоит ли нам уповать на то, что время рассудит и все расставит по местам, — ведь главный судья масштабности любых творческих свершений, в конечном счете не время, а люди, народ, творящий свою историю ежедневно, ежечасно. Отсюда следует, что недопустимо равнодушно внимать добру и злу, надеясь на приговор будущего. Сегодня ждут профессиональной, аргументированной критической оценки зрители и художники. И сегодня формируются эстетические вкусы и взгляды общества.

Когда же молчит или звучит приглушенно голос профессиональной критики, поднимает голову банальность, возникает ажиотаж вокруг ложных кумиров, остаются в тени талантливые мастера. Искусство — мощное оружие в идеологической борьбе на мировой арене, и неоправданные компромиссы в области художественной политики только ослабляют его. Современная художественная практика Республики Узбекистана настолько богато и многообразна, что нет нужды доказывать ее новаторский характер беспринципными ссылками на тщедушные всходы, выращиваемые эпигонами различных модных «измов» на обочинах магистрального пути узбекской культуры. Примеры подлинно нового образного слова о времени и о себе, пластических, сюжетных, композиционных и других идейно-художественных откровений следует искать и находить не на обочинах, а в творческих достижениях таких ведущих мастеров наших дней, как, например, С. Абдуллаева, А. Икрамджанова, С. Рахметова, М. Фатхулина, М. Нуриддинова, Х. Мирзаахмедова, В. Енина, М. Ташмурадова, А. Аликулова, А. Атабаева, В. Трошиной, и других. Декоративное направление развивается в творчества А. Мирзаева, Ж. Изентаева, И. Шин, И. Мансурова, Р. Шадыева, Л. Садыковой, Я. Салпинкиди, Р. Худайбергенова, С. Рахманова.

Произведения многих художников — это своеобразный феномен изобразительного искусства республики, раскрываемый мастерами, прежде всего, через сложный путь познания себя и затем, через свое видение мира, попытка раскрыть для зрителя тайное и явное в природе и человеке. [3,с.7].

Зритель в том числе и зарубежный, должен ознакомиться искусством Узбекистана во всем богатстве его видов и жанров, с произведениями, которые отражают насущные заботы и сокровенные чаяния нашего народа.

Так как наша конечная цель — обеспечить достойный уровень искусства в мировом масштабе и мы должны еще больше мобилизовать свои сили закрепить достигнутые успехи в живописи.

Литература:

1. Акилова К. «Национальные и общечеловеческие ценности в современном изобразительном искусстве Узбекистана». Журнальный клуб Интелрос «Дружба Народов» № 2, 2016

2. Малехова К. А. «Национальные художественные школы в контексте интеграции культур в XX веке». Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. C. 115. ISSN 1997–292X.

3. Фазилов М., Фазилов М. «Графика». Т.: «Шамс-Аса» -1999.-с.7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle