Библиографическое описание:

Стремоухова О. В. Анализ понятийно-категориального аппарата финансово-кредитной сферы // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 713-717.



В статье осуществлен детальный анализ понятийного аппарата в банковской сфере, в частности раскрыта сущность определений «регулирование» (по отношению к любым объектам), «регулирование банковской системы», «регулирование банковской деятельности», «банковское регулирование» и «банковский надзор» и на основе проведенного исследования сформирована собственная позиция автора к трактовке понятия «регулирование банковской системы».

Постановка проблемы. Банковская система — одна из важнейших организационных механизмов кредитной и финансовой системы страны, которая имеет значительное влияние на ее экономическое развитие, ведь банковские учреждения являются крупнейшими финансовыми посредниками в мире, мобилизуют значительные денежные средства, распределяют и перераспределяют их между субъектами экономических отношений, обеспечивают непрерывный процесс движения финансовых ресурсов для деятельности всех отраслей национальной экономики. Именно это приводит к значительному государственному регулированию банковской деятельности, а его неэффективность существенно влияет на состояние банковской системы и ее потенциал в обеспечении экономического роста страны.

Формированию эффективно функционирующего механизма регулирования банковской системы препятствует отсутствие единого категориального аппарата относительно понимания сущности основных понятий в банковской сфере, в том числе имеется несогласованность в трактовке и сопоставимости таких определений, как «регулирование», «регулирование банковской деятельности», «регулирование банковской системы», «банковское регулирование» и «банковский надзор».

Анализ последних исследований и публикаций. По результатам проведенного исследования нами определено, что понимание понятия «регулирование банковской системы» в научной литературе не сформировано. При этом значительная несогласованность имеется относительно объекта регулирования, в качестве которого определяют «деятельность банковских учреждений» (А. А. Иващук), «банковской деятельности» (Н. И. Версаль, Л. Конопатский, К. Раевский, Л. Г. Кльоба, Г. Ф. Малашенко, А. А. Сигайов), банковскую систему (Л. А. Донченко, А. А. Колодий, А. В. Панасенко, Т. В. Черничко, Р. А. Ющик), банкинга (С. М. Лобозинская), при этом, если исследовать содержание работ указанных выше и других ученых, подавляющее большинство из них исследует банковское регулирование и надзор банков второго уровня центральными банками. Ряд ученых исследуют отдельные аспекты регулирования банковских систем (иностранного капитала [11]; видов деятельности банков (инвестиционной [9], кредитной [1], деятельности на рынке банковских металлов [12]) качества банковских услуг [5]) и др.

Целью исследования является проведение критического анализа подходов к определению понятий «регулирование» по отношению к объектам, «регулирование банковской системы», «регулирование банковской деятельности», «банковское регулирование» и «банковский надзор» и обоснование авторской трактовки определения «регулирование банковской системы» с учетом современных тенденций научной методологии.

Основные результаты исследования. Любая теория управления среди параметров ее определения выделяет такую функцию, как регулирование. В [4] определено, что регулирование — это «вид управленческой деятельности, направленный на устранение отклонений, сбоев, недостатков и т. п. в управляемой системе путем разработки и внедрения управляющей системой соответствующие меры». Учеными подчеркивается, что регулирование осуществляется «... на всех стадиях управления путем корректировки планов, перестройки организационной структуры, внедрение новых методов воздействия на объект регулирования с целью устранения отклонений и недостатков в процессе управления». Поэтому, как отмечает А. М. Островская, регулирование — функция управления финансами, которая ориентирована на нормативность должна фиксировать любое отклонение от норм. Непрерывную связь всех звеньев управления финансами обеспечивает финансовое регулирование [8]. В [2] акцентируется внимание на том, что «регулирование есть деятельность по поддержанию в динамической системе управления производством заданных параметров... Это как раз и функция, которая связывает систему управления с внешней средой... Функция регулирования детерминируется нормативностью: в ее поле зрения находится всякое отклонение от нормы. Регулирование состоит в достижении такой деятельности системы, при которой ликвидируются все отклонения состояния от заданного значения».

Исходя из вышесказанного, нами сделаны следующие выводы, которые целесообразно учитывать при формировании авторского подхода к определению понятия «регулирование банковской системы»:

 регулирование является функцией управления в целом, соответственно, является составной частью ее функциональной подсистемы;

 цели и задачи регулирования детерминируются нормативностью; то есть определяются целями и задачами управления в целом, установленными целевой подсистемой управления (планами, нормами, лимитами и нормативами)

 регулирование предусматривает разработку управленческих воздействий, направленных на устранение отклонений фактических параметров объекта управления от целевых.

По результатам проведенного исследования нами определено, что понятие «регулирование банковской системы» в научной литературе практически не определяется, даже в исследованиях, посвященных этой проблематике. Преобладающим в отечественной и зарубежной научной литературе является исследование сущности и особенностей понятия «регулирование банковской деятельности». Поэтому для формирования авторского понимания понятия «регулирование банковской системы» осуществим исследования существующих подходов к определению этих понятий.

С. М. Лобозинской в [6] раскрывается сущность государственного регулирования банковской системы, под которым предлагается понимать «... осуществление государством организационно-управленческих, институциональных и экономических функций через реализацию нормативно-правового регулирования, налоговой, конкурентной и денежно-кредитной политики, что позволило разработать Концепцию государственного регулирования банковской системы РФ, которая направлена на формирование финансово-устойчивой и конкурентоспособной банковской системы, способной путем эффективного перелива капитала преодолеть имеющиеся диспропорции в экономике страны». Недостатком указанного подхода, по нашему мнению, является существенное расширение объектного поля регулирования банковской системы за счет включения регулирования конкуренции, налогового регулирования и тому подобное. Мы считаем, что объектное поле регулирования банковской системы должно быть сосредоточено непосредственно в рамках банковской системы с учетом ее взаимосвязей с внутренним и внешним средами.

Похожий подход к структуризации, но уже по отношению к регулированию банковской деятельности предложено В. Ю. Мироновым, который подчеркивает, что в нем целесообразно выделять два уровня: во-первых, — это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями, причем влияние государства осуществляется на все элементы банковской системы, включая центральный банк; во-вторых, — это непосредственная регулирующая деятельность уполномоченных государственных органов по отношению к отдельным элементам банковской системы [7].

В целом подход ученых соответствует авторскому пониманию к определению объектного поля регулирования банковской системы, поскольку они выделяют регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями (денежно-кредитное регулирование) и регулирование отдельных элементов банковской системы. По нашему мнению, данный подход является базовым для формирования научно-методического обеспечения регулирования банковской системы, но его на макроуровне следует расширить за счет включения такого уровня регулирования, как регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с обеспечением стабильности финансовых рынков.

Следует заметить, что довольно часто ученые оперируют понятием «регулирование банковской деятельности», при этом четко не выделяют уровни, на которых оно осуществляется. Обобщение подходов отечественных и зарубежных ученых к понятию «регулирование банковской деятельности» представлено в таблице 1.

Таблица 1

Подходы ученых копределению понятия «регулирование банковской деятельности»

Ученый

Определение понятия «регулирование банковской деятельности»

М. А. Шаповалов

деятельность государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, Президента РФ, а также Банка России, направленную на реализацию финансово-правовой политики государства и упорядочение деятельности кредитных организаций

А. В. Румянцева

осуществление специально уполномоченными органами нормативного и индивидуально-властного упорядочивающего воздействия на банковскую систему в целях упорядочение деятельности элементов банковской системы, защиты прав и законных интересов лиц, взаимодействующих с элементами банковской системы, а также формирования и поддержания устойчивого правопорядка в сфере банковской деятельности

А. П. Орлюк

А. С. Любунь

форма государственного управления, которая представляет собой систему мероприятий, с помощью которых государство через центральный банк (или другой уполномоченный орган) обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, а также предупреждает дестабилизирующие процессы в банковском секторе

A. М. Мороз,

B. И. Мищенко, А. П. Яценюк,

В. В Коваленко, А. Г. Коренева

создания соответствующей правовой базы. Во-первых, это разработка и принятие законов, регламентирующих деятельность банков. Во-вторых, принятие учреждениями, уполномоченными государством, положений, регламентирующих функционирование банков в виде нормативных актов, инструкций, директив. Они базируются на действующем законодательстве, конкретизируют и разъясняют основные положения законов. Законодательные и нормативные положения определяют такие черты поведения банков, которые способствуют надежному и эффективному функционированию банковской системы

Подытоживая выше изложенный материал, в понимании понятий «регулирование», «регулирование банковской системы» и «регулирование банковской деятельности» нами сделаны следующие выводы:

 регулирование банковской системы — одна из функций государственного управления, которая реализуется государством через уполномоченные органы (в основном, через центральный банк);

 регулирование банковской системы реализуется на макроуровне — через регулирование процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями (денежно-кредитное регулирование) и обеспечением стабильности финансовых рынков; на микроуровне — через регулирование отдельных элементов банковской системы без непосредственного вмешательства в их оперативную деятельность;

 цели и задачи регулирования банковской системы детерминируются нормативностью путем создания и постоянной актуализации соответствующей нормативно-правовой базы;

 регулирование банковской системы предусматривает контроль за функционированием объектов в соответствии с уровнями регулирования, в том числе за выполнением правовых норм, регламентирующих отношения между ними, и разработку управленческих воздействий, направленных на устранение отклонений фактических параметров объекта управления от целевых.

Для достижения цели исследования необходимо уточнение понятийного аппарата, что, в частности, требует уточнения и разграничения понятий «банковское регулирование» и «банковский надзор», которые используются в научных трудах, посвященных проблемам регулирования банковской системы.

Обобщение подходов ученых к определению понятия «банковское регулирование» представлено в таблице 2.

Таблица 2

Подходы ученых относительно определения понятия «банковское регулирование»

Ученый

Определение понятия «банковское регулирование»

В. Ю. Миронов

система государственных мэр нормативного и индивидуального характера, осуществляемых Центральным банком Российской Федерации и призванных воздействовать на общественные процессы для преобразования их в согласовании с объективными законами в целях защиты и обеспечения устойчивости рубля; развития и укрепления банковской системы Российской Федерации; обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы

А. Б. Лаутс

осуществляемое Банком России, как органом банковского регулирования и надзора, регулирование банковской деятельности в части делегированных ему государством полномочий при помощи системы средств, имеющих правовую форму, с целью поддержания стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов, а также минимизации банковских рисков

Б. П. Адамик,

Ю. В. Ващенко, А. Любунь,

А. П. Орлюк

система мероприятий, с помощью которых центральный банк обеспечивает стабильное, безопасное функционирование банков и предотвращает дестабилизирующим процессам в банковском секторе

А. И. Барановский

следует рассматривать, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения регулирования банками важных элементов социально-экономического развития государства, а, во-вторых, с точки зрения регулирования банковской сферы, как таковой, специально уполномоченными на это государством органами, негосударственными саморегулируемыми организациями и коммерческими банками

А. Хабьюк

формирования и применения государством мер воздействия на банковскую сферу для достижения государственных целей (обеспечение денежного обращения, стабильность банковской системы, во избежание монополизации, устранения недостатков международной деятельности банков и т. п.)

М. Суржинский

как функция государственного управления призвана способствовать обеспечению: устойчивости работы и укреплению финансового состояния банковских учреждений; ориентации и стимулирования деятельности банка в области кредитования и выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества; научной организации денежного обращения в народном хозяйстве; созданию системы гарантий защиты интересов вкладчиков, прежде всего физических лиц

Основываясь на основательном изучении научной литературы, считаем, следует разграничивать понятия «регулирование банковской системы» и «банковское регулирование» и согласны с утверждением А. В. Румянцевой, которая обосновала, что эти понятия соотносятся между собой как общее и частное, при этом последнему присущи как черты линейного уровня (уровня прямых распоряжений) регулирования, так и функционального (деятельность в уже установленных пределах) [10].

В контексте раскрытия данной темы весьма важным аспектом является уточнение соотношения между собой понятий «банковское регулирование» и «банковский надзор». Так, некоторые из ученых отождествляют эти понятия (А. А. Качан, А. А. Костюченко, А. М. Мороз, Г. Ф. Фомин, В. П. Поляков и Л. А. Москаленко), другие определяют подчиненность и взаимозависимость этих понятий (Т. П. Гудзь, И. Дьяконова, А. П. Орлюк, О. Хабьюк), а третьи — их разграничивают (М. М. Коваленко, В. Л. Кротюк, В. В. Пасечник).

Обобщив результаты проведенного исследования с учетом законодательного подхода к определению понятий «банковское регулирование», «банковский надзор», нами установлено, что банковский надзор является частью функции банковского регулирования ЦБ РФ и входит в состав методов административного банковского регулирования.

Учитывая вышесказанное, считаем, что понятие «регулирование банковской системы» целесообразно определять как функцию государственного управления, которая реализуется уполномоченными органами (в основном, через центральный банк) через регулирование процессов на макроуровне, связанных с денежно кредитными отношениями и обеспечением стабильности финансовых рынков, на микроуровне — через регулирование отдельных элементов банковской системы без непосредственного вмешательства в их оперативную деятельность, детерминируются нормативностью путем создания и постоянной актуализации соответствующей нормативно-правовой базы и направлена на обеспечение выполнения банковской системой присущих ней функций без угрозы потери финансовой стабильности.

В результате проведенного исследования сформированы следуя выводы:

  1. Углубленное изучение понятий «регулирование банковской системы» и «банковское регулирование» свидетельствует, что они соотносятся между собой как общее и частное, при этом последнем присущи как черты линейного уровня регулирования, так и функционального.
  2. При сопоставлении терминов «банковское регулирование» и «банковский надзор» установлено, что банковский надзор является частью функции банковского регулирования ЦБ РФ и входит в состав методов административного банковского регулирования.
  3. Анализ понятийно-терминологического аппарата по определению сущности «регулирование», «регулирование банковской системы» и «регулирование банковской деятельности» дает возможность, с учетом современных тенденций научной методологии, сформировать авторское видение понятия «регулирование банковской системы» под которым следует понимать функцию государственного управления, которая реализуется уполномоченными органами (в основном, через центральный банк) через регулирование процессов на макроуровне, связанных с денежно-кредитными отношениями и обеспечением стабильности финансовых рынков; на микроуровне — через регулирование отдельных элементов банковской системы без непосредственного вмешательства в их оперативную деятельность, детерминируются нормативностью путем создания и постоянной актуализации соответствующей нормативно-правовой базы и направлена на обеспечение выполнения банковской системой присущих ней функций без угрозы потери финансовой стабильности.

Литература:

  1. Аванесова И. А. Регулирование кредитной деятельности банка в условиях становления рыночных отношений: Автореф. дис... канд. экон. наук: 08.04.01 / И. А. Аванесова; Моск. нац. торг.-экон. ун-т. — М., 2006. — 22 с.
  2. Веснин В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин; Ин-т междун. права и экономики им. А. С. Грибоедова. — М.: Триада, Лтд, 1996. — 384 с.
  3. Дьяконова И. Теоретические основы функционирования банковской системы РФ: монография / И. Дьяконова. — М.: Университетская книга, 2014. — 400 с.
  4. Кузьмин А. Е. Основы менеджмента: учебник // А. Е. Кузьмин, А. Г. Мельник. — М.: «Академиздат», 2013. — 416 с.
  5. Кушнир К. А. Государственное регулирование и контроль качества банковских услуг: Автореф. дис.... Канд. экон. наук: 08.00.03 / Е. А. Кушнир; Курс. гос. ун-т упр. — Курск, 2012. — 19 с.
  6. Лобозинская С. М. Государственное регулирование банковской системы РФ: дис.... Д-ра экон. наук: 08.00.03 / С. М. Лобозинская; Курс. гос. ун-т упр. — Курск, 2013. — 19 с.
  7. Миронов В. Ю. Понятие государственного регулирования банковской деятельности и банковского регулирования: Финансово-правовой аспект // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. — 2015. — № 3 (35).
  8. Островская О. М. Банковское дело: толковый словарь // А. Н. Островская. — Второй изд. — М., 2011. — 400с.
  9. Паласевич М. Б. Регулирование банковской инвестиционной деятельности в России: автореф. дис.... Канд. экон. наук: 08.00.08 / М. Б. Паласевич; Ин-т регион. исслед. — М., 2010. — 20 с.
  10. Румянцева Е. В. Соотношение понятий «государственное регулирование банковской деятельности» и «банковское регулирование» [Электронньий ресурс] / Е. В. Румянцева // Журнал «Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2012. — № 10. — Режим доступа — http://www.journalnio.com/index.php?option=com_content&view=article&id=1925&Itemid=111.
  11. Филонова И. Б. Государственное регулирование иностранного капитала в банковской системе: мировой опыт и отечественные реалии / И. Б. Филонова // Инновационная экономика. — 2012. — № 6. — С. 253–258.
  12. Чиж Л. Н. Регулирование рынка банковских металлов в России: автореф. дис... канд. экон. наук: Курс. гос. ун-т упр. — Курск, 2013. — 20 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle