Библиографическое описание:

Бейсембаева Н. А. Проблема коррумпированности в сфере образования и пути её решения в современной России // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 801-803.



В статье рассматриваются проблемы коррумпированности в сфере образования РФ и предлагаются законодательные решения данных проблем.

Ключевые слова: образование, высшее учебное заведение, коррупция, взяточничество, кодекс этики преподавателя, понижение в должности,оповещения о расходованиях денежных средств, преодоление коррупции.

Покупающие власть за деньги привыкают извлекать из нее прибыль

Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав иностранных граждан и граждан Российской Федерации. В соответствии со ст.1 ФЗ «Об образовании» [1] Россия провозглашает область образования приоритетной.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

Предметом исследования является коррупция как правовой и социально-правовой феномен жизни современного общества, а также уголовное право (и право вообще) которое должно быть предназначено как средство противодействия коррупции.

В главе 2 статьи 43 Конституции РФ [2] гарантируется каждому гражданину право на образование, устанавливая при этом обязательность основного среднего образования, его общедоступность и бесплатность в государственном или муниципальном образовательном учреждении, а также возможность на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Коррупция в сфере образования постепенно отменяет действие этой статьи. Она способствует определенной дискриминации российских граждан по их социальному статусу и уровню жизни, нарушая конституционный принцип равенства и общедоступности соответствующих услуг. Такой дискриминации подвергаются, в первую очередь, наиболее бедные граждане, проживающие вдалеке от крупных образовательных и культурных центров, мегаполисов, выходцы из непривилегированных социальных групп и некоторые другие. Преодоление коррупции в России во многом осложняется тем, что в системе образования коррупция стала нормой жизни, а в некоторых случаях и единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. [3, с. 19]

«Как только появились носители власти, облеченные особыми полномочиями, так одновременно с этим появилось и взяточничество», — писал именитый русский правовед В. Н. Ширяев. [4, с. 3] Взяточничество — одно из многовековых и известных проявлений коррупции. Анализирую научные статьи Т.И Губаревой, Я.И Гилинского, В.А Номоконова и других, можно сделать вывод, что коррупция в высших учебных заведениях с каждым днем становится все более серьезной проблемой. Высочайший уровень коррупции в нашем государстве приводит к тому, собственно наша Родина год от года утрачивает собственную вкладывательную привлекательность. И, в соответствии с этим, убавление числа обучающихся в Российской Федерации приводит к снижению престижа отечественного высшего образования. Коррупция в отечественном образовании носит системный характер, а любые шаги по ограничению коррупции в образовании до сих пор носят либо символический, либо фрагментарный характер. Действия правоохранительных органов, также опыт подготовки и реализации федеральными органами исполнительной власти ведомственных антикоррупционных планов в 2014–2015 годах оказывается малоэффективным.Известные российские ученые Ю. Н. Афанасьев, А. П. Давыдов, А. А. Пелипенко, комментируя статью Д. А. Медведева «Россия, вперед», высказывают следующую позицию: «По отношению же к праву российская власть показывает себя откровенно нелегитимной и криминальной» [5] и с этим нельзя не согласиться.

Так, коррупцию в системе образования можно разграничить на две ступени: первичную и вторичную. Коррупция на первичной ступени находит свои проявления непосредственно в процессе обучения: прием в учебные заведения, вступительные испытания, сдача промежуточных и выпускных экзаменов и др. Коррупция на вторичной ступени связана с системой аккредитации, лицензирования образовательных учреждений и, также, с системой распределения бюджетных средств на финансирование системы образования.

В своей работе «Образование и коррупция» Стефан Р. Хайнеман дает характеристику системы образования, свободной от коррупции:

– равенство доступа к получению образования;

– честность при распределении учебных программ и материалов;

– честность и прозрачность критериев выбора высшего образования;

– честность при проведении аккредитации, в которой все учебные заведения равно оцениваются по системе стандартов, открытых для общественной огласки;

– честность при получении образовательных услуг и товаров;

– поддержание системы профессиональных стандартов теми, кто возглавляет учебные учреждения, кто осуществляет преподавательскую деятельность, независимо от форм собственности учреждения: частной или государственной. [6, с. 29] На нынешний день такой нашу систему образования охарактеризовать нельзя.

Для противодействия взяточничеству в вузах их руководители и собственники могли бы использовать услуги правоохранительных органов. Но при этом существенно повышаются издержки снижения уровня репутации вузов, доверия к ним со стороны общественности и потенциальных спонсоров. Поэтому нередко для руководителей и собственников вузов является наиболее выгодным увольнение «по собственному желанию» преподавателей, уличённых в получении взяток. [7, с. 47] В таких случаях, как правило, ущерб репутации вузов наносится минимальный. Главная причина выгодности таких увольнений взяточников и к основной же проблеме коррумпированности в сфере образования относится несовершенство норм уголовного права — ограниченные способности привлечения к ответственности работников образовательных учреждений. Если ВУЗ государственный, то статья 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» не распространяет свое действие. Речь идет о преподавателе, выполняющем профессиональную деятельность и в соответствии с этим, он не является должностным лицом в смысле, указанном в примечании к статье 285 УК РФ и статье 290 УК РФ «получение взятки» на него не распространяется.Ана практике преподаватель государственного вуза признается должностным лицом по статье 285 и 290 УК РФ. Это связано с тем, что на преподавателях, как и на врачах легче всего внушить обществу видимость борьбы с коррупцией.

Автор статьи считает необходимым внести в законодательство следующее изменение и дополнение:

  1. Примечание 1. статьи 285 УК РФ изложить в следующей редакции: «Должностными лицами в статьях настоящейглавыпризнаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочиюосуществляющие функциипредставителя властилибо выполняющиеорганизационно-распорядительные, профессиональные,административно-хозяйственныефункции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».
  2. Пункт 1 статьи 290 УК РФ изложить в следующей редакции санкцию: «наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок от одного года до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового».
  3. Внести изменение в пункт 1 статьи 3.2 КоАП РФ: дополнить подпунктом 12: «понижение в должности».
  4. На сайте — минобрнауки.рф добавить онлайн оповещения о расходованиях денежных средств из бюджета министерства образования и отчетность за последние пять лет:

Во-первых, на основании статьи 36 Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) отчет направленных стипендии и других денежных выплат в соответствии с её видами.

Во-вторых, направленные финансовые средства на подготовку и издание учебников «Основы противодействия коррупции», «Общество против коррупции» и т. п.

В-третьих, вопросы финансирования образовательной деятельности и научной деятельности государственного ВУЗа.

  1. Положение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июля 2013 № 594 (ред. от 13.02.2016) дополнить новым разделом «Ответственность за правонарушения» или «Основания юридической ответственности».
  2. Создание кодекса этики преподавателя.
  3. Улучшение положения учителей и преподавателей (повышение зарплат) и предоставление так называемого «социального пакета» (пенсионного обеспечения и выходного пособия).
  4. Организация семинаров, мастер-классов по обмену опытом в вопросах противодействия коррупции, а также направление финансовых средств на подготовку и издание учебников и пособий по данной тематике.

Цель: морально-психологический настрой общества.

В современной России для существенного снижения уровня коррупции в системе образования нужно также отменить государственные стандарты, аккредитацию, аттестацию и сертификацию, ввиду того, что они стали основными средствами коррупционного вмешательства в деятельность образовательных учреждений. Стандарты, аккредитацию, аттестацию и сертификацию нужно поэтапно передать общественным и некоммерческим организациям. Такой подход существенно изменит в направлении отхода от коррупционности систему реальных социальных институтов регулирования системы образования, будет способствовать переходу к стратегическому управлению этой сферой, а также снизит мотивации её субъектов осуществлять коррупционные действия, выгодные им в краткосрочной перспективе.

Несомненно, ни некоторая отделенная антикоррупционная мера, ни их совокупность не гарантирует «ликвидацию» коррупции в сфере образования, но предложенные законодательные решения данной проблемы помогут минимизировать это общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // [электронный ресурс] СПС «Гарант» / Компания «Гарант».
  2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] / Компания «Гарант».
  3. Ширяев, В. Н. Взяточничество и лиходательство в связи с общим учением о должностных преступлениях / В. Н. Ширяев. — Ярославль: Тип. Губ. правл. 1916. — С. 570.
  4. Афанасьев Ю. Н. Вперед нельзя назад! / А. П. Давыдов, А. А. Пелипенко // Новая газета. 2009. 16 окт.
  5. Хайнеман Стефан Р. Образование и коррупция // Народное образование. 2004. — № 9.
  6. Российская коррупция: уровень, структура, динамика. Опыты социологического анализа / Под ред. Г. А. Сатарова. — Москва.: Фонд «Либеральная Миссия», 2013. — 752 с.
  7. Шмаков А. В. Коррупция в высших образовательных учреждениях: экономико-юридический подход // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Том 5, № 4, 2007. — С. 47

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle