Библиографическое описание:

Куршева С. Г., Петречко К. Е., Пономарев С. В. Экономические проблемы Дальнего Востока и возможные пути их решения // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 624-628.



Дальневосточная часть России на сегодняшний день является актуальным и перспективным районом, позволяющим развивать производительные силы на много десятилетий вперед. Важно, что это делается не разрозненными усилиями, а сложением возможностей и федерального центра, и региона, и крупных финансово-промышленных групп, используя механизмы частного государственного партнерства.

С учётом природных условий и сложившихся производственных навыков населения формируется хозяйственный облик Дальнего Востока, структура его экономики, развиваются основные отрасли, имеющие значение не только для района, но и для всей страны.

Направления и темпы развития производительных сил Дальнего Востока определяются: потребностью других районов страны в товарах, производство которых на Дальнем Востоке является уникальным или отличается более высокими технико-экономическими показателями. Возможностью и эффективностью поставок дальневосточных товаров на внешний рынок, потребностью местного населения в малотранспортабельной и скоропортящейся продукции, потребностью хозяйства Дальнего Востока в продукции, производство которой на месте экономичнее, чем её завоз из других районов страны.

Основой современной экономики Дальнего Востока является промышленность, выпускающая разнообразную продукцию. Сегодня здесь насчитывается несколько тысяч промышленных предприятий, оснащённых достаточно устаревшей техникой, но в последнее время в этом отношении наметился некоторый прогресс, и предприятия, обладающие достаточными средствами, что является довольно редким в наше время, закупают вполне современное оборудование. На промышленных предприятиях работает приблизительно 1/3 всех трудящихся Дальнего Востока.

Сельское хозяйство уступает ныне по своему значению не только промышленности, но и транспорту. В сельском хозяйстве занято людей в 3 раза меньше, чем в промышленности, и почти в 1.5 раза меньше, чем на транспорте. Темпы развития сельского хозяйства намного ниже, чем промышленности. И это не случайно, так как затраты на производство сельскохозяйственной продукции на Дальнем Востоке из-за неблагоприятных природных условий ещё очень высоки. Поэтому оказывается более выгодным завозить сюда некоторые продукты из других районов страны.

Особую роль в экономике района играет транспорт. Он связывает в единый хозяйственный комплекс города, посёлки и предприятия, удалённые друг от друга на большие расстояния, способствует освоению новых территорий. О значении транспорта в хозяйстве Дальнего Востока свидетельствует тот факт, что доля занятых в этой отрасли на Дальнем Востоке значительно больше, чем в среднем по стране.

Значение индустрии Дальнего Востока в экономике Российской Федерации — в основном удовлетворение потребностей западной зоны России в некоторых видах сырья и полуфабрикатов. Это подтверждает также тот факт, что если в целом по Российской Федерации валовая продукция обрабатывающей промышленности в 9.3 раза превышает продукцию добывающей, то на Дальнем Востоке — лишь в 5.5 раза.

На Дальнем Востоке создан значительный народнохозяйственный комплекс. Однако потребности экономики диктуют необходимость дальнейшего увеличения масштабов хозяйственного потенциала Дальнего Востока.

Для обслуживания местных потребностей Дальнего Востока в определённых масштабах следует развивать более трудоёмкие отрасли промышленности (машиностроительную и металлообрабатывающую, лёгкую и пищевую). С ростом производительных сил региона возникают новые задачи, связанные с расширением производства сельскохозяйственной продукции, повышением степени развитости производственной и социальной инфраструктуры.

Отраслевая структура хозяйства Дальнего Востока имеет ряд специфических особенностей.

В северной зоне ещё в 70–80-х годах наступил период крупномасштабной разработки минерально-сырьевых ресурсов. В наше время этот процесс не имеет таких же темпов, как в 70—-80-е годы, но, тем не менее, он продолжается. Однако экстремальные условия зоны, пространственная отдалённость от больших индустриальных центров, отсутствие постоянных транспортных коммуникаций и социальной инфраструктуры послужили причиной резкого увеличения затрат на строительство хозяйственных объектов. Поэтому здесь наиболее целесообразно преимущественное развитие специализированных добывающих производств в комплексе с обслуживающими их отраслями (транспорт, ремонтные службы и т. д.)

В южной части Дальнего Востока более благоприятные природно-климатические условия для экономического развития, лучше обеспеченность транспортом, накоплен значительный хозяйственный потенциал. Поэтому здесь отраслевая структура должна характеризоваться широкой номенклатурой отраслей, прежде всего обрабатывающих, исходя из задач комплексного развития хозяйства Дальнего Востока.

Выполнение этих задач связано с концентрацией на юге региона производств, призванных обеспечить глубокую переработку как собственных, так и поступающих с Севера минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим южная зона должна играть роль опорно-тылового пункта материально-технического снабжения хозяйства осваиваемых районов Севера. В специфических условиях Дальнего Востока решение задачи форсированного развития производительных сил должно опираться на применение новейших достижений науки и техники.

Другим важным фактором повышения эффективности производства на Дальнем Востоке является широкое применение наиболее прогрессивных форм и методов территориальной организации хозяйства. К ним относится целевой подход в реализации крупнейших региональных комплексных программ, формирование территориально-производительных комплексов и промышленных узлов с набором взаимосвязанных производств. Строительство в восточных районах России технически и экономически связанных предприятий, производственных и социальных служб обеспечивает значительный народнохозяйственный эффект за счёт кооперирования и комбинирования производства, экономии средств на сооружение и использование централизованных объектов, уменьшения территории застройки. При этом капитальные вложения и эксплуатационные расходы сокращаются на 10–12 %.

Очевидно, что нельзя ориентировать будущее народное хозяйство только на известные, традиционные источники энергии, которые находятся в технологическом обороте сегодня. Районы Дальнего Востока располагают многими экологически абсолютно чистыми энергетическими ресурсами, по мощности превосходящими уже известные. Но, к сожалению, эти экологически чистые ресурсы не используются сейчас в хозяйстве. Запасы только геотермальной энергии Западной Сибири и Дальнего Востока превосходят энергетический потенциал нефти, газа и угля, вместе взятых.

Определяя задачи на будущее, видимо, основной упор при размещении производительных сил нужно делать на создании в восточных районах кластеров, где ведущая роль принадлежала бы не добывающим отраслям, как сейчас, а главным образом энергоёмким производствам: цветной и чёрной металлургии, электро- и нефтехимической промышленности, предприятиям по выпуску волокон, минеральных удобрений и синтетических жидких топлив из угольного сырья.

Говоря о задачах перспективного развития Дальнего Востока, следует особо подчеркнуть сложность реализации программы социального и экономического развития территорий, так как масштаб хозяйственного освоения здесь довольно большой — потребуются всемерные усилия всей страны для выделения различных ресурсов: трудовых, финансовых, материальных, научно-технических.

Наиболее перспективными направлениями в экономике Дальнего Востока скорее всего будут являться следующие: расширение специализации экономики Дальнего Востока за счёт создания новых отраслей общероссийского значения с невысокой степенью концентрации производства; усиление геологоразведочных и поисковых работ, связанных главным образом с добычей нефти, угля, руд чёрных и цветных металлов; укрепление взаимовыгодных направлений в торговле со странами Тихоокеанского региона; более полные, качественные уровень, масштаб и степень обработки сырья (древесины, нефти, руд металлов и т. д.); развитие машиностроительных производств, ориентированных главным образом на выпуск техники, предназначенной для специфических условий региона; усиленное развитие отраслей строительной индустрии и усиление материально-технической базы строительства; укрепление транспортной сети, создание новых и повышение пропускной способности действующих транспортных коммуникаций; расширение сельского производства, особенно малотранспортабельных продуктов; обеспечение высокого уровня жизни населения; развитие существующих и формирование новых территориально-производительных комплексов как наиболее прогрессивной и рациональной формы территориальной организации хозяйства в районах, развивающихся на базе освоения в крупных масштабах природных ресурсов.

Для выполнения поставленных целей, заключающихся в развитии Дальнего Востока, решено было начать создание особых объектов, носящих название территории опережающего развития (далее ТОР). ТОР — это экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития», где ключевыми принципами являются кардинальное дерегулирование и масштабное налоговое стимулирование. В первые 3 года действия закона ТОР могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе. Таким образом, ТОР — это инструмент развития Дальнего Востока, ориентированный на глобальную конкурентоспособность и движение в страны АТР.

Идея территорий опережающего развития (ТОР) кардинально отличается от особых экономических зон (ОЭЗ) — она строится на индивидуальной работе с каждым инвестором. Кроме налоговых льгот, государство берет на себя обязательство создать необходимую инфраструктуру. Создается большое число механизмов дерегулирования, начиная от ограничений по организации проверок резидентов ТОР и заканчивая передачей всех вопросов административного и хозяйственного характера одному органу — Управляющей компании.

Первые ТОРы начали создаваться по поручению Президента РФ, которое было дано в конце 2013 года. Уже через год — 29 декабря 2014 года — был подписан соответствующий закон, который вступил в силу 30 марта 2015 года. Уполномоченным органом по созданию ТОРов было определено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Минвостокразвития работу по созданию ТОР вело по 3 направлениям: полевая, маркетинговая, законопроектная. Было отсмотрено более 400 площадок, 14 из них отобрано для дальнейшей работы. Критерием отбора являлось наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов в этой территории, проработанность инфраструктурного обеспечения. В итоге якорными инвесторами ТОРов преимущественно были определены российские компании. Был подготовлен комплексный план инженерного и инфраструктурного обустройства ТОРов. Также была сформирована база из 4400 крупных компаний-производителей потенциальных инвесторов ТОР.

Первые 3 ТОР были отобраны Правительственной подкомиссией 12 февраля 2015 года на территории Приморского и Хабаровского краев. 25 июня года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановления, утверждающие их организацию:

  1. ТОР «Надеждинская» — расположен в Надеждинском районе Приморского края на земельных участках площадью 806 Га. Имеет 3 якорных резидента (транспортно-логистический комплекс, кондитерский завод, предприятия пищепрома по производству полуфабрикатов) с объемом частных инвестиций 6,7 млрд рублей, требуемых бюджетных 3,9 млрд и планируемым созданием 1630 рабочих мест.
  2. ТОР «Комсомольск» — расположен в чертах городов Комсомольска-на-Амуре и Амурск на земельных участках площадью 210 Га. Имеет 4 якорных резидента (производство деталей для авиастроения и деревообработка) с объемом частных инвестиций 7,9 млрд рублей, требуемых бюджетных 1.2 млрд и планируемым созданием 770 рабочих мест.
  3. ТОР «Хабаровск» — расположен в черте Хабаровска земельных участках площадью 587 Га. Имеет 9 якорных резидентов (металлургический завод, агропромышленный тепличный комплекс, складской транспортно-логистический комплекс + аэропорт) с объемом частных инвестиций 15,4 млрд рублей, требуемых бюджетных 2,4 млрд и планируемым созданием 2574 рабочих мест.

Статус резидента ТОР дает целый ряд преимуществ:

− 0 % налог на прибыль, на имущество, на землю на первые 5 лет;

− 0 % ввозные и вывозные таможенные пошлины;

− 0 % НДС на импорт для переработки;

− 7,6 % страховых взносов вместо 30 % для инвестора первые 10 лет;

− бесплатно получение земли и готовой инфраструктуры;

− ускоренный порядок возврата НДС экспортера;

− нет проверок без согласия Минвостокразвития;

− «одно окно» для инвестора;

− свободная таможенная зона;

− упрощенный государственный контроль;

− ускоренные и облегченные административные процедуры, в том числе получение разрешения на строительство, прохождения таможни.

Таким образом, резидент меньше тратит времени на административные процедуры, все согласования проходит проще, меньше платит налогов. Как следствие, бизнес становится эффективнее.

Самый простой и короткий путь для того, чтобы стать резидентом ТОРа, необходимо предложить конкретный инвестиционный проект в высокой степени проработки. При этом минимальный объем инвестиций должен составлять 500.000 рублей. При этом компания, желающая стать резидентом ТОР, должна быть зарегистрирована и базироваться на территории Дальнего Востока и не иметь филиалы вне ТОР.

Для управления ТОР на территории Дальнего Востока будут созданы Управляющие компании (УК) с широкими полномочиями. УК будет заниматься решением всех административных и хозяйственных вопросов, в том числе организацией транспортного обслуживания, эксплуатацией и строительством дорог, электро-, газо-, водоснабжением и т. д. УК будет работать по принципу «одного окна».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Дальневосточный экономический район, несмотря на то, что является самым крупным районом страны в тоже время и самым проблемным, как с точки зрения экономической ситуации, так и с точки зрения демографии.

На наш взгляд, эти проблемы, прежде всего, связаны со слабым освоением территории и не использованием всего потенциала района. Исходя, из этого в районе сложилась и такая сложная демографическая ситуация.

Однако, уделив внимание развитию названных мною перспективных направлений экономики, сегодняшнее состояние региона можно улучшить. Реабилитировав его положение в масштабах экономики не только нашей страны, но и всего мира.

Литература:

  1. Амосова В. В., Гукасьян Г. М. Экономическая теория / В. В. Амосова, Г. М. Гукасьян. — М.: Эксмо, 2014. — 736 с.
  2. Анисимов А. А., Артемьев Н. В. Макроэкономика / А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев. — М.: Юнити, 2013. 600 с.
  3. Гродских В. С. Экономическая теория / В. С. Гродских. — СПб.: Питер, 2013. — 208 с.
  4. Грязнова А. Г., Соколинский В. М. Экономическая теория: учебное пособие / А. Г. Грязнова, В. М. Соколинский. — М.: Кнорус, 2014. — 464 с.
  5. Максимова В. Ф. Экономическая теория / В. Ф. Максимова. — М.: Юрайт, 2014. — 580 с.
  6. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика / Н. Г. Мэнкью. — СПб.: Питер, 2014. — 560 с.
  7. Микроэкономика / Под ред. М. И. Ноздрина-Плотницкого. — Минск: Современная школа, 2011. — 384 с.
  8. Николаева И. П. Экономическая теория / И. П. Николаева. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 328 с.
  9. Носова С. С. Экономическая теория / С. С. Носова. — М.: Кнорус, 2011. — 792 с.
  10. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. — М.: Форум, 2011. — 608 с.
  11. Слагода В. Г., Сибикин М. Ю. Экономическая теория / В. Г. Слагода, М. Ю. Сибикин. — М.: Форум, 2014. — 368 с.
  12. Тарануха Ю. В. Микроэкономика / Ю. В. Тарануха. — М.: КноРус, 2013. — 608 с.
  13. Экономическая теория / Под ред. В. Д. Камаева. — М.: Владос, 2010. — 592 с.
  14. Экономическая теория / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. — М.: АСА, 2014. — 848 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle