Библиографическое описание:

Нурмурадова Ш. И. Формирование у студентов интереса к профессии учителя в процессе педагогической практики // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1162-1163.



В формировании профессиональной направленности будущего учителя одно из ведущих мест должен занимать его интерес к педагогическому труду.

Интерес к профессии учителя у студентов педагогического вуза — сложное психологическое свойство личности, которое отчасти можно отнести к категории «познавательного отношения». В тоже время интерес к профессии учителя у студентов, несомненно, можно отнести к категории «осознанная потребность», т. к. она отражает профессионально — трудовую направленность личности. Отсюда в качестве существенных признаков наличия интереса к профессии учителя у студентов, на наш взгляд, можно выделить:

  1. Осознанное отношение личности к предмету своего интереса и к задаче, стоящей перед ним в познании этого предмета. Для студентов педагогических, вузов это не такая простая проблема, т. к. у них нередко происходит смешение, недопонимание того, что же в профессии учителя является определяющим — предмет преподавания (специальность), объект обучения и воспитания (ребенок), связующие звенья между ними (методика обучения и воспитания). Студент должен отчетливо понимать, что перед ним стоит триединая задача.
  2. Интерес проявляется в интеллектуальной направленности личности, ее стремлении к более глубокому овладению познавательной стороны предмета своего интереса. Интерес стимулирует активное отношение к приобретению знания, к поиску нового в предмете, к стремлению ознакомиться с предметом ближе, узнать его разностороннее, в потребности к творческому овладению и применению знаний, умений, навыков, в добровольно взятых на себя заданиях повышенной трудности.
  3. Одним из обязательных признаков и важной стороной проявления интереса является устойчивое положительное эмоциональное отношение личности к предмету интереса, переживание чувства радости, удовольствия, удовлетворения своей деятельности в случае успеха, огорчение — в случае неудачи. Эмоциональная окрашенность — очень важное свойство интереса. Эмоции могут стимулировать деятельность или снижать ее. Отсюда важно, чтобы эмоции и чувства не угасали, а нарастали. Без этого нельзя сформировать устойчивый интерес. Но с другой стороны, если развитие интереса стимулировать только яркими, эффективными или занимательными сторонами будущей деятельности, можно вызвать состояние не подлинного интереса, а заинтересованности, т. е. ситуативный интерес.
  4. Интерес характеризуется и волевой активностью. Выраженный в волевом действии интерес раскрывает усилие личности по овладению профессиональным мастерством, определяет способности личности в преодолении разного рода трудностей в профессиональной подготовке.

К сожалению, существующая система приема молодежи в педагогические вузы не позволяет установить одним из определяющих критериев отбора абитуриентов — интерес к профессии учителя. В результате, значительная часть поступивших безразлично, а то и отрицательно относится к своей будущей профессии. Те из абитуриентов, кто поступил в педагогический институт, имея устойчивый интерес к педагогической профессии, все годы учения в институте отличаются ровной и довольно высокой успеваемостью по специальным и педагогическим дисциплинам. Интерес к педагогической профессии продолжает углубляться и приобретает еще большую устойчивость. Развивающийся профессиональный интерес стимулирует учебную и общественную деятельность студентов. Это происходит потому, что учение в педагогическом институте приобретает для них профессиональную значимость, особый личный смысл.

Вместе с тем к проблеме профессионально — педагогического интереса нельзя подходить как к чему-то неизменному, стабильному. Известно, что интерес как психологическое свойство личности подвержен изменениям.

В числе факторов и условий, способствующих формированию активного, глубокого и устойчивого интереса к педагогической профессии в период обучения в педагогическом институте, студенты выделяют несколько: высокое качество преподавания учебных дисциплин, знания в области педагогики, психологии и методики, направленность преподавания всех вузовских дисциплин на работу в школе, разнообразие и увлекательность учебно-воспитательной работы, проблемный характер изучения педагогических дисциплин, индивидуализация обучения, учет склонностей и интересов студентов, целенаправленное руководство их чтения, организация учебно-педагогической работы, непосредственное знакомство с передовым педагогическим опытом и работой школ.

Изучение причин, снижающих интерес к профессии учителя, привело нас к выводу о том, что современного студента не удовлетворяет уровень преподавания, педагогических дисциплин, включая педагогику, историю педагогики и методику преподавания, а именно: оторванность от школьной практики, отвлеченность, недостаточность конкретных данных, ориентирующих педагога, как вести себя в той или иной ситуации; традиционность, отсутствие новых, прогрессивных идей, ориентировка на стандарт в обучении и воспитании, недостаточность анализа творческого, индивидуального, экспериментального подхода к обучению и воспитанию, невозможность ряда теоретических положений воплотить в действительность. Особое значение в формировании интереса к профессии учителя имеет установление деловых контактов и правильных взаимоотношений между практикантами и педагогическим коллективом школы.

Литература:

  1. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Москва. 1997г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle