Библиографическое описание:

Закиряева Н. Г., Уринова Д. Э. Виды национальных узоров, применяемых в золотошвейных изделиях // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 145-147.



Бухара издревле является родиной золотошвейного искусства. Бухарские золотошвейные изделия славятся на весь мир. Гости и туристы, приезжающие в Узбекистан очень интересуются бухарскими золотошвейными изделиями. Увеличение производства золотошвейных изделий и их экспорт может принести большую пользу экономике страны. Однако, на сегодняшний день технологический процесс изготовления золотошвейных изделий не отвечает современным требованиям и не соответствует международным меркам, требует много времени и труда. Поэтому, совершенствование производства золотошвейных изделий является актуальной задачей.

Известно, что в золотошвейном производстве весь производства узоров выполняется ручным способом, однако, раскрой трафарета является самой тонкой и весьма трудоемкой операцией в этом процессе. Для вырезания узоров как раньше, так и по сегодняшний день используются ножницы двух видов: ножницы обычной формы и ножницы причудливой формы, отдаленно напоминающей длинную тонкую шею верблюда, изготовляемые специально для вырезания узоров.

Несмотря на удобную форму последнего вида ножниц, производственные мозоли неизбежны при изнурительном труде «гульбуров» — работников, занимающихся вырезанием узоров. Ведь при широком распространении золотого шитья, когда в день приходится вырезать от 150 и более рисунков в зависимости от их масштаба и плотности, становится очевидным существование проблемы в этой области.

Использование компьютерной техники, графики и различных «ноу-хау» является актуальностью сегодняшнего времени. Для облегчения процесса вырезания узоров и сокращения его трудоёмкости целесообразно использовать автоматизацию процесса рисования и вырезания трафаретов.

С этой целью нами были изучены виды национальных узоров, применяемых в золотошвейном производстве. При разработке нового орнамента при золотом шитье особое значение отводилось соответствию разнообразию природных орнаментов. Примером широко распространённого символа этого вида может послужить меандр — река, отличавшаяся своей извилистостью и представлявшая собой непрерывную линию, изломанную прямыми углами. Этот символ обозначает понятия начала и конца, а также понятие вечности. На востоке идея меандра получила свою трактовку: она использовалась в орнаменте минарета Калян, применялась как фоновый орнамент в мужской одежде, была элементом украшения разных видов оружия и превратилась со временем в одну из типовых форм орнамента.

У бухарских вышивальщиков золотом для определения названий получавшихся таким образом швов-узоров существует своеобразная и подробно разработанная терминология, которую они бережно сохраняют, передавая ее из поколения в поколение.

Главными элементами этих узоров являются миндаль, перец, гранат, цветок, зигзаги, перевивы, меандры, геометрические фигуры вроде восьмиконечной звезды и круга. Очень часто входят сюда стилизованные элементы местной флоры и фауны, то меньшего, то большого масштаба.

Еще не распустившиеся бутоны, птицы, начинающие вить гнезда символизировали мечты, надежды создающейся новой семьи. Гранат символизировал многодетность и изобилие, красный перец- оберёг от порчи и сглаза. Изображение ножей и талисманов символизировали хранение семейного очага от различных темных сил, порчи, сглаза. Этим самым сказывалось как высоко ценили женщины Азии свою семью, какое важное место имела семья для создании мирной и благополучной жизни.

На основе анализаразновидностей элементов узора в национальном орнаменте нами разработана их классификация, некоторые виды этих узоров приведены в таблице № 1.

Таблица 1

Разновидности элементов узора внациональном орнаменте

П.01

П.02

П.03

П.04

П.05

бодом(миндаль)

кушбодом (двойной миндаль)

қўшбодоми хазонок

бодоми наълакнок

бодоми хазонок

П.06

П.07

П.08

П.09

П.10

кушбодом -2

кушбодом-3

қўшбодоми хазонок-2

бодоми хазонок-2

бодом-2

П.11

П.12

П.13

П.14

П.15

бодом -3

бодом-4

анор-гул

турунж

турунжи хазонак

Разработанная классификация разновидностей классических орнаментальных мотивов, используемых при золотом шитье позволит автоматизировать процессы рисования узоров и вырезки их трафаретов.

Внедрение компьютерной технологии в золотошвейное производство позволит нарисовать любой рисунок, который нужно выработать. Во многофункциональной системе компьютера будет возможным корректировка рисунка, учёт параметров ткани.

Предлагаемая классификация разновидностей классических орнаментальных мотивов, позволит в дальнейшем автоматизировать процесс рисования и вырезания трафаретов орнаментов в золотошвейном производстве, отменяет применение тяжелого ручного труда работников, занимающихся вырезанием узоров, сократит до минимума цикл процесса вышивания.

Литература:

  1. Абдуллаев Н. Санъат тарихи. Том-1, Ташкент, Уқитувчи, 1986 г. (33–36).
  2. Гончарова Т. История золотошвейного искусства Бухары. Т., 1989.
Основные термины (генерируются автоматически): вырезания узоров, производства золотошвейных изделий, процесса вырезания узоров, национальных узоров, Виды национальных узоров, золотошвейном производстве, вырезания трафаретов, виды национальных узоров, ножницы причудливой формы, Увеличение производства золотошвейных, изготовления золотошвейных изделий, ножницы обычной формы, совершенствование производства золотошвейных, длинную тонкую шею, типовых форм орнамента, золотом шитье особое, бухарскими золотошвейными изделиями, разработке нового орнамента, бухарских вышивальщиков золотом, производства узоров.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle