Библиографическое описание:

Баранов Д. О., Строганова М. Д. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 1-3.



Решение социально-экономических проблем — обеспечения занятости, роста реальных доходов населения, снижения социальной напряженности в настоящее время невозможно без развития малого предпринимательства, являющегося одним из важных элементов экономического развития регионов и отдельных муниципальных образований. Поэтому тему исследования считаем актуальной и современной.

Данная тема исследования на сегодняшний момент является также актуальной из-за экономического кризиса, которое привело к снижению деловой активности со стороны бизнеса, которая привела к стагнации производства, снижению занятости и росту безработицы, снижению налогооблагаемой базы и другим серьёзным проблемам для социально-экономической устойчивости России в целом [5].

Мировая практика показывает, что без малого и среднего предпринимательства невозможно динамичное и устойчивое развитие страны, которое также сильно влияет на экономический рост и структуру валового внутреннего продукта.

Повышение деловой активности малых и средних предпринимателей приводит к таким благоприятным событиям, как: увеличение объемов национального производства, увеличение инвестиций в реальном секторе экономики, инновационное развитие предпринимательства, привлечение иностранных инвестиций, рост числа конкурентоспособных честных бизнесменов, увеличение количества товарно-денежных сделок, приводящих к росту доходов граждан, повышению уровня жизни населения страны [7].

Для чего повышать деловую активность частного бизнеса? Ответ очевиден. Для того чтобы обеспечить положительные темпы роста национальной экономики. Предприниматели, получая больше прибыли, будут организовывать дополнительные рабочие места, платить достойную и белую зарплату своим работникам, а также больше платить налогов, которые можно будет направить на развитие социальной сферы общества. А это в целом приведёт к социально-экономическому развитию страны, повысит платежеспособный совокупный спрос, создаст предпосылки для снижения инфляции издержек [4].

В это связи, на наш взгляд, государственное регулирование малого и среднего бизнеса просто необходимо в нашей стране, и является главным условием стимулирования данной деятельности [6]. Налоговые льготы, государственное субсидирование затрат, льготное кредитование для частного бизнеса — это те меры, которые государство может использовать для поддержки бизнесменов.

Одним из инструментов, способствующим созданию предпосылок для повышения деловой активности является введение государством налоговых льгот для частных предпринимателей и всего малого и среднего частного бизнеса. Налоговые льготы могут проявляться в снижении налоговых ставок, введении льготных каникул для начинающих бизнесменов и различных новых проектов, снижении налогового бремени для предпринимателей, взявших инвестиционные кредиты [1].

На наш взгляд, правительство должно принять кардинальные меры по улучшению условий ведения бизнеса, чтобы не допустить закрытие тысяч предприятий, увеличения безработицы, роста цен на товары и услуги первой необходимости, а также дестабилизацию в обществе.

В настоящее время не только высокие налоги мешают частному бизнесу. В нашей стране бизнесу мешают трудности при кредитовании (высокие проценты по кредиту), всевозможные административные преграды и не достаточное содействие государства в области налогообложения, организационных и управленческих услуг.

Другим немаловажным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса является государственное субсидирование затрат предпринимателей в малодоходных отраслях (животноводство и др.) [2]. Есть отрасли, которые отвечают за продовольственную безопасность, и необходимо компенсировать затраты предпринимателей функционирующих в таких отраслях, увеличивая тем самым их рентабельность и делая их бизнес привлекательным для инвестиций и вовлечения новых субъектов малого предпринимательства.

Важно отметить, что более 50 % представителей малого бизнеса разоряются (становятся банкротами) уже в течение первого года существования [1]. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно вводить льготное кредитование (где ссудный процент будет установлен на уровне ключевой ставки и не больше), которое уменьшит затраты предпринимателей и увеличит их рентабельность, позволит провести модернизацию производственных мощностей на действующих малых предприятиях. Процентные ставки банка по кредитам сегодня установились в размере 25–30 %, и для многих субъектов малого бизнеса кредиты становятся просто недоступными. Такой высокий процент является просто грабительским, взять такой кредит в банке к тому же очень сложно, особенно начинающим бизнесменам. В этой связи на помощь предпринимателю должно прийти именно государство, через предоставление льготных кредитов с низкими процентными ставками по кредитам. Финансовая поддержка малого бизнеса являться наиболее востребованной формой поддержки для большинства субъектов малого бизнеса.

На первый взгляд все просто, если государство помогает предпринимательству, то малый и средний бизнес должен процветать, но на самом деле существует много проблем, препятствующих достижению эффекта от государственного регулирования. Коррупция, монополизм, нехватка квалифицированных кадров, несовершенные законы, административные барьеры это те основные проблемы, которые сдерживают развитие и перспективы малого и среднего бизнеса.

Как отечественный, так и зарубежный опыт свидетельствует, стратегическими ориентирами государственной поддержки должны быть перспективные проекты и программы, обеспечивающие рост реального платежеспособного спроса, а также жизнеспособные наукоемкие и высокотехнологические производства и коллективы, работающие на критически важных направлениях. Непременным условием предоставления поддержки в любой форме должен быть жесткий контроль за ее целевым использованием и ответственность получателя за взятые обязательства [3].

Взаимодействие государства и частного бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется на взаимовыгодной основе и носит долговременный характер. Роль государства в рыночной экономике состоит в обеспечении высокой конкурентоспособности национальной экономики, в создании равных благоприятных условий для развития различных форм бизнеса, включая малый бизнес, всестороннего поощрения предпринимательства и частной инициативы.

В этом отношении поучителен опыт развитых стран. В США, например, более 37 % валового национального продукта производится мелким бизнесом. Примерно два из новых рабочих мест создаются мелким бизнесом. Всего небольших фирм в США около 18 млн., из них семейных — 7 млн. ед. В каждой правительственной программе (их более тысячи), в пропагандистских и рекламных публикациях по данной проблеме содержатся разнообразные мероприятия, призванные обеспечить существенный вклад малого бизнеса в экономический рост. Предприятия малого бизнеса сыграли заметную роль в развитии наукоемких, высокотехнологических производств, в освоении нововведений. Большинство новых идей и инновационных проектов рождается на небольших предприятиях.

На мой взгляд, состояние малого и среднего бизнеса в стране является индикатором развития экономики в целом. Это самая незащищенная экономическая часть рыночных агентов, которая тяжелее всего переносит кризисы. Поэтому поддержка со стороны государства субъектам малого бизнеса особенно необходима в условиях современного экономического кризиса. Конкурентоспособность государства, благосостояние граждан во многом зависят и от развития малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, должны быть созданы качественные условия для развития отечественного бизнеса, эффективное функционирование предприятий малого и среднего бизнеса непосредственно зависит от законодательной и нормативной базы. Для создания комплексных мер по регулированию и поддержке малого и среднего бизнеса необходимо учитывать сложившееся социальное положение в обществе и предпринимательстве, именно социальную значимость малого бизнеса нужно учитывать государственным органам власти. Перспективы у малого и среднего бизнеса очень большие, необходимо только найти правильный подход в этой сложной системе госрегулирования.

Литература:

  1. Самсонов В. А. Проблемы малого и среднего бизнеса в России / В. А. Самсонов, С. Ю. Андреев // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 года: Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам (Краснодар, 25 декабря 2014 г.). — Краснодар: изд-во Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2014. — 256 с. — С. 14–17
  2. Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014–2015 годов в России / С. Ю. Андреев // Глобализация науки: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (3 июня 2015 г., г. Уфа). — Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. — 220 с. — С. 66–71
  3. Экономическая теория. Экспресс-курс: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной, А. Ю. Юданова. — Изд. 16-е., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 602 с.
  4. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.
  5. Андреев С. Ю. Социально-экономические аспекты повышения эффективности кролиководческого бизнеса: автореф. дис. канд. экон. наук / С. Ю. Андреев. — Краснодар, 2008. — 26 с.
  6. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие / Стрельцов М., Власова Н. // Современный научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 13–18.
  7. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса / Гореико Н. И., Андреев С. Ю. // Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». — 2015. — С. 45–47.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle