Библиографическое описание:

Рысухина Д. В., Коровин В. Е. Современные проблемы повышения инвестиционной привлекательности российской экономики // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 28-30.



Данная статья посвящена разъяснению ключевых проблем инвестиционной привлекательности России и предложению путей их решения.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная привлекательность, проблемы экономики, государство.

Инвестиции являются одним из важнейших макроэкономических показателей, но одновременно одним из самых сложнопрогнозируемых. Количество привлеченных в экономику инвестиций «сегодня» определяет качество и темпы развития экономических процессов «завтра» [1].

В современной России одной из ключевых проблем является привлечение и стимулирование производственных инвестиций, что и определяет актуальность данной темы. Это напрямую связано с тяжелыми временами в экономической сфере нашей страны, обусловленными в первую очередь значительным сокращением промышленного производства, значительным падением темпов роста ВВП на душу населения [10].

Стимулирование и активизация инновационных процессов является одним из важнейших условий эффективности ведения национальной экономики. Наша страна также нуждается в укреплении инвестиционной базы для активации инновационной деятельности и укрепления экономического потенциала национальной экономики [8].

Задача поддержания и увеличения инвестиционной активности обычно решается рынком и механизмом государственного воздействия на инвестиционный процесс. Эта деятельность должна выражаться как в стимулировании инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, так и прямым финансированием государства инвестиционных проектов, с применением различных инструментов экономического регулирования — налогового, бюджетного, таможенно-тарифного и т. д. [6, 7].

Что касается инвестиционной ситуации на сегодняшний день, то Россия вот уже 3 год, начиная с 2013 г. не входит в число 25 самых привлекательных для инвесторов стран, где первые места занимают США, Китай и Великобритания, а все 25 стран получат более 50 % всех мировых прямых иностранных инвестиций. В Россию готовы были бы инвестировать, но сегодня большой помехой являются обоюдоострые санкции, плюс ещё год назад говорили о непредсказуемости проводимой политики, вмешательства государства в экономику и грядущего Украинского кризиса (а теперь действующего). В 2014 г. поток прямых иностранных инвестиций уменьшился в 3 раза, причем большая часть денег была введена в экономику в первом полугодии. Во втором инвесторы активно эти деньги выводили обратно. Плюс ко всему, по мнению инвесторов в стране сократилось количество крупных привлекательных проектов, в которые можно было бы вложить крупные инвестиционные суммы. И хотя в России есть интересные проекты, они либо небольшие, либо не настолько масштабные, чтобы привлечь инвесторов со всего мира.Ещё одним важным фактором, который может отпугивать иностранных инвесторов и компании является российская система налогообложения [3].

Для повышения инвестиционной привлекательности и удержания финансовых средств на территории нашей страны необходимо вести четкоорганизованную грамотно продуманную инвестиционную политику, обратить внимание, на наш взгляд, на проблемы инвестирования отдельных регионов [9]. Главной целью инвестиционной политики является привлечение и удержание капитала, способствующего социально-экономическому развитию территории, повышению уровня и качества жизни населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Расширить сектор государственно-частного партнерства.

Необходимо развивать сотрудничество между органами государственной власти и бизнесом. Государственно-частное партнерство является одним из главных путей развития инвестиционной деятельности. В данном случае государство может выступать как партнер, обладающий определенными средствами и властью, а использование частного капитала позволит органам власти решить стратегические проблемы региона или муниципалитета без дополнительных затрат, а также повысить его конкурентоспособность [2].

2. Реализовать территориальный инвестиционный потенциал регионов.

Необходимо сформировать некую «визитную карточку» по каждому отдельно взятому региону для привлечения инвестиционных средств. Имидж региона чаще всего ассоциируется с его культурным и социально-экономическим профилем для инвестора. Данным аспектом привлечения инвестиционных средств может стать курортный, портовый, исторический и др. имидж конкретного региона. В настоящее время большая часть регионов России остаются неизвестными своей инвестиционной перспективой, не только для иностранцев, но и для соотечественников.

3. Принять актуальные меры по снижению инвестиционного риска во всех регионах и России в целом.

Одной из современных главных проблем остается инвестиционный риск (риск обесценивания капитала из-за действий органов управления и государственной власти, инфляции, изменения курса рубля), который необходимо по максимуму нейтрализовать. Ведь уровень данного показателя во многом определяет инвестиционную привлекательность, как отдельных регионов, так и всей страны.

4. Стимулировать экономическое, социальное, культурное развитие каждого региона. Путем государственного вмешательства и действиями частных организаций поднять до определенного уровня развитие региона во всех сферах жизни общества.

5. Шире внедрять инновации и новые технологии, стимулировать инновационную деятельность в экономике.

6. Сформировать эффективную систему мер государственного воздействия на инвестиционную привлекательность регионов с учетом особенностей развития отдельных территорий (муниципальных образований).

Дифференциация экономических рычагов и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности территорий, позволяет более адекватно направлять и использовать инвестиционные средства, в том числе бюджетные, направляемые на развитие экономики конкретного региона, что является одной из основных экономико-политических функций региональных властей [2].

7. Предлагаем в ряде регионов создать зоны особого статуса, в которые будут привлекаться отечественные и зарубежные инвесторы.

Необходимо создание свободных экономических зон (территорий с льготным таможенным, валютным и налоговым режимом, поощряющий приток нового капитала из-за рубежа) и технополисов (научно-производственных комплексов, где воедино сливаются все различные научно-исследовательские процессы) в регионах, имеющих высокий интеллектуальный потенциал и хорошее инфраструктурное обустройство [5].

На наш взгляд, решение данных проблем заметно оживит инвестиционную сферу нашей экономики, послужит мощным толчком развития экономики многих регионов и муниципальных образований.

В то же время для всех регионов характерны общие задачи, обусловленные стратегическим направлением развития страны. В современных условиях приоритетными направлениями инвестирования являются строительная индустрия, жилищно-коммунальное хозяйство, производственная, в первую очередь транспортная, социальная, рекреационная и экологическая инфраструктура, конверсия предприятий военно-промышленного комплекса и др. [4].

Считаем, что в основу определения приоритетов для инвестиционного развития должны быть заложены принципы важности тех или иных сфер деятельности для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого и сбалансированного развития экономики для каждого отдельно взятого региона. Отметим, что реализация предложенных выше мероприятий в значительной мере позволит повысить инвестиционную привлекательность всей экономики в целом и, как следствие, обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности российской экономики.

Литература:

  1. Колтынюк Б. А. Инвестиции: Учебник — СПб.: Изд-во Михайлова, 2003. — 848 с.
  2. Литвиненко В. А. Направления и методы интенсификации государственнойинвестиционной политики в регионах России //Аудит и финансовый анализ. — 2008. — № 6.
  3. Смирнова Т. Ю., Казачков В. А. Кризис инвестиций и проблемы теорииинвестиций. // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2009. — № 6. — С. 69–72
  4. Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014–2015 годов в России / Андреев С. Ю. // ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2015. — С. 95–98.
  5. Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. -С. 35–39.
  6. К вопросу о государственном регулировании конъюнктуры рынка зерна / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — № 56. — С. 52–62.
  7. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие / Стрельцов М., Власова Н. // Современный научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 13–18.
  8. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: 2015. — С. 8–12.
  9. Конкуренция на агропродовольственном рынке / Е. В. Смольникова // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. — 2012. — С. 488–489.
  10. Турбулентность экономики России / Шейко Е. В. // Научный альманах. — 2015. — № 11–1 (13). — С. 580–582.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle