Библиографическое описание:

Холодий А. А., Горбуля Н. Ю. Состояние рынка труда в Краснодарском крае // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 37-39.



В настоящее время проблема организации занятости является одной из важных задач государственного управления в рамках регулирования процессов социально-экономического развития страны. Важным инструментом, посредством которого в разных странах стремятся разрешить проблему недостатка средств к существованию, является рациональное трудоустройство. Хорошая работа призвана оказывать помощь людям в их социальном функционировании, осуществлении своих социальных прав, сохранении или достижении благоприятного социального самочувствия. В этой связи считаем тему нашего исследования актуальной и современной.

Прежде чем рассматривать сущность и структуру рынка, необходимо выяснить, что продается и покупается на рынке труда: «рабочая сила» или «труд». Современная экономическая теория доказывает, что на рынке труда продается и покупается именно труд, что заработная плата есть плата за труд [3]. Известно, рынок труда определяется как сфера взаимодействия спроса и предложения рабочей силы. Через рынок труда происходит продажа рабочей силы на определённый срок. Такой рынок не является стандартным в понимании обывателя. Он не всегда успешно функционирует, удовлетворяя потребности всех его участников [2]. На данном рынке так же, как и во всех других, действуют свои законы — закон спроса и предложения, а также формируются так называемые цены. В качестве цены здесь выступает заработная плата того или иного сотрудника, а также оплата, которая может предлагаться потенциальным работодателям. Современный рынок труда в любой стране характеризует уровень социального положения трудоспособного населения. Одной из важных составляющей современного рынка труда является безработица. Она присутствует в каждой стране, однако отличается своим уровнем. Безусловно, рынок труда непосредственно и очень тесно связан с существующим состоянием национальной экономики и напрямую зависит от темпов ее развития. Зарубежный опыт должен научить нас тому, что правильное и постепенное развитие рынка труда и рыночных отношений в обязательном порядке предусматривает выстраивание и эффективной защиты прав трудоспособных граждан, в том числе право на труд и на достойную его плату [4].

Целью государственного и регионального управления (регулирования) рынков труда выступает, прежде всего, сохранение, приумножение и повышение качества трудового потенциала страны, а также обеспечение эффективной занятости граждан с достойным уровнем оплаты труда и предоставлением полного комплекса социальных услуг и гарантий.

Очевидно, что на региональном уровне реализовать указанную цель значительно проще. Если говорить о российской специфике, то маркетинговая стратегия управления развитием регионального рынка труда — это многоаспектный, непрерывный процесс социально-экономического взаимодействия и обмена между экономической, социальной, демографической и организационно-управленческой региональными подсистемами [5].

В настоящее время современные тенденции и направления реализации региональной политики занятости, а также общую ситуацию на региональном рынке труда наглядно можно рассмотреть, анализируя основные мероприятия долгосрочной краевой целевой программы «Содействие занятости населения Краснодарского края на 2014–2017 гг.», которая финансировалась за счет средств краевого бюджета.

Так в частности отметим, что в 2014 г. органами труда и занятости населения реализовывались следующие мероприятия государственной программы:

Во-первых, информирование о положении на рынке труда. Государственные услуги по информированию о положении на рынке труда оказаны 235,1 тыс. гражданам, что на 32,1 % больше, чем предусматривалось в государственной программе. Расходы краевого бюджета составили 2612,5 тыс. руб. [1]

Во-вторых, содействие гражданам в поиске подходящей работы. За прошедший год органами труда и занятости населения Краснодарского края трудоустроено 128,1 тыс. чел., целевой показатель государственной программы выполнен на 116,5 %. Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости с целью поиска подходящей работы, составила 70,8 %, что на 3,6 % больше, чем предусмотрено в государственной программе.

В-третьих, содействие работодателям в подборе необходимых работников. Формирование банка вакансий. За 2014 г. работодателями края в органы труда и занятости населения было заявлено 386,8 тыс. вакансий, целевой показатель государственной программы выполнен на 154,7 % [1].

В-четвертых, оказание услуг в области занятости населения гражданам и работодателям с использованием Мобильных центров занятости населения. В отчетном периоде Мобильные центры занятости населения совершили 3,2 тыс. выездов, в ходе которых государственные услуги получили 112,4 тыс. чел. Целевые показатели государственной программы выполнены на 213,3 % и на 224,8 % соответственно.

В-пятых, содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости. В рамках государственной программы за 2014 г. трудоустроено в другой местности 114 безработных граждан, что на 39 % больше, чем предусматривалось в государственной программе. Расходы краевого бюджета составили 1552,5 тыс. руб. или 91,3 % от предусмотренного программой объема финансирования.

В-шестых, организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. В 2014 г. было проведено 1209 ярмарок вакансий, в которых приняли участие 147,2 тыс. чел и 7,5 тыс. работодателей. Целевой показатель государственной программы по численности участников ярмарок вакансий выполнен на 128 %. Расходы краевого бюджета составили 5039,7 тыс. руб. или 87,3 % от предусмотренного программой финансирования [1].

В-седьмых, организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.За отчетный период государственные услуги по профессиональной ориентации получили 322,4 тыс. граждан, целевой показатель программы выполнен на 130,9 %. Расходы краевого бюджета составили 3914 тыс. руб. или 89,6 % от предусмотренного программой финансирования.

В-восьмых, оказание государственных услуг по психологической поддержке. За 2014 г. государственные услуги по психологической поддержке получили 11 тыс. безработных граждан. Целевой показатель государственной программы выполнен на 209,7 %. Расходы краевого бюджета составили 955,5 тыс. руб. или 84,6 % от предусмотренного программой финансирования.

В-девятых, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда. В2014 г. услуги по социальной адаптации получили 11 тыс. чел.

Целевой показатель программы выполнен на 209,6 %. Расходы краевого бюджета составили 959 тыс. руб. или 91,6 % от предусмотренного программой финансирования.

В-десятых, организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, включая обучение в другой местности. За 2014 г. на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование направлено 5537 безработных граждан. Целевой показатель государственной программы выполнен на 124,7 %. Расходы краевого бюджета составили 58050,6 тыс. руб. или 99,2 % от предусмотренного программой финансирования [1].

В отчетном периоде временно трудоустроено 1929 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Расходы краевого бюджета составили 4613,5 тыс. руб. или 99,7 % от предусмотренного программой финансирования.

В 2014 г. пособия по безработице выплачивались 53,9 тыс. безработных граждан. Целевой показатель государственной программы выполнен. Расходы средств субвенций из федерального бюджета составили 636,7 млн руб.

Уровень безработицы по методологии МОТ в 2014 г. составил 5,7 % от экономически активного населения Краснодарского края (это на 0,2 % больше, чем предусмотрено в государственной программе). Невыполнение данного показателя связано с ростом численности безработных граждан по методологии МОТ в сельской местности и ростом числа высвобожденных граждан в связи с ликвидацией организации или сокращением штата в 2014 г. на 2,7 % в сравнении с 2013 г. [1].

Нам представляется, что повышение эффективности существующей региональной политики стимулирования занятости можно добиться через комплексное использование пассивных и активных форм регулирования процессов занятости и безработицы.

Считаем, что современная региональная политика занятости должна быть направлена на снижение напряженности на рынке труда, содействовать трудоустройству граждан и обеспечению работодателей рабочей силой, содействовать развитию кадрового потенциала, повышению конкурентоспособности безработных и ищущих работу граждан, обеспечивать реализацию мероприятий в области трудовых отношений и социальных гарантий.

Литература:

  1. 1. Информация о состоянии рынка труда Краснодарского края // Портал исполнительных органов государственной власти в Краснодарскомкрае.URL: http://www.krasnodar.ru/content/2/show/275431/
  2. Киященко Е. А. Социологическая оценка эффективности управления социальными службами / Е. А. Киященко, Н. В. Власова // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. 2014. — С. 86–91.
  3. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие / Стрельцов М., Власова Н. // Современный научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 13–18.
  4. Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае / Артемова Е. И., Андреев С. Ю., Мищенко Е. А., Киященко Е. А. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — № 116. — С. 855–869.
  5. Институциональные аспекты регулирования рынка труда в аграрном секторе экономики / Андреев С. Ю., Латыш И. С. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–1 (18). — С. 89–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle