Библиографическое описание:

Пеньков М. В., Блоховцова Г. Г. Создание свободных экономических зон // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 23-25.



Во всём мире существует огромное количество разновидностей свободных экономических зон (СЭЗ). В зависимости от поставленных задач они могут быть ориентированы на расширение экспортного производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том числе для развития импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок.

Создание СЭЗ — направление развития экономики отдельных территорий и регионов, направленное, как правило, на решение конкретных экономических проблем, таких как: реализация стратегических программ и проектов. При этом льготная система, которая устанавливается в СЭЗ, должна быть индивидуальна для всех и тесно связанна с реализуемыми на её территории программами [4].

Свободные экономические зоны могут стимулировать экономический рост России, а так же обеспечить ее развитие, путём создания хороших условий для работы частного капитала, что может повлечь за собой привлечение дополнительных инвестиций в экономику, не говоря уже о прямом эффекте и положительным результатам уже в краткосрочной перспективе.

СЭЗ — это современное название для достаточно древнего экономического явления. Ведь, в местах, которые нужно было быстро освоить или привлечь инвесторов, складывались различные льготные режимы торговли, в некоторых случаях полностью освобождались от пошлин и налогов [5]. Примером таких явлений может послужить царская Россия 19 века, которая в то время осваивала северное Причерноморье, а одним из самых известных «свободных портов» можно считать Одессу. В настоящее время, из-за международного разделения труда, создание СЭЗ актуально для целого ряда стран, в том числе и для России, где нужно принимать различные финансовые и налоговые меры, для восстановления экономики отдельных регионов страны.

В классическом виде свободные зоны представляют собой четко ограниченные районы со специальными таможенными и торговыми режимами, которые обеспечивают свободное перемещение капитала, товаров, а так же рабочей силы. Эти зоны именуют по-разному: «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли» и т. д.

Страны с нестабильной экономикой, такие как Россия, традиционно делают ставку на широкий диапазон и масштабность льгот, которые предоставляются свободным экономическим зонам [3]. Впервые такие экономические зоны, на территории СССР, стали образовываться в конце 80-х годов. Основной целью, которых была организация внешнеэкономической деятельности предприятий путем создания совместных предприятий. В то время они рассматривались как один из способов регулирования внешнеэкономических связей Советского Союза. Рассматривалось и то, что первые СЭЗ будут содействовать росту наукоёмкой продукции на базе национального и зарубежного капиталов на Дальнем Востоке.

Но всё же идея создания свободных зон не укладывалась в представлении той экономики, поэтому концепция «зон совместного предпринимательства» была не реализована, так как не представляла большого интереса ни для национальных предприятий, ни для зарубежных. Скоро наступил второй этап развития СЭЗ, так, в 1990-х годах, после принятия правительством решений о свободной торговли, появилось 19 экстерриториальных зон, а со временем их стало еще больше.

Создание СЭЗ в России принято считать неудачным, и объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом страны, отсутствием жесткого контроля над зонами и плохой организационной структурой. Но все же, все эти факторы носят субъективный характер и по ним нельзя сказать, что в России эта идея будет невостребованной, наоборот российские экономисты говорят, что именно СЭЗ помогут решить проблему взаимоотношения центра с субъектами РФ в экономическом плане.

Существует несколько причин уже работающих СЭЗ: так, во-первых — свободные зоны оправдывают себя только в плановой экономике, где существует централизованная форма правления, которая отсутствует в России. Во-вторых — в нашей стране отсутствуют налоговые льготы для участников этих самых зон, а без них, никто и не войдет в состав СЭЗ. Так же зоны требуют предварительного вложения в их инфраструктуру и этим должно заниматься государство, которое и так стесненно в своих бюджетных возможностях. Отсюда можно сделать вывод, что если органы власти не изменят своё отношение к СЭЗ, не станет лучше их финансовая поддержка, то Россия так и останется провинциалом в этой сфере [6].

Для стабильной работы свободных экономических зон, к работе с ними должны допускаться коммерческие и некоммерческие организации, получившие на это лицензию, физические лица, которые зарегистрировались в данной зоне, предприниматели и филиалы иностранных предприятий, главные офисы которых получили на то разрешение. При этом администраторский состав зоны должен уведомить участников о том, что особый экономический режим действует только в пределах зоны и не соблюдение этого порядка будет караться изыманием лицензии. Однако, если данное нарушение связанно с «форс-мажором», то приостанавливается действия разрешения на срок самого «форс-мажора».

Для всех участников СЭЗ предоставляется особый режим торговли, при котором в отношении любых товаров независимо от лиц, их перемещающих через таможенную границу РФ, устанавливаются таможенный режим свободной таможенной зоны и налоговые льготы [7]. Так, они освобождаются от налога на прибыль и налога на добавленную стоимость на 5 лет, с момента регистрации.

Важно сказать, что СЭЗ бывают нескольких типов:

1) Зона экспортного производства (ЗЭП), представляющий собой некоторый участок таможенный границы, на котором действует особый порядок налогообложения на участников СЭЗ, вывозящих за пределы зоны более 50 % готовой продукции.

2) Свободная таможенная зона производственного или торгового типа — подразумевается, ограниченный участок территории таможни, в пределах которого для участников устанавливается льготный таможенный режим.

В заключении можно сказать, что СЭЗ играют огромную роль в развитии экономики любых стран. Что касается России, то здесь существуют не которые проблемы. Например, отсутствует долговременная стратегия развития экономических зон. Она может быть решена, только если будут разработаны федеральные программы развития СЭЗ, эту работу должны выполнять соответствующие министерства и ведомства, но с учётом предложений региональных администраций, где и будут создаваться СЭЗ. При утверждении этого документа также должны указываться и источники финансирования инфраструктуры.

С другой стороны, учитывая тот факт, что в настоящее время в российской экономике существует ряд отраслей и сфер деятельности, имеющих большую социально-экономическую значимость для развития всей национальной экономики (такие как переработка твердых бытовых отходов, развитие альтернативной электроэнергетики, развитие потребительских кооперативов среди домохозяйств сельского населения и др.), считаем целесообразным введение такой категории как «свободная экономическая деятельность» [1], где будут соблюдаться принципы СЭЗ, но с отвлечением от территориальной принадлежности. Нам представляется, что в современных условиях наше общество должно отходить от использования общепринятых западноевропейских шаблонов государственного стимулирования частного бизнеса [2]. Российская экономика может и должна иметь ряд конкурентных преимуществ, одним из которых может статьновый принцип организации взаимодействия государства с частным бизнесом в форме свободных экономических зон.

Литература:

  1. Андреев С. Ю. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края/ С. Ю. Андреев, Л. Э. Тауш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2010. — № 01(055). С. 1–7. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/01.pdf
  2. Гришин Е. В. Парадоксы взаимодействия рынка образования и рынка труда в России / Е. В. Гришин // Проблемы и перспективы развития аграрного рынка: Сб. науч. ст. / под ред. М. П. Дулина [и др.] — Краснодар: Кубан. гос. агр. ун-т, 2013. — С. 209–216
  3. Институциональные преобразования как фактор стимулирования социально-экономического развития сельских территорий Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Н. В. Власова, А. В. Янии др.// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2016. — № 02(116). С. 796–813. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2016/02/pdf/55.pdf
  4. Найденов И. В., Найденова Г. И. «Особая экономическая зона» и региональные сравнения. // Вопросы статистики. — 2002. — № 12.
  5. Стрельцов М. Рыночная власть и факторы ее обуславливающие. / М. Стрельцов, Н. Власова // Zprávyvědeckéideje — 2015Materiály XI mezinárodnívědecko — praktickákonference. 2015. — С. 47–52.
  6. Шеховцов А., Шестакова М, Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России // Вопросы экономики. — 2000. — № 10.
  7. Экономика регионов: тенденции развития [Текст] / Агаларова Е. Г., Алехина Е. С., Аливанова С. В., Андреев С. Ю., Антонова А. И., Асеев Ю. И., Ахметова А. Д., Ахметова Д. Ф., Белкина Е. Н., Бутаева Н. В., Вахромов Е. Н., Говорова Н. В., Гукасов А. С., Давыдова А. А., Дудник Д. В., Дьяков С. А., Жилкина Н. М., Жук О. А., Журавлева И. И., Затона А. А. и др. под общей редакцией доктора философских наук, профессора О. И. Кирикова. — Воронеж, 2010. Том 12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle