Библиографическое описание:

Казыгулова А. Т. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1121-1126.



В «Инструктивно-методическом письме об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан на 2015–2016 учебный год» сообщается о том, что при изучении предмета «Русский язык» надо обращать внимание на такие разнообразные формы работ, которые должны способствовать формированию личности с креативным мышлением, умеющего обсуждать проблемные вопросы, решать лингвистические задачи и разные языковые задания, совместно и индивидуально выполнять творческие работы, анализировать тексты, учитывая их стилистические и жанровые особенности.

Для личности всегда нужна педагогическая помощь и поддержка. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных

Ш. Амонашвили: 1) любить ученика; 2) очеловечить среду, в которой он живет; 3) прожить в ученике свое детство.

Понятие языковая личность в научный лексикон впервые ввел около двадцати лет назад Юрий Николаевич Караулов (тогда он был директором Института русского языка). Сейчас в современном образовании чаще применяют другой термин — коммуникативная личность. (6)

Для формирования коммуникативной личности необходимо обратить внимание на организацию урока, её содержание, а также особое значение имеет формы проведения современных уроков.

Мы считаем, для того чтобы повысить качество образования необходимо постоянное совершенствование методики преподавания русского языка и литературы, использование новых технологий обучения.

В энциклопедическом словаре даётся такое толкование к слову технология — (от греч. techne — искусство, мастерство, умение и …логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки — выявление химических, физических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов.

А что мы вкладываем в понятие «педагогическая технология»? Как только в системе школьного образования возникло это понятие, сразу появились разночтения. Рассмотрим таблицу по В. Б. Башарину и узнаем о том, какие существуют ключевые понятия, включаемые различными авторами в термин педагогическая технология. (4)

Ф.И. эксперта или название работы

Смысловое значение понятия

педагогическая технология

Т.Сакамото (Япония)

Л.Фридман, Б.Пальчевский

(Россия)

Н. Таланчук (Россия)

Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978

М.Кларин (Россия)

В.Беспалько (Россия)

Проект «Новые ценности в образовании», Институт педагогических инноваций РАО, 1995

Систематизированное обучение на основе системного способа мышления

Совокупность учебных ситуаций, призванных реализовать педагогическую систему

Упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению

поставленных целей

А. Выявление принципов и приёмов

оптимизации образовательного процесса

Б. Использование ТСО

Конструирование учебного процесса с

гарантированным достижением целей

А. Педагогическое мастерство

Б. Описание (проект) процесса формирования личности учащегося

В. Содержательная техника реализации

учебно-воспитательного процесса

Сложные и открытые системы:

• приёмов и методик, объединенных приоритетными образовательными целями;

• концептуально взаимоувязанных между

собой задач и содержания;

• форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Наиболее точными определениями образовательной технологии являются ключевые понятия, данные Н. Таланчуком и М. Клариным.

При использовании любой новой технологии надо: 1) отыскать цели;

2) отыскать средства достижения этих целей; 3) отыскать правила пользования этими средствами. Как видим, выстраивается своеобразная система: цель — средства — правила их использования — результат. Это базовое основание любой технологии образования.

Опыт работы показывает, что для непрерывного развития обучаемого и становления его как творческой личности необходимо использовать на уроках русского языка и литературы интерактивные методы, которые приводят к достижению поставленных целей. Прошло время, когда цели и задачи образования решаются только объяснительно — иллюстративными методами, ориентирующими учеников на усвоение готовых знаний.

На основе интерактивного метода роль педагога радикально меняется: он является не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы учащихся. Интерактивный метод обучения носит инновационный характер. Понятие «интерактивные методы» («interactive» англ: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act»- действовать, действие) можно перевести как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, то есть, построенном на взаимодействии.

Организуя уроки русского языка и литературы с использованием интерактивных методов, можно добиться перехода от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли учеников к познавательной активности с формированием собственного мнения.

На уроках мы применяем такие интерактивные методы обучения как мозговой штурм, деловая игра, ролевая игра, имитационная игра, дискуссия, презентация, эссе. Все мы знаем, что каждый метод, каждая игра имеет свои правила и «маленькие законы». Мы считаем, что целесообразно на начальных этапах введения интерактивного метода организовать и открыть клуб знатоков, союз грамотеев или общество словесников. При встрече членов этих клубов надо познакомить с правилами интерактивных методов обучения:

1) не критикуйте выдвинутые идеи;

2) будьте толерантны друг другу;

3) знайте, неразрешимых проблем не существует;

4) выдвигайте больше идей;

5) активно участвуйте в игре;

6) создайте доброжелательную, творческую атмосферу;

7) выбирайте наиболее подходящую роль для участия в играх;

8) уважайте интересы одноклассников;

9) не принимайте поспешных решений;

10) при выступлении соблюдайте регламент:

Мозговая атака (штурм). Этот метод возник в 30-ые годы, как способ коллективного продуцирования новых идей. Метод «Мозговой штурм» даёт возможность развивать логическое мышление, аргументировано выражать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.

Алгоритм использования метода «Мозговой штурм»

1 шаг

Сформулировать проблему, связанную с темой урока

2 шаг

Разделить учащихся на несколько групп, учитывая их интересы

3шаг

Снять напряженность создать благоприятную атмосферу

4шаг

Мозговая атака: штурм, поставленной проблемы.

5шаг

Фиксировать идеи на бумаге

6 шаг

Отобрать и оценить наилучшие идеи

7шаг

Организовать экспертную группу из 3 учеников, которые выбирают наилучшие идеи

8 шаг

Сообщить результаты

9 шаг

Публичная защита

10 шаг

Принятие решения

Этот метод мы продуктивно используем на уроках литературы при изучении лирических произведений русских поэтов. Учитель на доске пишет только начальные строки стихотворения, например:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет... (А.Блок)

Затем учитель задает учащимся вопрос: «А как бы вы продолжили стихотворение?» Ученики, не глядя в текст, предлагают свои идеи. Наилучшие идеи поощряются и сравниваются с произведением поэта.

Метод «мозговая атака» способствует повышению эффективности и на уроках русского языка, например, при знакомстве с темой «Словообразование» на вопрос: «Как вы считаете, какие есть способы образования новых слов?» в ответ прозвучали самые оригинальные идеи.

На уроках русского языка и литературы ученики принимают активное участие при применении метода «Займи позицию». В классе вывешиваются плакаты с надписью «да» и «нет». Предварительно учитель предлагает утверждение. Ученик, который согласен с этим утверждением занимает позицию «да», а не согласившийся учащийся встаёт противоположно, то есть занимает позицию «нет». Каждый из них должен аргументированно отстоять свою точку зрения. Если веский довод убедил кого-то, то он может изменить свою позицию.

Так при изучении повести В. Г. Распутина «Живи и помни», чтобы дать оценку поступкам Настёны, ученики, заняв две позиции, доказывали свою точку зрения, работая над утверждением — «Самый тяжкий стыд и великое мучение –это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив».

«Решение дилеммы» — так называется один из интерактивных методов, который позволяет всем ученикам участвовать в обсуждении, разделившись на 2–3 группы. Они решают дилемму в течение 5–7 минут, затем представляют классу результат. Результат этого метода требует тонкости ума, так как дилемма — это суждение или умозаключение, требующее выбора одного из двух исключающих друг друга положений, например, на уроке русского языка ученики прослушали такую историю: «Знаменитый баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил язык. Ксанф спросил, почему он подает только язык. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка? При помощи языка люди строят города, изучают науки и получают знания, могут объясняться друг с другом, передавать свои чувства. Поэтому нет ничего лучше языка». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять купил язык. Все удивились этому. Тогда Эзоп сказал: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может вызвать войну. Он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!».

Затем учащиеся обсуждали дилемму: «Нет ничего лучше языка или может ли быть что-нибудь хуже языка?

Одна группа придерживалась точки зрения, что нет ничего лучше языка, и приводила такие доказательства, как высказывания Тургенева, Ломоносова, Достоевского. А другая группа стояла на второй позиции и приводила примеры — пословицы: «Слово не воробей, вылетит не поймаешь», «Язык мой — враг мой». Но в итоге все пришли к единому мнению, что язык — это великое средство общения.

Ведение дискуссии за круглым столом, должно стать естественным компонентом процесса обучения русскому языку и литературе, так как именно этот интерактивный метод позволяет личности отстаивать свое мнение, находить правильные решения, объективно оценивать свою речь и речь собеседников. Проведение дискуссии «Нужно ли изучать русский язык?» предполагает интерактивное взаимодействие, способствующее созданию мотивации к общению, обмену информацией, изложению мыслей.

Перед проведением дискуссий необходимо раздать учащимся памятку, где напечатаны образцы речевого этикета.

Согласие

Отрицание

Отчасти могу согласиться с вами…

Вряд ли это возможно…

Частично вы правы…

Об этом нельзя сказать с уверенностью…

В какой-то мере то, что вы говорите верно…

В это трудно поверить…

В какой — то мере вы правы…

Я бы этого не сказал…

Не возражаю против…

Боюсь, что вы не правы (что это не так)…

Уверен, что это так…

Я не уверен, что это так…

Придерживаюсь такого же мнения…

Разрешите высказать иное мнение…

Разделяю вашу точку зрения…

Позвольте вам возразить…

Совершенно согласен с вами…

Разрешите не согласиться с вами…

Полностью с вами согласен…

С вами невозможно согласиться…

С этим нельзя не согласиться…

Я совершенно не согласен с вами…

Вы абсолютно правы…

Я не согласен…

Да, безусловно, разумеется…

Вы совершенно неправы…

Согласен с вашей точкой зрения…

Это вызывает категорическое возражение…

Поддерживаю вашу позицию…

Это совершенно неверно…

Я с вами полностью согласен…

Это совсем (далеко, отнюдь, абсолютно) не так…

Разделяю ваше мнение…

Не полностью согласен с вами…

Разрешите с вами согласиться…

Я с вами должен не согласиться…

Не возможно не согласиться…

Не полностью разделяю вашу точку зрения…

Каждая дискуссия проходит три стадии: 1) ориентация; 2) оценка; 3) консолидация.

На первой стадии участники создают благоприятную атмосферу, работают над проблемой дискуссии. На второй стадии ученики выступают с идеями и ответами на возникающие вопросы. Третья стадия характеризуется анализом результатов дискуссии, согласованием мнений и позиций, совместным формулированием решений и их принятием.

В статье «Интерактивные методы обучения на уроках литературы»

Е. Ж.Умеркулова выделяет следующие виды дискуссии:

1) свободные; 2) направляемые; 3) структурные. (2)

Свободные дискуссии — название этого вида деятельности указывает на свободу действий его участников, которые ответственны за происходящее. В ходе свободной дискуссии ведущий редко вмешивается, каждая группа выступает по желанию.

Направляемая дискуссия отличается от свободной дискуссии тем, что здесь ведущий играет главную роль, так как этот вид деятельности строится вокруг него. Он должен основательно подготовиться по обсуждаемой теме.

Алгоритм структурной дискуссии можно представить следующим образом.

1 шаг — сформулировать проблемный вопрос;

2 шаг — разделить класс на3 группы:1-я группа — оптимисты;

2-я группа — пессимисты;

3-я группа — реалисты;

3 шаг — выбрать трёх наблюдателей и аналитика;

4 шаг — каждой группе обсудить проблему в течение 5–7 минут;

5шаг — каждой группе доказать свою точку зрения (регламент 3–4 мин), наблюдателям следить за выступлением;

6 шаг — аналитику и наблюдателям оценить презентацию каждой группы.

На уроке русского языка после изучения темы «Лексика» мы провели структурную дискуссию на проблемный вопрос «Какова речь у современной молодёжи?» Оптимисты, пессимисты и реалисты высказали свои мнения, а наблюдатели и аналитик подвели итог.

Структурную дискуссию мы эффективно используем не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. Так, после изучения романа

Ч. Айтматова «Буранный полустанок» мы обсуждали проблему: Как вы относитесь к высказыванию М. Горького «Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга».

Кейс-стади — этот метод стал применяться во второй половине XIX века в Гарвардском университете. При данном методе обучения ученик самостоятельно вынужден принимать решения и обосновать его. Тема для дебатов предлагается одна, но первая команда должна утвердить её своими аргументами и фактами, а вторая — умело их опровергнуть, для чего требуется кропотливая работа над материалом из разных источников. Каждая команда составляет свой кейс, который содержит резолюцию (тему), дефиниции (определения), критерии (положение).

После изучения темы «Фонетика» на уроке русского языка мы провели дебат, используя метод кейс- стади. Утверждающая и опровегающая стороны работали над проблемным вопросом: «Если вместо буквы ё напечатаем е, то допустим ли мы ошибку?»

Кейс утверждающей стороны

Кейс опровергающей стороны

Резолюция: Вместо буквы Ё напечатать е — это ошибка.

Дефиниции: буква, звук ёфикаторы, «молодая буква».

Критерий: слова, напечатанные без расстановки двух точек над буквой Ё, теряют правильное произношение

1-й аргумент: Однако остались наши неистребимые инертность, нерадение, лень, косность, разгильдяйство. Да отсутствие воли, да упёртое упрямство и нежелание изменить мнение или привычку, несмотря ни на что. Так и живём. Лень нам ставить точки над буквой Ё.

2-йаргумент: Вот что писал в защиту буквы Ё академик Д. С. Лихачев: «Чем больше в языке графических знаков, тем легче он при чтении, так как каждое слово становится характернее, индивидуальные, приобретает определенную физиономию…Интересы чтения должны возобладать над интересами письма (пишет книгу один, а читают 30 000 в продолжение около 50 лет)».

Резолюция: Вместо буквы Ё напечатать е разрешается.

Дефиниции: буква, звук, печать, литер, полиграфисты.

Критерий: каждый человек виноват сам, если не знает нормы произношения слов.

1-й аргумент: В XIX в. Единых орфографических правил не существовало, поэтому употребление буквы Ё на письме поддерживалось немногими. В 1904 году Комиссия по вопросу о русском правописании признала употребление буквы Ё желательным, но необязательным.

2-аргумент: В советское время буква Ё была «официально признана» в 1942 году, когда нарком просвещения издал приказ «О введении обязательного употребления буквы «ё» в школьной практике». Спустя год был издан справочник употребления буквы Ё. В 1956 году были утверждены, а затем опубликованы «Правила русской орфографии и пунктуации» с параграфами о применении буквы Ё. Однако на практике её использование продолжало оставаться необязательным.

Метод кейс-стади позволяет каждому ученику развивать свои интеллектуальные возможности, овладевать логикой речи и основами ораторского искусства, расширять круг интересов.

Интерактивные методы являются инновационными формами обучения, которые способствует активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. В ходе использования интерактивных методов на уроках создаются условия для самореализации личности учащихся, умеющих творчески мыслить и находить рациональные пути решения различных ситуаций.

Если мы хотим, чтобы наша работа была успешной, мы должны, как пишет В. Риверс, «точнее имитировать условия реального языкового общения».

Литература:

  1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва. «Просвещение», 1991 год.
  2. Умеркулова Е. Ж. Коммуникативный метод обучения второму языку (на примере русского языка в казахской школе). Кызылорда, 1999год.
  3. Умеркулова Е. Ж. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках русского языка в средней школе. Кызылорда, 2001 г.
  4. Баяманова Р. Г. Организация коммуникативно ориентированного урока русского языка. Караганда, 2006 год.
  5. Мурзалинова А. Ж. Новые технологии. Возможности использования дебатов в развитии языковой личности. РЯКШ № 2,2001 год.
  6. Ковалев В. И. Язык и общество. Знакомьтесь: коммуникативная личность! Светозар № 32, 2010 год.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle