Библиографическое описание:

Сайфуллаева У. У. Использование песен и ролевых игр в обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1168-1170.



Данная статья посвящается использованию песен и ролевых игр в обучении иностранному языку. Во время игры студенты находятся в постоянной «речевой готовности», внимательно слушают преподавателя и друг друга, песни в качестве учебного материала при обучении иностранному языку реализуют обучающую, образовательную и развивающую функции.

Ключевые слова: поэтический текст, содержание, лингвистические особенности, исполнение (вокальные данные).

Процесс обучения иностранному языку становится интересным и творческим благодаря ролевым играм. Создается атмосфера увлеченности, и в любой вид деятельности на занятии по иностранному языку можно ввести элементы игры, что придаст ему увлекательную форму. Ролевая игра — это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной: в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость, смекалку, фантазию, сыграть роль. Во время игры студенты находятся в постоянной «речевой готовности», внимательно слушают преподавателя и друг друга; многократное повторение образцов речи, мотивированное игровым действием, не вызывает у них утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение языкового материала.

Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление изучаемого материала на каждом данном занятии, но и, главным образом, тем, что поддерживают высокую мотивацию изучения иностранного языка. Основными параметрами, определяющими характер ролевой ситуации, являются наличие единого сюжета, соответствующего избранной ситуации, и ролевых отношений между участниками общения, часто несущие конфликтный характер.

Когда обучающиеся принимают роль, они играют самих себя или какого-либо персонажа в специфической ситуации. Поэтому в ролевой игре нет зрителей, а, следовательно, есть уверенность, что общение состоится, и поведение участников будет понято правильно. Чтобы игра считалась успешной, необходимо определить правила ее проведения: — обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть вне аудитории, в реальной жизни: от встречи знакомого на улице до деловых переговоров, конференций и т. п.; — обучающемуся необходимо адаптироваться к определенной роли в подобной ситуации. В одних случаях он может играть самого себя, в других ему придется взять на себя воображаемую роль; — участникам ролевой игры необходимо вести себя максимально приближенно к реальной жизни; их поведение должно соответствовать и исполняемой ими роли; — участники игры должны концентрировать свое внимание на коммуникативном использовании единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи. В проведении ролевой игры можно выделить три этапа: — подготовительный, включающий в себя введение обучающихся в ролевую ситуацию, ознакомление их с вопросами для обсуждения или проблемой, знакомство с лингвистическим наполнением игры, предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур.

При этом ролевые карточки могут быть оформлены по-разному. Например, одна сторона карточки дает информацию о ролевой ситуации и одинакова для всех участников игры. Оборотные стороны карточек для всех участников различны, т. к. они содержат информацию о данном действующем лице и указывают возможную линию поведения. Другой вариант карточек может включать на одной стороне ролевое предписание для конкретного персонажа, а на другой — языковую подсказку. Преподаватель во время игры, как правило, принимает роль ведущего или одну из «второстепенных» ролей с тем, чтобы иметь полное право, не разрушая создавшуюся коммуникативную ситуацию, вмешаться в процесс общения, стимулировать «пассивных» участников к беседе, направить действия обучающихся в нужное русло; — заключительный, предполагающий оценку преподавателем деятельности обучающихся и, возможно, дискуссию по данной или близкой проблеме.

Неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку является аудирование, применяемое уже на начальном этапе в виде заданий для фонетической зарядки, простых стихов, позже — в виде профессиональных аудиозаписей диалогов, текстов, упражнений. Особое место среди аудиоматериалов занимают песни. Они привносят в класс атмосферу праздника, учащиеся любого возраста с удовольствием открывают язык и культуру страны через песни. В песне можно выделить различные аспекты и компоненты: музыка (мелодия, аранжировка, ритм, музыкальный жанр, инструменты); слова (поэтический текст, содержание, лингвистические особенности); исполнение (вокальные данные и манера презентации песни исполнителем); видеоряд (для видеоклипов); «легенда» (история создания песни, сведения об исполнителе и об авторах музыки и слов).

Применительно к процессу обучения иностранному языку правильнее говорить не просто о песнях, а о песенных материалах. Термин «песенные материалы» более корректен при использовании песни в качестве учебного материала для овладения различными аспектами языка и видами речевой деятельности.

Песни в качестве учебного материала при обучении иностранному языку реализуют обучающую, образовательную и развивающую функции.

Песни имеют обучающую функцию, поскольку они являются средством более прочного усвоения лексического материала и расширения потенциального словаря учащихся. Они способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, в них лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В песнях часто встречаются имена собственные и реалии стран изучаемого языка, что способствует реализации образовательной функции в процессе обучения и формированию социокультурной компетенции обучаемых.

– Песни выполняют развивающую функцию, так как способствуют эстетическому воспитанию учащихся, раскрытию их творческих способностей и развитию у них музыкального слуха. Использование песенных материалов на уроке иностранного языка имеет целый ряд методических преимуществ.

  1. Песенные материалы разнообразны не только по содержанию, но и с точки зрения содержащейся в них лингвистической информации. Песни представляют все речевые жанры (рассказ, описание, рассуждение), они содержат прямую и косвенную речь, они демонстрируют образцы разных функциональных стилей речи от разговорного до возвышенного.
  2. Один и тот же песенный материал может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на его основе заданий, то есть песни обладают свойством комплексного многоцелевого использования.
  3. В отличие от других аудиоматериалов, предполагающих максимум трехкратное прослушивание, песни, как правило, впоследствии разучиваются обучаемыми наизусть.
  4. В качестве опоры при обучении могут использоваться различные компоненты песенных материалов (музыка, тексты, легенды). 93 В зависимости от целей использования в процессе обучения различают следующие виды песенных материалов:

– учебные песни, специально написанные для определенного учебного комплекса, содержащие определенный лексический и грамматический материал и служащие средством его более прочного закрепления;

– аутентичный песенный материал, специально подбираемый преподавателем для определенных целей обучения и организованный в виде упражнений (например, для работы над лексикой по определенной теме или для изучения какого-либо раздела грамматики);

– аутентичный песенный материал, спонтанно выбираемый преподавателем или учащимися, не адаптированный для определенных целей обучения, но который можно использовать для создания положительного психологического фона на уроке, для развития слухо- произносительных навыков и умений аудирования и для других целей обучения.

В процессе обучения песенные материалы могут использоваться на всех этапах последовательного овладения различными видами речевой деятельности: рецепция — репродукция — продукция. Соответственно можно выделить следующие виды упражнений: рецептивные, реконструктивные, репродуктивные и продуктивные (творческие). Вот несколько примеров таких заданий.

– Рецептивные упражнения: поиск определенных лексических единиц при прослушивании песни или распознавание конкретных грамматических форм и конструкций в потоке речи.

– Реконструктивные упражнения: восстановление текста песни (вписывание пропущенных слов, заполнение пропусков глагольными формами, запись имен собственных, географических названий …).

– Репродуктивные упражнения: изложение содержания или запись текста песни (отдельных слов, фраз, целого текста) по памяти.

– Творческие упражнения: написание сочинения на основе одной из фраз (по мотивам музыки, на базе «легенды»), составление диалогов либо инсценировка, написание статьи или рассказа о песни. Творческое использование аутентичных песенных материалов способствует успешному обучению фонетике, лексике, грамматике, аудированию, говорению и письменной речи. Благодаря использованию аутентичных песенных материалов, произвольно или целенаправленно, но достаточно быстро и эмоционально происходит знакомство учащихся с элементами социальной и общей культуры Франции, а также с социокультурными и лингвострановедческими особенностями стран- франкофонов Следует учитывать также то, что песни — незаменимое средство для создания благоприятного психологического климата и эмоциональной атмосферы на уроке, для снятия напряжения и восстановления работоспособности обучаемых.

Литература:

  1. Матвеева Н. В. Ролевая игра «Презентация фирмы (предприятия)
  2. Мильруд Р. П., Максимова И. Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle