Библиографическое описание:

Баранник Н. В., Чебарыкова А. В. Научно-профессиональное сообщество как модель организации профессионального общения будущего специального психолога // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 873-875.



Профессиональная подготовка специалистов помогающих профессий (педагогов, психологов, дефектологов, социальных педагогов и др.) предполагает формирование и развитие у студентов широкого диапазона свойств и качеств, относящихся к социально-психологической компетентности. Образование предполагает реальное соединение знаний с той личностью, которая этими знаниями овладевает, и, соответственно, достижение этой личностью способности компетентно использовать эти знания в практической деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что у значительной части студентов собственный опыт взаимодействия с педагогами (в большинстве своем «профессионально выгоревшими») в условиях образовательных учреждений носит негативный оттенок. Кроме того, опыт общения с практическими психологами у подавляющего большинства студентов либо вовсе отсутствует, либо ограничивается участием в проведении тестирований. По данным проведенного нами опроса ни один из студентов первого курса не имеет клиентского опыта участия в индивидуальных консультациях, а опыт участия в групповых мероприятиях (тренингах) отличается поверхностностью.

Таким образом, не имея ясной и внятной, позитивно окрашенной модели профессионального общения, будущий специальный психолог испытывает значительные трудности в выработке собственного стиля профессиональной деятельности. В сложившихся условиях выходом может стать такая организация образовательного пространства в вузе и на базе проведения практики, которая стала бы моделью полноценного, качественного профессионального общения.

Конструирование образовательного процесса должно строиться на использовании имеющихся ресурсов, основными из которых являются:

– активная жизненная позиция студентов — ответственных субъектов образовательной практики и развития социума в целом;

– высокий уровень развития профессионально важных качеств профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры

– высокий профессионализм методистов образовательного учреждения, где студенты проходят практику.

Освоив эту модель, студенты смогут транслировать ее не только по месту своей будущей работы, но и переносить ее в широкое социальное окружение.

С этой целью был разработан проект, направленный на создание и реализацию особой создание научно-профессионального сообщества как модели взаимодействия студентов-дефектологов (специальных психологов), преподавателей и специалистов-практиков. Мы предполагаем, что созданное нами научно-профессиональное сообщество, включающее студентов разных курсов, различных уровней обучения (бакалавры, магистранты), преподавателей, практикующих в области психологии и смежных научных отраслях, а также специалистов образовательных учреждений (педагогов, психологов, дефектологов) и руководителей (завучей и методистов) позволит разрешить обозначенное ранее противоречие.

В качестве базы реализации проекта нами был определен факультет психологии и социально-гуманитарных технологий (ФПиСГТ) Тихоокеанского государственного университета (ФГБОУ ВО «ТОГУ») и краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «школа-интернат № 5» г. Хабаровска.

Цель проекта: разработать и апробировать модель организации профессионального общения студентов-дефектологов (специальных психологов) и других участников образовательного пространства вуза и школы.

Задачи проекта:

  1. Провести исследование представлений участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, специалистов, руководителей) по вопросам проблем и путей повышения качества профессиональной подготовки будущих специальных психологов.
  2. На основе изучения мнений выявить имеющиеся лакуны и разработать положение о научно-профессиональном сообществе студентов, преподавателей ФПиСГТ и образовательных учреждений.
  3. Разработать программу мероприятий, в рамках которой будут опробованы различные техники и технологии профессионального общения будущих специальных психологов.
  4. Решить вопросы кадровой оснащенности и материально-технического обеспечения программы.
  5. Реализовать программу и представить полученный опыт к обсуждению.

В рамках реализации проекта нами проведено исследование представлений студентов о профессионально важных и личностно важных качествах специального психолога, которые могут быть сформированы в ходе учебного и внеучебного взаимодействия с наставниками (преподавателями и специалистами-практиками); выявлены проблемы, мешающие полноценному профессиональному и личностному общению всех субъектов образовательного пространства. В рамках нашего мини-исследования мы попытались, с одной стороны, привлечь внимание к острым, а порой и болезненным аспектам профессиональной этики взаимоотношения студента и преподавателей, специалистов-практиков, а с другой — проинтерпретировать ту конкретику реального взаимодействия и общения, которая могла бы вскрыть особенности личностного развития студента специального психолога, специфику его профессионального становления в условиях реального образовательного процесса. Остановимся на некоторых результатах.

Что студенты ждут от своих наставников?

– быть внимательнее к каждому студенту — своевременно выявлять «группу риска», оказывать поддержку в трудной жизненной ситуации;

– уделять внимание приемам саморегуляции своего психоэмоционального состояния, контролировать негативные проявления;

– предлагать дополнительные практико-ориентированные курсы, направленные на самопознание, развитие личности, коммуникативной компетентности и пр.;

– расширять возможности внепрофессионального общения.

Что студенты готовы сделать для оптимизации профессионального общения?

– перестать воспринимать учебные дисциплины и практику через призму отношения к преподавателю и специалисту;

– больше доверять наставникам и сокурсникам, делиться с ними своими проблемами и переживаниями, стремиться узнавать новое об окружающих, искать поддержки и помощи ото всех субъектов образовательного процесса;

– самосовершенствоваться через участие в дополнительных занятиях, тренингах, мастер-классах, получать дополнительное образование в сторонних учреждениях;

– задавать больше вопросов, проявлять интерес к изучаемым дисциплинам и практике, стараться найти интересное в предметах, дающихся с трудом;

– не бояться конфликтов, научиться решать их продуктивно, не скрывать свою личностную позицию по ключевым вопросам происходящего;

– бережнее относиться к нервной системе преподавателей, готовиться к занятиям, не разочаровывать их, предупреждать профессиональное выгорание;

– инициировать и активизировать совместную деятельность в профессиональной и научной сфере (формулировать запросы о необходимых тренингах, мастер-классах, кружках и других сообществах, проявлять готовность к деятельности);

– проявлять творчество, совместно с наставниками разрабатывать интерактивные формы проведения занятий.

В качестве значимых результатов реализации проекта мы видим:

– осознание студентами значимости своей профессии, повышение мотивации к ее осуществлению;

– повышение качества образования (по результатам освоения учебных дисциплин и оценки практики);

– совершенствование навыков рефлексии, ориентация на саморазвитие и самосовершенствование;

– повышение творческой активности при включении студентов в научную и социально-значимую деятельность;

– повышение уровня социально-профессиональной мобильности студентов — включение в процессы планирования и реализации социально-значимых проектов различного уровня (вуз, город, регион, страна).

Дальнейшее развитие проекта предполагает установление тесного взаимодействия с аналогичными студенческими сообществами других специальностей и других вузов.

Литература:

  1. Бехтер, А. А. Акмеологические аспекты подготовки будущего специального психолога / А. А. Бехтер, С. В. Чебарыкова // Акмеология. — 2016. — № 1(57). — С. 144–145.
  2. Бехтер, А.А. Личностная рефлексия как механизм формирования социально-профессиональной идентичности будущего психолога / А. А. Бехтер //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. — 2012. — № 3. — С. 89–92.
  3. Ткач, Е. Н. Развитие рефлексии будущих психологов в практике вузовского образования / Е. Н. Ткач // Научные исследования в образовании. –2007. — № 5. — С. 187–191.
  4. Чебарыкова, С. В. Взаимодействие в системе «студент — преподаватель вуза гуманитарного профиля» как модель организации педагогического общения / С. В. Чебарыкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2015. — № 1(3). — С. 82–84.
  5. Чебарыкова, С. В. Проблемы профессиональной подготовки специалиста-дефектолога на современном этапе / С. В. Чебарыкова // Организация учреждениями культуры и образования комфортной психологической среды для участников процесса социокультурной реабилитации: сб. ст. по материалам краевой научно-практической конференции (21 октября, 2014 года, г. Хабаровск) / Хабар. краев. специализир. б-ка для слепых. — Хабаровск, 2015. — С. 47–53.
  6. Чебарыкова, С. В. Профессиональная этика взаимодействия преподавателя и студента как модель организации педагогического общения будущего дефектолога / С. В. Чебарыкова // Релiгiя, релiгiйнiсть, фiлософiя та гуманiтаристика у сучасному iнформацiйному просторi: національний та iнтернацiональний аспекти: зб. наукових праць за матеріалами VII мiжнародноï науково-практичной конференцiï вiд 26–27 грудня 2013 року / за заг.ред. к.фiлос.н. Журби М. А. — Частина III. — Луганськ: ФОП Котова О. В., 2013.- 231 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle