Библиографическое описание:

Пудовкина Н. В., Куляпина С. В. Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1016-1019.



В статье рассматривается проблема развития фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе, которая призвана содействовать позитивному влиянию на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков, и приводит к формированию всей фонетической стороны речи в целом.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематический слух, компетентность, артикуляция, речевая деятельность.

Государственный стандарт общего образования предусматривает обязательное изучение английского языка со второго класса начальной школы. Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на то, чтобы заложить основы для формирования элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной) [10].

Большое количество учащихся начальной школы имеет недостаточно развитое фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что у ребенка на уроках английского языка не только возникают определенные трудности в артикуляции звуков. Он также испытывает проблемы в формировании элементарных коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).

Для успешного овладения произносительными навыками в начальной школе при обучении английскому языку необходимо не только добиваться идеальной артикуляции конкретных слов, фраз и предложений, но и заниматься развитием фонематического восприятия в целом.

Актуальность данной работы заключается в том, что развитие фонематического восприятия положительно влияет не только на способность к артикуляции звуков, но и на формирование всей фонетической стороны речи в целом. Это соответствует новому ФГОС, в котором ключевое место отводится развитию универсальных учебных действий. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия, в том числе и на уроках английского языка, дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т. п.

Фонема (греческое «звук») — минимальная единица звукового строя языка; фонемы служат для построения и различения значимых единиц языка: морфем, слов, предложений [9].

Согласно определению Даниловой Н. И. [7], фонематический слух или фонематическое восприятие — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании» [13].

А. Н. Гвоздев [6] в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее.

По Л. С. Волковой [5] фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью вычленять в целостно речевом потоке дискретные единицы — речевые звуки.

Фомичева М. Ф. [11] отмечает, что восприятие звуков языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.

По мнению Л. С. Цветковой [12], фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную деятельность и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии. Обучить ребенка правильной артикуляции английских звуков при наличии у него нарушений фонематического слуха практически невозможно.

Бельтюков В. И. [4] полагает, что с помощью отработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Постановка правильного произношения может быть гарантирована только при опережающем формировании фонематического восприятия.

И. Л. Бим [3] считает основными целями обучения произношения овладение умениями слушать и слышать.

Акименко В. М. [2] выделяет следующие этапы по развитию фонематического слуха у детей:

– развитие распознавания неречевых звуков (Что звучит? Где звучит? Как звучит?);

– развитие узнавания и дифференциации фонем на слух;

– формирование способности к звуковому анализу и синтезу слова.

В соответствии с данной классификацией на уроках английского языка можно последовательно, на различных этапах обучения, использовать следующие упражнения:

1 этап — распознавание неречевых звуков.

– «Кто сказал…?. Один ученик выходит к доске и становится к классу спиной. Один из учеников говорит слово «Hello». Ученик у доски должен определить, кто произнес слово.

– Учитель держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ученик у доски наугад вытягивает картинку и изображает голосом и движениями животное. Ученики, следящие за игрой, угадывают, какую картинку вытянул ведущий, и называют животное по-английски.

2 этап — узнавание и дифференциация фонем на слух.

— Прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился звук [a]:

Bill has got a cat [3 раза];

звук [s] и звук [i]:

I can sing skip and swim [s — 3 раза и i — 3 раза];

3 этап — звуковой анализ и синтез слов.

— Выберите из списка слова, которые содержат заданную букву или буквосочетание, расположите их в алфавитном порядке: sing, bed, see, grey, ten, green, mum, week — (green, see, week).

— Восполни пропуски букв r…d, bl…ck, ca…. (read, black, cat).

Одним из средств совершенствования произносительного навыка служит фонетическая зарядка, цель которой в том, чтобы предвосхитить и снять появление возможных фонетических трудностей (слуховых, произносительных, ритмико-интонационных), нейтрализовать влияние звуковой среды на родном языке, перестраивать артикуляционный аппарат с русского уклада на иностранный, создавать и упрочивать образы слов, по которым осуществляется самокоррекция учащихся как по эталонам.

Можно использовать следующие упражнения: выделение звука в начале слова «bed», «прохлопывание» ритмического рисунка фразы хлопнуть в ладоши столько раз сколько услышишь слов с ударением «Ihaveacat» (ученик делает два хлопка), распознавание рифмы прослушать четыре слова и назвать два, которые рифмуются друг с другом «Harefoxduckbear», ученик должен сказать: «hare — bear».

Важнейшую роль в развитии слухо-произносительных навыков имеет игровой метод обучения. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам английского языка. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по английскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по английскому языку в начальной школе. При этом можно использовать следующие игры: «Simon says», «It can fly (run, swimetc.)”, «Tea-time», «Найди рифму к словам» и т. д.

Эффективным средством усвоения фонетического материала является использование скороговорок, рифмовок, пословиц и поговорок. Очень эффективны английские скороговорки при отработке произносительных навыков. Дети с радостью включаются в работу, процесс освоения английской фонетики становится интересным и увлекательным.

Why do you cry, Willy?

Why do you cry?

Why Willy, why Willy,

Why Willy, why?

A black cat sat on a mat and ate a fat rat.

It′s a pity that little Kitty lives in a big city.

Даже минуты релаксации на уроке могут быть полезны для становления произносительных навыков младших школьников. Дети очень любят физкультурные минутки.

Hands up, hands down,

Hands on hips, sit down,

Stand up, hands to the sights. Bend right, bend left –

One, two, three, hop!

One, two, three, stop!

Пословицы — уникальный учебный материал Учащиеся легко запоминают их, пословицы обеспечивают усвоение грамматических структур, обогащают словарный запас учащегося. Например, для отработки самых трудных английских звуков, которые отсутствуют в родном языке: губно-губной звук [w]: Wherethereisawillthereisaway. — Где хотенье, там уменье.Зашифрованная пословица — преподаватель пишет на доске текст пословицы слитным словом. Например, Afriendinneedisafriendindeed. Учащиесядолжнырасшифроватьтекстпословицы (A friend in need is a friend indeed).

Формирование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими словами, учащиеся должны «не готовиться к речи, как предусмотрено устными вводными курсами, а начинать обучение сразу». Создать реальную обстановку на уроке, ввести элемент игры в процесс овладения звуковой стороной иноязычной речи помогут рифмовки. Кроме того, они (рифмовки) прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами и ритмикой.

Рифмовки могут использоваться при введении нового фонетического явления, при выполнении упражнений на закрепление нового фонетического материала и при его повторении, а также во время фонетических зарядок. На начальном этапе к рифмовкам можно обращаться для обработки звуковой стороны речи. Урок обычно начинается с фонетической зарядки, куда очень часто включаются рифмовки. Они служат своеобразным отдыхом для детей. Рифмовки помогают поставить произношение отдельных трудных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, можно предложить классу специально отобранные рифмовки. Затем в течение двух-трех уроков рифмовка повторяется, корректируется произношение звука. Рифмовки отбираются в зависимости от того, какой звук отрабатывается.

Например, рифмовки для отработки звука [Ô]:

This is my mother,

This is my uncle,

This is my father,

This is my aunt Lily,

This is my sister,

This is my cousin,

This is my brother,

And this is me.

Рифмовка для работы со звуками [w], [v]:

William always wears a very warm wollen vest in winter, Victor however will never wear wollen underwear even in the wild west.

Рифмовки используются также вместо отдельных слов и словосочетаний, в которых содержится изучаемый фонетический материал:

[ai] My kite is white

My kite is light

And it can fly

High in the sky.

[f] [s] She sells seashells on the seashore.

The shells she sells are seashells, I am sure.

Скороговорки на отработку звука [b]:

The big black bug bit the big black bear, but the big black bear bit the big black bug back!

So, she bought some better butter, better than the bitter butter and she put it in her batter and her batter was not bitter.A big black bear sat on a big black bug.

Скороговорки на отработку звука [k]:

How can a clam cram in a clean cream can?How many cookies could a good cook cook if a good cook could cook cookies?

A good cook could cook as much cookies as a good cook who could cook cookies.

Скороговорки на отработку звука [p]:

Peter Piper picked a peck of pickled peppers.

If Peter Piper picked a peck of pickled peppers,

Where′s the peck of pickled peppers Peter Piper picked?

Pirates Private Property.

Таким образом, для успешного развития фонематического восприятия учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

Упражнения на развитие фонематического восприятия позитивно влияют на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков. На разных этапах обучения английскому языку в начальной школе необходимо включать задания направленные на улучшение фонологического навыка.

Игровая, познавательная форма подачи учебного материала помогает учителю расширить лексический запас школьников, углубить знания по грамматике, развить навыки активного говорения, улучшить произношение и повысить интерес к изучению иностранного языка.

Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками.

Литература:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть1. Начальное общее образование. — Москва: Министерство образования РФ. 2004. — 221 с.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл. — корр. АНСССР Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. — Москва: Русский язык, 1989. — 750 с.
  3. Данилова И. И. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. — Москва: Аспект Пресс, 1998. — 266 с.
  4. Эльконин Д. В. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// Доклады АПН РСФСР. Вып. 1, 1957. — С. 107.
  5. Гвоздев А. И. Вопросы изучения детской речи. — Москва: Просвещение, 1961. — 130 с.
  6. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. — Москва: Владос, 2004. — 235 с.
  7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — Москва: Просвещение, 1989. — 239 с.
  8. Цветкова Л. С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учебное пособие. — Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001. — 272 с.
  9. Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. — Москва: Просвещение, 1964. -91 с.
  10. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. — Москва: Новая школа, 1995. — 234 с.
  11. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — 109 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle