Библиографическое описание:

Барчева А. А., Фомина Н. И. Возможности реализаций идей вальдорфской педагогики в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №8.7. — С. 1-3.



В статье рассматривается проблема возможности реализации идей вальдорфской педагогической системы в современном детском саду. Обращается внимание на особенности организации педагогического процесса в вальдорфском детском саду. Авторы выделяют причины малочисленности вальдорфских детских садов.

Ключевые слова: вальдорфская педагогика, дошкольный возраст, педагогический процесс, воспитание дошкольников.

Идеи вальдорфской педагогической системы, основы которой были положены в трудах Рудольфа Штайнера (1861–1925) [5, с. 7], привлекают внимание работников дошкольных образовательных организаций, родителей воспитанников и сегодня.

Вальдорфская педагогика — система способов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции (соотношение тела и духа) развития человека как целостного взаимодействия плотских, искренних и духовных причин [6].

Применительно к дошкольному возрасту для вальдорфской педагогики характерно признание того обстоятельства, что детство — это неповторимый период жизни человека, перед которым стоят свои особые задачи. К этому возрасту невозможно подходить с оценками и целями, которые присущи более поздним этапам развития ребенка [5, с. 13].

Формы работы с детьми, которые стремятся «ускорить» развитие для этой педагогической системы не приемлемы, она исповедует резко отрицательное отношение к «насильственному» раннему обучению, обучению в дошкольном возрасте письму и чтению [5, с. 27].

Вальдорфские детские сады и школы носят огромную известность в странах Европы: Германии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Финляндии и др. Есть они и в США, Канаде, Израиле, Индии и Японии. Всего насчитывается более 2000 садов и 800 школ.

Становление вальдорфской педагогики в России связано с общественно-педагогическим клубом «Аристотель», который возник в начале 1989 года в Москве. Его организатором является педагог А. А. Пинский. Основное направление работы клуба — ознакомительные лекциипо вальдорфской педагогике. Их читали датские, шведские, финские и немецкие вальдорфские учителя. Официальный день рождения практической российской вальдорфской педагогики — 13 апреля 1989 года, эта дата связана с началом работы детского сада, работающего по вальдорфской системе, в городе Москва [2, с. 20].

В начале 90-х годов по всей России активно создавались вальдорфские детсадовские группы.

Имеются данные о том, что в настоящее время в России насчитывается около 50 вальдорфских детских садов, находящихся в таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владимир, Воронеж, Екатеренбург, Иваново, Иркутск, Ижевск, Казань, Киров, Калуга, Красноярск, Оренбург, Рязань, Самара, Смоленск, Сыктывкар, Томск, Чебоксары и Ярославль.

Существуют как государственные, так и не государственные (частные) вальдорфские детские сады, а также отдельные группы, работающие по вальдорфской педагогике.

В Нижегородской области существует два таких детских сада — МБДОУ д/с № 421 г. Нижний Новгород и д/с № 17 «Золушка» г. Бор.

Поэтому история развития вальдорфских детских садов в России имеет достаточно богатую географическую протяжённость и относительно небольшую временную.

Педагогический процесс в вальдорфских детских садах направлен на то, чтобы для детей создавалась благоприятная атмосфера, ребёнок не чувствовал себя эмоционально напряжённо (создаётся атмосфера «домашнего» спокойствия, ребёнок должен чувствовать себя в детском саду, как дома). Воспитатель являет собой образец поведения, ему должны подражать дети, делать и выполнять всё так, как делает их воспитатель. Воспитатель своим примером формирует образ правильного поведения. Практикуется использование разнообразных игр с игрушками, предполагающими внутренне преобразование, основанное на воображении ребёнка. Применяются различные многофункциональные игры. Дети в группе приобщаются к труду, непосредственно наблюдая за действиями воспитателей и выполняя посильные задания. Задания не навязываются детям. Ребёнок сам заинтересовывается и присоединяется к работе. Детей не перегружают заданиями. День не построен на жёстком расписании. Однако дети приучаются всё делать вовремя и без спешки, потому, что в группе естественным образом поддерживается рабочий ритм группы. Большое внимание уделяется воспитанию путём приобщения детей к различным видам искусства [6, с. 39].

Все перечисленные выше положения органично переплетаются между собой и представляют собой гармоничную жизнь дружной семьи дошкольной организации.

Также можно отметить, что в вальдорфских образовательных заведениях воспитанники играют особенными игрушками. Это куклы, сделанные своими руками из натуральных материалов, некрашеные игрушки из дерева и глины. Ребенок должен играть лишь такими игрушками, так как они развивают творческие способности и воображение. Обычные классические игрушки из магазина здесь под запретом. Фабричная игрушка может стать лишь объектом для манипуляций, по мнению многих педагогов [1, с. 59].

Дидактический материал для занятий делается руками воспитателей и их подопечных. В процессе его изготовления используется только природный материл: шишки, желуди, сено и др. Запрещены игрушки с полностью сформированным образом, а также правильной геометрической формы. Ребенок должен тренироваться фантазировать и развивать творческое мышление для самостоятельного дополнения образа, дети сами рисуют лица на куклах, чтобы не навязывать ему готовый облик и эмоции куклы. Малыш подключает свою фантазию и придумывает куклу, которая не похожа на другие [1, с.78].

Вальдорфская группа детского сада — разновозрастная. Ее посещают дети от трех до семи лет. Всем детям без исключения уделяется особое индивидуальное внимание. К детям не обращаются по фамилии, а только по имени.

Воспитатели никогда не повышает голос на детей, наоборот, к каждому ребенку внимательно прислушиваются, ценят его мнение [4, с. 20].

Здороваться с каждым ребенком принято за руку. После прихода всех детей, все собираются в кружок, зажигают свечку, берутся за руки и поют утреннюю песенку. Так начинается каждый день в вальдорфском детском саду.

В вальдорфском саду нет того момента, когда детям все нужно делать строем, у каждого ребенка индивидуальный режим дня, который подходит именно ему, это касается всех аспектов, даже таких как прием пищи, график занятий, режим сна и бодрствования и многое другое [4, с. 37].

Воспитатели описывают воспитательную систему с помощью понятий «выдох» и «вдох». Выдох — ребенок самостоятельно выбирает какой-либо вид деятельности и проявляет себя в ней. Вдох — занятия с воспитателем, когда ребенок вбирает в себя что-то новое [1, с. 25].

Гостям вальдорфских детских садов не разрешается бездейственно наблюдать за детьми, так как это отвлекает их. Все постоянно заняты рукоделием. Подражая взрослым, дети играют в разнообразные игры [7, с. 30].

Воспитатель в вальдорфсоком детском саду исполняет роль «мамы», которая занимается различными повседневными делами, а иногда она присоединяется к детям, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь в каком-то сложном деле [1, с. 63].

Пища готовится в группе при детях. Дети участвуют в процессе приготовления еды. Учитываются вкусы детей. Если ребенок захочет добавки — он сам возьмет себе еще одну порцию [1, с. 94].

Перед принятием пищи, все поют короткую благодарственную песню. Дети едят вместе с воспитателем, глядя на взрослого, учатся есть неторопливо, аккуратно [1, с. 96].

Содержание работы в вальдорфском детском саду определяется тем, что дети должны освоить элементы народной культуры и различных видов художественной деятельности [7, с. 45].

Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Но это не обычное рисование, а игры с красками. Краски детям даются только трех цветов: красная, желтая и синяя, дополнительные цвета и оттенки дети должны уметь самостоятельно смешивать из основных [7, с. 50].

В саду приняты определенные ритуалы, связанные с природой: благодарение силам природы, Солнцу, Матери — Земле [1, с. 38].

Согласно вальдорофской педагогике, чем реже воспитатель использует слово «нет», тем лучше это влияет на ребенка. Все запреты взрослого должны быть четкими, не допускающими возражений и компромиссов. Существуют три причины, по которым можно запретить что-то делать, если:

 вследствие выполнения желания ребенка может причинить вред ему самому;

 его действия могут навредить окружающим людям;

 в результате действий ребенка могут пострадать какие-либо вещи.

В вальдорфских детских садах существую некоторые специфические запреты [1, с.126]:

Запрет на раннее обучение до 7 лет, ребенка не нагружают интеллектуальными тренингами и заданиями. Он должен осмыслять окружающий его мир только опытным путем и оставаться как можно дольше в собственном образно-абстрактном мире.

Запрет на СМИ. Различные программы, транслируемые по телевидению, для малыша являются источником негативной информации, они разрушают внутренний мир малыша, и он попадает в сильную зависимость к ним.

Запрет на оценивание действий ребенка. Если малыш выполняет какие-либо задания, чтобы лишь получить от взрослого положительную оценку собственных действий, то он лишается возможности действовать естественно и непринужденно.

Ведущими понятиями педагогического процесса и организации работы вальдорфской педагогики являются понятия «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам» [5, с. 87].

Главная мысль вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Педагогическое воздействие должно быть направлено на как можно более полное раскрытие того, что уже заложено в ребёнке, на раскрытие его задатков и на создание условий для естественного, а не «насильственного» развития его способностей [3, с. 24].

К сожалению, вальдорфские детские сады в настоящее время являются достаточно узким направлением педагогики. Все дело в том, что они предъявляют высокие требования. Требования к педагогическому коллективу — личностные и профессиональные. Педагог вальдорфского детского сада должен пройти долгую специальную подготовку под руководством опытных специалистов. Это не дает возможности расширять данное направление.

Реализация вальдорфской педагогики в условиях ДОО возможна только при активном участии и поддержке родителей. Родители должны обязательно участвовать в различных праздниках, в выставках, в спектаклях. Должны помогать мастерить игрушки, помогать в оформлении помещении группы и т. д. Отличительная черта деятельности вальдорфского детского сада заключается в активном участии родителей воспитанников. Для этого необходимы большие временные и энергетические затраты с их стороны. Но к этому готовы далеко не все современные родители.

Еще одним из основных моментов, препятствующих развитию вальдорфской педагогики, является тот факт, что большинство родителей в настоящее время ориентированы на умственное и интеллектуальное развитие детей, а также на их подготовку к школе. Отсутствие познавательной направленности и специального обучения снижает привлекательность данного направления. Представления и возможности современных родителей для данного направления трудно реализуемы в современных городских условиях. Препятствием является и то обстоятельство, что воспитание ребёнка в вальдорфском детском саду предполагает преемственность этой воспитательной системы в школе. Последнее также затруднительно в силу того, что численность вальдорфских школ в России столь же не велика. Все перечисленные факторы вместе являются препятствием широкому распространению вальдорфской педагогической системы.

Однако, выделенные ранее отличительные черты этой педагогики, можно проследить в тенденциях развития современного стандартизированного дошкольного образования. ФГОС ДОО предъявляет, во многом, «созвучные» с идеями вальдорфской педагогики требования. Это требования и к формированию предметно-развивающей среды, и к «запрету» на раннее обучение, и к усилению сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьями воспитанников, и создание комфортной эмоциональной обстановки в детской группе, «право» на уединение, возможность побыть ребёнку в «собственной зоне», и др.

Таким образом, из вальдорфской педагогики есть что позаимствовать. Но главное, чему она может научить — это уважение к личности малыша, бережное отношение к детству, которое так важно для каждого человека.

Литература:

  1. Грюнелиус М. Э. Вальдорфский детский сад. — М., 1992. — 390 с.
  2. Загвоздкин В. К. О вальдорфской педагогике и ее критика. — Ижевск: Журнал «Человек» 1998. — 85- 87 с.
  3. Краних Э. М. Свободные вальдорфские школы. — М: «Парсифаль», 1993. – 40 с.
  4. Пегов В. А. Вальдорфская педагогика как образец свободного образования. Смоленск: СОИУУ, 1992 год. — 82 с.
  5. Штайнер Р. Познание и посвящение: Две лекции 1922 г. — М: «Московский центр вальдорфской педагогики», 1922. — 350 с.
  6. Штеффен А., Штейн В. Статьи о вальдорфской педагогике: учеб. пособие. — Рязань, 2007.
  7. Элизабет М. Грюнелиус М. Вальдорфский детский сад. — М: МПИ «Мир книги», 1992. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вальдорфской педагогики, детском саду, вальдорфских детских садов, вальдорфском детском саду, вальдорфской педагогике, вальдорфской педагогической системы, детского сада, идей вальдорфской педагогики, Становление вальдорфской педагогики, российской вальдорфской педагогики, вальдорфские детские сады, вальдорфской педагогики требования, мысль вальдорфской педагогики, работы вальдорфской педагогики, Реализация вальдорфской педагогики, дошкольной образовательной организации, развитию вальдорфской педагогики, вальдорфского детского сада, идей вальдорфской педагогической, малочисленности вальдорфских детских.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle