Библиографическое описание:

Филиппова Л. В., Авдеева А. В. Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода // Молодой ученый. — 2016. — №8.7. — С. 34-37.



В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной мотивации; задания по обучению написанию текстов; задания на овладение правилами культурного поведения. Приведены различные примеры работы с учащимися. Конечным результатом работы будет способствовать учебный процесс по формированию у учащихся таких компетенций как: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные.

Ключевые слова: компетентностный подход; компетенция; мотивация; интерес; познание; учебный процесс; самостоятельность; умение; самореализация; правило; словарная работа; работа по учебнику.

Формирование личности младшего школьника в условиях реализации системно-деятельностного подхода является актуальной проблемой образовательной практики. Он основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Цельюсистемно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого — развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Для реализации системно-деятельностного подхода в обучении целесообразно использовать на уроке компетентностные задания, мотивирующие интерес к самостоятельному приобретению знаний. Это могут быть: 1) задания на формирование познавательной мотивации; 2) задания по обучению написанию текстов, которые необходимы в быту; 3) задания на овладение правилами культурного поведения.

В нашей статье сделана попытка рассмотрения различных видов компетентностных заданий, предложенных в учебнике по русскому языку В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого и методических пособиях для учителя «Учимся, играя», «200 диктантов».

Актуальность таких заданий заключается в обеспечении организации деятельности учащегося, а не воспроизведении им информации или отдельных действий. Компетентностно-ориентированные задания направлены:на формирование предметных компетентностей, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области; расширение содержания материала на основе самостоятельно полученной информациииз других источников. Приведем примеры видов компетентностных заданий.

Так, задания на формирование познавательной мотивации — научиться писать грамотно, без ошибок, чтобы тебя понимали, имеет установку: на родном языке писать с ошибками стыдно. Учитель предлагает учащемуся ситуацию: ученик допустил ошибки при списывании стихотворения (при написании записки маме, другу). Ученику нужно ответить на вопрос: Догадайся, почему не сразу понятно, что произошло. Или сформулировать по-другому: Найди ошибки в записке (письме) сказочного героя (крокодила Гены, Вини-Пуха, Пеппи Длинный чулок). Почему непонятно, о чем хотел сказать герой?

Задания по обучению написанию текстов, которые необходимы в быту, могут быть сформулированы следующим образом: составь и напиши записку, письмо, объявление, поздравление, кулинарный рецепт другу (подруге), однокласснику (це).

Задания на овладение правилами культурного поведения: составить текст разговора по телефону, диалог по определенной теме, употребите в соответствии с ситуацией и правильно напишите вежливые слова.

Приведем примеры внедрения компетентностных заданий в структуру урока русского языка. При изучении раздела «Текст и предложение» проходим тему «Что такое текст? Что такое предложение?». Цель данного урока: дать представление о тексте и предложении, познакомить с функцией предложения. Учащиеся должны научитьсяраспознавать текст, отдельные предложения, выделять предложения из текста, оформлять предложения на письме. Начинаем урок с организационного момента. Второй этап — самоопределение к деятельности. Предлагаем учащимся два текста

1.Кошка спит на крыльце. 2.Светит весеннее солнышко. Наступила весна. Бегут ручьи. В пенале лежит ручка. На деревьях набухли почки.

—Прочитайте и сравните. Что общего? Чем они отличаются? Обсудите в парах. (Рассуждение. Работа над типами речи).

—Что можно сказать о предложениях во 2 тексте? (Связаны между собой). (Повествование. Работа над типами речи). Текст под № 1 — это группа предложений. Каждое предложение несет свою мысль.

Третий этап — работа по теме урока. Начинаем с работы по учебнику. Предлагаем выполнить упражнение 1 (с.10). Задание к упражнению: Прочитай текст. Ответь на вопросы

Утром выглянуло солнышко. Засверкали сосульки на крышах. Растаяли льдинки на окне. Весело зачирикали воробьи.

О каком времени года идет речь?

—Что можно сказать об этих предложениях? (Они связаны по смыслу)

—Что это значит? (что это текст).

—Связаны ли по смыслу все предложения в тексте? Можно ли сказать, что во всех предложениях говорится о признаках наступающей весны?

—Какой заголовок подойдет к данному тексту: «Весна пришла!», «Первый весенний денёк», «льдинки на окне»? Придумай свой заголовок.

Анализируя данный текст, учащиеся применяют предметные знания для решения практической задачи. Учитель добивается того, чтобы дети умели отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи.

В ходе словарной работы совершенствуются приемы устной речи, создания диалога. Учащимся предлагается вспомнить стихи про весенние месяцы, угадать, о каком месяце идет речь. Рыхлый снег темнеет в…, тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте и по карте на стене. (Март). Какие еще месяцы весны вы знаете, запишите их названия. Запомните, как они пишутся.

На следующем этапе происходит работа по учебнику, в процессе которой детям необходимо прочитать сведения о языке, представленные в учебнике на странице 10, и ответить на вопросы: из чего состоит речь? Что можно сказать о предложении? В ходе работы над упражнением 3(с. 11) учащимся предлагается рассмотреть рисунок, прочитать слова и ответить на вопросы: Почему эти слова не составляют предложение? (Бабушка, сказка, читает, внук). Дополнительным заданием будет составить с данными словами предложение, изменяя, где нужно, форму слов. Можно добавлять и другие слова. Напишите составленное предложение.

На следующем уроке изучаем тему «Предложение». Цель урока — дать первичное представление о видах предложений по цели высказывания. Планируемые результаты: учащиеся научатся определять границы предложения; писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; выбирать знак препинания в конце предложения. На этапе актуализации знаний предлагаем учащимся игру «Составь слово» из данного набора букв: ЛО Е ПРЕД НИ ЖЕ.

Когда дети составят слово правильно, мы задаем вопросы: Что такое предложение? Из чего состоит предложение? На следующем этапе младшие школьники должны самостоятельно сконструировать предложения из данных для справок слов: Кот, у, Тишка, жил, Миши. Душистая, лугу, на, трава. После проверки составленных предложений учитель просит детей доказать, почему это предложения? Они задаются вопросом, как мы оформляем предложения? Можно сказать, что ребята приходят к навыкам моделирования состава предложения, учатся видеть его границы, составлять предложения по моделям.

В процессе закрепления темы урока мы предлагаем работу по учебнику

и обращаем внимание к упражнению № 6 (с.13). Задание к упражнению: Прочитай вслух. Скажи, сколько здесь предложений.

—Прочитай, понижая голос в конце каждого предложения и делая паузу между предложениями.

Девочка заблудилась в лесу она пришла к домику там жили три медведя медведей дом не было они ушли гулять по лесу.

(Девочка заблудилась в лесу. Она пришла к домику. Там жили три медведя. Медведей дом не было. Они ушли гулять по лесу).

Скажи, как ты будешь обозначать на письме начало и конец предложения.

—Запиши первые три предложения.

—Знакома ли тебе эта сказка? А что было дальше? Расскажи.

Выполняя данное упражнение, школьники учатся выделять предложения из текста, пытаются расставить знаки препинания, конструировать предложения по схемам.

Методы и технологии, используемые в компетентностном подходе, должны быть ориентированы на формирование деятельностной части компетенций, обеспечивающих в первую очередь самооценку, саморазвитие и самореализацию будущего специалиста.

Большинство исследователей считают, что наибольшими возможностями при реализации компетентностного подхода обладают следующие методы и технологии обучения: метод проектов; технологии портфолио; технологии компьютерного обучения.

Правильно организованный учебный процесс будет способствовать формированию у учащихся следующих компетенций: ценностно-смысловых (умеют адекватно оценивать свои способности и возможности; понимают личностную значимость образования; у них сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования); учебно-познавательных (учащиеся умеют самостоятельно планировать свою деятельность; способны к самореализации, активны в выборе деятельности; способны к самообразованию, владеют навыками продуктивной деятельности); информационных (учащиеся способны самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию); коммуникативных (умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях; умеют планировать сотрудничество, организовывать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка).

Литература:

1. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. — 5-е изд., стер.; Гриф МО. — М.: Академия, 2008. — 462 с.

2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //школьные технологии.-2004-№ 5 с3–12.

3. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 128 с.

4. Русский язык в начальных классах: сб. методических задач / М. С. Соловейчик [и др.]. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 1999. — 255 с

5. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах: сб. методических задач. Ч. 1. Методика развития речи младших школьников / М. С. Соловейчик. — М.: Линка-Пресс, 1994. — 80 с.

6. Тихомирова, Е. М. Занимательный материал по русскому языку / Е. М. Тихомирова // Начальная школа. — 2010. — № 7. — С. 29.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010. — 251 с.

8. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов». — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle