Библиографическое описание:

Ямщикова Ю. И. Изобразительное искусство как средство развития духовно-нравственных ценностей младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №8.7. — С. 37-41.



The article describes the features of the development of spiritual and moral values of children of primary school age at lessons of the fine arts. We give lessons types of fine art, which should promote the spiritual and moral qualities of primary school pupils.

Key words: spiritual and moral values, art, junior high school students.

В настоящее время в системе отечественного образования и культуры проблема духовно-нравственного развития ребенка занимает одно из приоритетных мест. В целях духовного оздоровления общества многие исследователи приходят к пониманию того, что недостаточно только знаний традиционного образования. Нравственные основы сложно сформировать с помощью постижения сугубо научных знаний.

Очень ценно формировать у младших школьников духовно-нравственные качества потому, что они являются ориентиром о нормах поведения, утвержденных в многонациональном современном обществе России, и они позволяют дать оценку нарушениям норм или последствиям конкретного поступка в окружающем социуме.

Сегодня очень важна деятельность общеобразовательной школы основная задача, которой заключается в взращивании настоящего гражданина, патриота, способного самостоятельно оценивать происходящее и выстраивать траекторию деятельности в соответствии с приоритетными направлениями многонационального государства, решение которой видится посредством формирования устойчивых духовно-нравственных качеств личности школьника.

Решение многих задач, ставящихся в современном образовании, должно опираться и ориентироваться на формирование воспитанности ребенка, овладение им этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Необходимо более подробно подойти к характеристике понятий «духовность» и «нравственность».

По данным многих педагогических источников духовность следует рассматривать, как качественную характеристику сознания и самосознания личности, в которой отражается целостная гармонизация ее внутреннего мира, способная выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Не смотря на то, что духовность характеризуется образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, следует сказать, что она предполагает постоянного и непрекращающегося труда души, осмысление мира и себя в этом мире, стремления к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширения своего сознания. Все это проявляется в особом эмоциональном устроительстве личности, которое выражается в тонких движениях души, обостренном восприятии окружающей действительности, в способности проявления высоких духовных состояний и установления тонких духовных связей между людьми, понимаемое, как чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

Подходя к характеристике понятия «нравственность» необходимо ее рассматривать, как сложное социально-психологическое образование, формирующееся на основе личностных интеллектуально-эмоциональных убеждений, которые являются контролем потребностей и мотивов, определяют интересы, направляют личность, определяют ее духовный облик и образ жизни. Нравственность помогает устоять против негативных внешних воздействий и противодействий, поскольку она, как состояние духа контролирует поведение человека изнутри, из души, из совести. Человек становится духовным существом и приобретает уважение к самому себе благодаря тому, что реализуется в социуме опираясь, как на внутренние нравственные убеждения, так и на высокие гуманные принципы. Нравственность является проявлением совокупного материально-духовного, социального бытия человека.

Охарактеризовав понятия «духовность» и «нравственность», объединив их сущностные черты и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития гражданина России приходим к тому, что под духовно-нравственным воспитанием необходимо понимать процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

В целях совершенствования духовно-нравственного развития младших школьников необходимо обратиться к воспитательному потенциалу уроков изобразительного искусства. Поскольку деятельность учителя изобразительного искусства направлена, на воспитание духовно-нравственной, культурной и толерантной личности. Уроки изобразительного искусства, кроме того, что способствуют формированию у детей навыков рисования, лепки, создания аппликаций, конструирования, направлены на восприятие образов окружающей действительности. Умение всматриваться в жизнь является одним из главных умений.

Ключевая цель уроков изобразительного искусства в общеобразовательной школе заключается в формировании художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Они являются высшими ценностями человеческой цивилизации, которые находят свое воплощение в произведениях искусства, и должны служить средством формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Выразительные средства художественных произведений изобразительного искусства способствуют пробуждению таких чувств, как думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей.

Процесс восприятия произведений искусства осуществляется младшими школьниками в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.

Зависимость методов воспитания находится в строгом соподчинении с развитием детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется [4, с. 60].

«Через искусство к жизни» является одним из ключевых принципов программы «Изобразительное искусство», который характеризуется постоянством связи искусства с жизнью, привлечения жизненного опыта учащихся. Необходимым условиями духовного развития личности, формирование у него способности самостоятельного видения мира, размышления о нем является наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира.

В начале обучения младших школьников основам изобразительного искусства, необходимо организовать предварительное наблюдение натуры. Обычно за несколько дней до урока, учащимся предлагается конкретный план наблюдения или проводится экскурсия за заданную тему. Например, при выполнении этюда на тему «Пробуждение природы после зимы» необходимо нацелить внимание детей на образы деревьев, охарактеризовать их, окружающее живое и неживое пространство. Таким образом, организуется подготовка учащихся на целостное восприятие окружающей действительности, элементы которой предположительно будут проявляться на следующем уроке изобразительного искусства.

Одним из значимых видов уроков изобразительного искусства в духовно-нравственном развитии младших школьников является иллюстрирование литературных произведений, и в особенности, иллюстрирование сказок. Чувства, переживаемые ребенком в процессе прочтения и рисования сказок не объяснить никакими другими словами. Всегда любой ребенок, да и взрослый тоже, мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Окунуться в неизведанный, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка, по нашему мнению, является эффективным средством познания мира. Она не только способствует воспитанию ярких и сильных человеческих чувств, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка непременно должна войти в сердце ребенка. В целях правильного осмысления ее содержания необходимо проводить беседы, которые позволят определить главную мысль произведения, осознать несколько ее сюжетов.

Учащимся, в целях образного осмысления героев сказок, следует предлагать рассмотреть репродукции художников, при этом дать им возможность определить из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Тем самым младшие школьники знакомятся с особенностями художественно выразительных средств в работах известных иллюстраторов.

Проведение предварительных экскурсий с целью анализа красоты весенней природы способствует формированию у учащихся образного мышления, необходимого для создания самостоятельных живописных сюжетов. Полученные в ходе наблюдений за природой художественные образы, дети впоследствии реализуют в собственном творчестве.

На уроках изобразительного искусства очень важно использовать региональный, национальный и краеведческий материал, который способствует формированию чувства патриотизма к малой родине. Опираясь на региональную специфику местности, учащиеся узнают обычаи и традиции своих предков, символы и цветовую гамму народного прикладного творчества.

Занятия по рисованию с натуры способствуют познанию предметного мира. Во время рисования натюрморта учащиеся анализируют форму предметов, цвет, отношение нескольких предметов между собой. В целях формирования особой заинтересованности детей постановочными предметами, необходимо делать упор на предметы старины, которые давно вышли из обихода.

Любовь в малой родине формируется у младших школьников во время пленэра, в процессе наблюдения за своим населенным пунктом, где они проживают. Такие занятия способствуют формированию у детей чувства восприятия окружающей природы. Все это нацелено на правильное понимание и использование красок, их оттенков в своих работах.

В настоящее время накоплен значительный материал по изучению духовно-нравственных качеств младших школьников.

Н.П. Шитякова все разработанные в настоящий момент методики по исследованию нравственных качеств младших школьников разбивает на несколько групп: Н.И. Монахов, М.И. Шилова, И.С. Хазова и др. для определения уровня нравственной воспитанности предлагают набор нравственных качеств личности; – Л.И. Божович, З.И. Васильева, И.А. Каиров и др. полагают, что самой существенной характеристикой нравственного развития личности является её направленность; - И.С. Марьенко, В.Я Яковлев, Н.Е. Щуркова и др. в качестве критерия нравственной воспитанности выделяют отношение школьников к обществу учению, труду, людям [6, с. 5].

Наше исследование, проводимое в группах детей в возрасте 6-9 лет, может быть направлено на изучение только уровня сформированности нравственных понятий. За основу исследования нами выбрана методика для детей дошкольного возраста, предложенная Г.А. Урунтаевой [3, с. 243], которая заключается в проведении анкетирования, в ходе которого детям предлагается дать определения нескольким нравственным категориям. Мы переработали данную методику для детей младшего школьного возраста, усложнив некоторые из категорий и добавив новые.

Эксперимент проводился в МБОУ Дивеевская СОШ Дивеевского района. В исследовании принимали участие 10 учащихся первого класса, 10 учащихся третьего класса. Цель экспериментальной работы заключалась в выявлении уровня развития духовно-нравственных качеств у детей разного возраста.

Детям было предложено объяснить, что такое добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, приводя при этом примеры. Каждому ответу ребенка присваивался один из трех уровней осознанности.

Результаты анкетирования детей представлены в таблице 1 и 2, анализ которых позволяет определить общий уровень духовно-нравственного развития в каждом классе и выявить особенности духовно-нравственного развития у детей.

Таблица 1

Результаты анкетирования детей первого класса

Понятие

Фамилия

Добро

Зло

Мудрость

Мужество

Умеренность

Справедливость

Счастье

Дружба

Милосердие

Долг

Вина

Кол-во ответов первого уровня

(кол-во / %)

Кол-во ответов второго уровня

(кол-во / %)

Кол-во ответов третьего уровня

(кол-во / %)

Абрамова А.

+

+

-

0

0

-

-

+

-

-

-

3

27

6

55

2

18

Брыков И.

+

+

0

0

0

0

-

+

0

-

0

3

27

2

18

6

55

Исаева К.

+

-

+

0

0

-

+

+

0

0

0

4

36

2

18

5

45

Коробкова Т.

+

+

+

-

-

-

+

+

0

0

-

5

45

4

36

2

18

Клюканов А.

-

+

-

0

0

-

+

+

-

0

0

3

27

4

36

4

36

ЛибишоваИ.

+

+

0

0

0

0

-

-

0

0

0

2

18

2

18

7

64

Назаров М.

+

-

-

0

0

-

+

+

0

0

-

3

27

4

36

4

36

Назаров Д.

-

-

-

0

0

0

+

+

-

-

-

2

18

6

55

3

27

Морозов К.

+

+

-

-

0

-

+

+

-

-

+

5

45

5

45

1

10

Маркина С.

+

+

-

-

0

+

+

+

-

-

-

5

45

5

45

1

10

Таблица 2

Результаты анкетирования детей третьего класса

Понятие

Фамилия

Добро

Зло

Мудрость

Мужество

Умеренность

Справедливость

Счастье

Дружба

Милосердие

Долг

Вина

Кол-во ответов первого уровня

(кол-во / %)

Кол-во ответов второго уровня

(кол-во / %)

Кол-во ответов третьего уровня

(кол-во / %)

Гаврилова М

+

+

+

0

0

-

+

+

+

-

+

6

54

2

18

2

18

Дурова И.

+

+

-

-

-

+

+

+

0

-

-

5

45

5

45

1

10

Ермолова К.

+

+

+

+

0

+

+

-

+

0

0

7

63

1

9

3

27

Жаров М.

+

+

-

+

0

-

+

+

-

+

+

7

63

3

27

1

10

Зинченко В.

+

+

-

-

0

0

+

+

-

-

0

4

36

4

36

2

18

Клюканов М.

+

+

+

+

0

-

+

+

0

-

-

6

54

3

27

2

18

Носов С.

+

+

-

-

0

-

-

+

-

-

-

3

27

7

64

1

10

Опарин В.

+

+

+

+

0

+

+

+

-

-

-

7

63

3

27

1

10

Родников Р.

+

-

+

-

0

0

+

+

-

0

-

4

36

4

36

3

27

Савельев К.

+

+

+

+

-

+

+

+

-

-

+

8

72

3

27

0

0

Из первой таблицы мы видим, что в первом классе в основном дети ещё не могут дать определение многим понятиям, так как они ещё мало сталкивались с выделенными категориями в жизни, они совершают поступки исходя из действий взрослых. Ребенок 6-7 лет ещё плохо понимает, что хорошо, что плохо, он берет пример с родителей, учителя и совершает схожие поступки. Дети первого класса в основном могут объяснить, что такое добро, зло, дружба, счастье, некоторые, конечно, могут попробовать, что-то ещё объяснить, но многое просто отказываются объяснять.

Из второй таблице видно, что дети старшего возраста уже лучше понимают приведенные духовно-нравственные категории и могут дать им определения. В возрасте 8-9 лет дети уже могут отличить хорошее от плохого, в их понимании уже складываются и такие ценности как мудрость, мужество. Они уже пытаются объяснить каждое понятие, меньше отказываются отвечать, в отличие от детей первого класса, потому что уже на многих уроках обсуждали данные понятия, действия, а с чем-то уже пришлось столкнуться в жизни.

Таким образом, нами выявлено, что с возрастом дети начинают осознавать духовно-нравственные ценности. Почти о каждом из них они имеют представление, о каких-то ценностях они разговаривали на уроках, с какими-то поступками столкнулись в жизни. Изобразительное искусство играет важную роль в развитии у детей духовно-нравственных качеств. На этом предмете дети учатся не только правильному рисованию, но и видению прекрасного в обыденном сером мире, они учатся выражать свои чувства в своих работах.

Литература:

  1. Анцыферова В. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследования Лоуренса Кольберга и его школы) [Текст] // Психология личности. – 1999. – №3. – С. 5.
  2. Гусев Д.А. Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей в дошкольном и младшем школьном детстве в условиях села // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 3 (75). – С. 34-40.
  3. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002.
  5. Шитякова Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования [Текст]. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ. – 2004. – 158 с.
  6. Шитякова Н.П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Текст] / Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle