Библиографическое описание:

Коленко Е. В. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности на основе игровых технологий // Молодой ученый. — 2016. — №8.7. — С. 18-20.



The article deals with the problems of development of creative abilities of younger schoolboys at lessons of the fine arts. Recommendations on the use of gaming technology in the fine arts lessons in primary school.

Key words: fine arts, younger students, creativity, game techniques.

На сегодняшний день любая школа находится в условиях модернизации образовательного процесса, исходя из этого, каждому педагогу необходимо выделять те преобразования в обществе, которые помогут формировать творчески активную личность, способную эффективно и нестандартно решать любые жизненные проблемы.

Актуальным вопросом становиться применение и использование в образовательном процессе приемов и методов обучения, которые помогут сформировать у учащихся умения самостоятельно добывать новые знания, искать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где прописаны личностные характеристики выпускника начальной школы.

Младший школьный возраст имеет уникальные возможности для развития творческих способностей и эти возможности в процессе роста ребенка необратимо утрачиваются, для этого необходимым является, как можно больше и интенсивнее использовать их на начальных ступенях развития. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности. Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Л. С. Выготский утверждал: «…высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» [1].

Современный педагог должен быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям красоту, возбуждающим желание быть красивым и менять, украшать мир вокруг нас.

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.

Творческие задания с младшими школьниками по рисунку, живописи, композиции, народному и декоративному искусству предлагается выполнять систематически с учетом интересов воспитанников к теме. Будущему учителю рекомендуется использовать все современные средства активизации творческой деятельности, коллективные формы работы, применять разнообразные художественные материалы и техники. Большое значение придается художественно-дидактическим играм, игровым формам обучения, разнообразным путешествиям, конкурсам, викторинам. Свои творческие замыслы дети могут воплотить в разнообразной художественной деятельности (графической, живописной, декоративной, дизайнерской и др.).

Л. С. Выготский рассматривает творчество как создание нового. С. Л. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки. Художественное творчество понимается как составная часть системы художественно-эстетического воспитания, средство развития личности. Его проявлением могут быть отдельные работы, выполненные самостоятельно или под руководством взрослого: рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т. п. [3].

Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания школьников. Элементы культуры, знания о людях и окружающем их мире, о добре и зле, безобразном и прекрасном в жизни и в искусстве живо воспринимаются детьми.

Развитию творческих способностей у детей способствуют уроки на свободную тему, урок-фантазия, рисунок несуществующего животного. Если давать ученикам большую свободу для проявления своего воображения на творческих уроках, то можно выявить индивидуальность каждого ребенка. По рисунку можно понять многое: психическое состояние ребёнка, какой склад мышления у ребёнка, как он воспринимает окружающий мир и какую роль в нем отводит для себя.

Наряду с проведение традиционных уроков, как основной формой организации учебного процесса, педагогом должны быть запланированы экскурсии в художественные и краеведческие музеи. Для детей будут очень интересны экскурсии по родному краю, посредством которых они будут выделять специфику элементов фронтонов, наличников, ставней и ворот, где проявляется богатая фантазия и изобретательность народных умельцев.

Остается незамеченной коллективная и групповая работа, так как совместное занятие изобразительным искусством становиться ярким и более удачным. Особенно нужно отметить работы по созданию декоративных панно. Существует множество различных техник выполнения панно (аппликация — простая и объемная, коллаж с использованием всевозможных материалов и т. п.), оно прекрасно вписывается в интерьер помещения и может украсить школу, класс к любому празднику.

На протяжении всего школьного года, педагогом должны использоваться игры-головоломки, ребусы, кроссворды, уроки-викторины презентации, для приобщения школьников к изобразительному искусству. Нельзя забывать и про художественно-дидактические игры, ведь именно они влияют на развитие у детей мышления, воображения образных представлений, помогают в усвоении терминов, фактов, дат, имен.

Своеобразно, если каждая четверть будет заканчивается итоговым уроком-викториной. В игровой форме школьники показывают свои знания и умения по пройденным темам по изобразительному искусству за четверть. Дополнительно готовят выставку тех работ, где особенно выразительно использованы разные художественные материалы.

При рассмотрении детьми иллюстраций необходимо применять игровой прием. «Кто больше увидит на картинке?» — спрашивает учитель и тем самым вовлекает учащихся в своеобразное соревнование, помогающее понять содержание иллюстрации. При рассмотрении картинок дети не только учатся узнавать в них знакомые предметы и правильно называть их, но и уточняют понятия о цвете, форме, величине и расположении этих предметов.

К концу проведенной работы младшие школьники будут обладать определенным багажом знаний и представлений об основных видах и жанрах изобразительного искусства; народных художественных ремеслах. Закладываются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; расширяется кругозор знаний о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, их произведениях; развивается способность различать такие виды изобразительного искусства, как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. У детей развиваются навыки использования художественных материалов, применения главных средств художественной выразительности в собственных творческих работах. Полученные компетенции ученики могут применять в различных видах внешкольной деятельности могут самостоятельно анализировать художественные произведения при посещении выставок и музеев.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что формирование базовых образовательных знаний, умений и навыков является перспективным направлением в практике образования и, в частности, в преподавании изобразительного искусства.

Сочетание компетентностного подхода с интегративным обучением дает возможность школьникам получать знания не из-за вынужденной необходимости, а в силу личностной заинтересованности в получении тех или иных знаний, формирования навыков и т. п. Анализ современной жизни показывает, что наиболее социально адаптированными и востребованными в трудовой деятельности являются те выпускники, которые обладают не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативностью, творческим подходом, умением принимать самостоятельные, в том числе и нестандартные, решения. Все вышеперечисленные компетенции, следует формировать, уже начиная с младшего школьного возраста, и только выпускник будет их реализовывать в различных сферах профессиональной деятельности.

В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка» [10].

Таким образом, тенденции развития современной школы свидетельствуют о необходимости задействования на уроках изобразительного искусства игровых технологий в целях развития творческих способностей младших школьников.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
  2. Гусев Д. А. Подготовка будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Д. А. Гусев. — Арзамас, 2007. — 173 с.: ил.
  3. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы / Под ред. Б. М. Неменского. — М., 2007.
  4. Каспржак А. Г., Левит М. Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотечка директора школы. — М.: МИРОС, 1994. – 98 с.
  5. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2009.
  6. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. для 1 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская. — М., 2009.
  7. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. — М.: Астрель: АСТ, 2005. — 68 с.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — М.: Учпедгиз, 1964. — 502 с.
  9. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1–4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О. В. Свиридова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 74 с.
  10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев: Радянска школа, 1969. — 212 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle