Библиографическое описание:

Маклаева Э. В., Чернышова С. А. Использование средств математики в процессе формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №8.7. — С. 20-23.



В статье рассматриваются математические средства формирования и развития познавательного интереса младших . Особое внимание уделено описанию этапов проведения дидактической игры.

Ключевыеслова: познавательный интерес, активизация, средства, математика, обучающийся, игра.

Школьное образование претерпевает в настоящее время существенные изменения, основной целью которых является ориентация учебного процесса на развитие личности ребенка, его способностей и дарований. В этих условиях особое звучание приобретают вопросы развития познавательных процессов обучающихся, которые напрямую зависят от активизации познавательного интереса.

Познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда на уроках создается эмоционально окрашенная атмосфера; используется информация, позволяющая вызвать у детей удивление, любопытство, интерес; включаются задания, активизирующие деятельность правого полушария головного мозга у детей.

Проблеме развития познавательного интереса посвящены многочисленные работы психологов, педагогов и методистов. В работах Л. С. Выготского, Г. И. Щукиной и других авторов раскрыта сущность познавательного интереса, его роль в учебно-воспитательном процессе. В ряде методических работ описываются различные приемы и средства формирования развития познавательного интереса.

Каждый учитель хорошо знает, что от умения пробудить интерес к предмету во многом зависит успех урока. Однако пробуждение познавательного интереса — это всего лишь начальная стадия большой и сложной работы по воспитанию глубокого познавательного интереса к знаниям и потребности в самообразовании.

Пробуждая и развивая интерес к предмету, каждый педагог не просто осуществляет передачу опыта, учит чему-то своих учеников, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но и одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности у «слабых» учеников, не дает остановиться в своем развитии более сильным детям.

Таким образом, возникает вопрос о том, как организовать учебно-воспитательный процесс, так, чтобы учебный материал стимулировал познавательный интерес обучающихся. От того насколько осознанно, творчески, с желанием будут учиться дети зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Многие отечественные и зарубежные педагоги изучали вопрос формирования и развития познавательного интереса и активизации познавательной деятельности обучающихся. Д. Н. Богоявленский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Л. М. Фридман, Д. С. Брунер, И.Ломпшер, Е. Флешнерова определяют, что эффективность познавательной деятельности напрямую связана с условиями обучения.

К семи годам происходит завершение созревания лобного отдела больших полушарий, что даёт возможность для осуществления целенаправленного, произвольного поведения, планирования действий. Детский возраст — это сензитивный период развития всех психических функций. За короткое время у ребёнка формируются разные типы мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; абстрактно-речевое.

Многочисленные наблюдения педагогов и психологов показали, что ребенок, который не овладел техникой мыслительной деятельности в начальной школе, как правило, переходит в дальнейшем разряд слабо успевающих. Эта задача осуществляется путем создания условий в начальной школе, обеспечивая умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений, навыков, мыслительной деятельности, творческим подходом и самостоятельностью в поиске путей решения проблем [2].

И. В. Метельский определяет познавательный интерес следующим образом: «Интерес — это активная познавательная направленность, связанная с положительным отношением к эмоционально окрашенным предметом исследования с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха, с развития индивидуального самовыражения» [5, с.87].

Есть несколько уровней познавательной деятельности [7]:

— первый уровень — воспроизведение активности, стремление ученика понять, запомнить и воспроизвести полученные знания;

— второй уровень — интерпретирующая активность, стремление ребенка определить суть содержания изучаемого предмета, темы; чтобы узнать способы применения знаний в измененных условиях;

— третий уровень — творческий, стремление понять сущность явлений и процессов, а также найти новые способы, чтобы сделать это.

Активизация обучения детей должна осуществляться учителем с применением специальных средств интеллектуальных, моральных и волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет исследовательский рефлекс, который является ответом организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору головного мозга в активное состояние. Стимуляция исследовательского рефлекса — необходимое условие познавательной деятельности.

Активность является обязательным условием и показателем осуществления любого принципа обучения [6].

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв от обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.

Принцип наглядности связан с сознательным усвоением знаний, реализуется при активном мышлении учащихся.

Задачей учителя является обеспечение активности учеников, направленную на овладение знаниями и способами деятельности.

Активация учения — это активизация действий учащихся, направленных на осознание и разрешения конкретных учебных проблем.

Ученики начальной школы не могут учиться «для себя». Они учатся за оценку, похвалу. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому нужно формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса.

Для активизации мыслительной деятельности на уроках математики можно использовать занимательные элементы [1]. К ним относятся ребусы, кроссворды, трёхуровневые карточки, математические и графические диктанты.

Решение кроссвордов позволяют одновременно вспомнить забытое и приобрести новые знания. Кроссворды расширяют кругозор, тренируют память, побуждают интерес к углублению знаний.

Математический диктант представляет собой совокупность сбалансированных теоретических вопросов и утверждений.

Графический диктант направлен на повышение интереса к результату и оцениванию деятельности учащихся, заставляет мыслить логически, сравнивать.

Трёхуровневые карточки дают возможность учащимся выбрать задание по своим возможностям и способностям.

Дидактическая игра является одним из действенных средств развития интереса к учебному предмету.

В процессе игры учащиеся не замечают сами для себя, как незаметно выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра пробуждает интерес к победе, исходя из этого, дети стремятся быть быстрыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры [2].

Многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто быстрей?»; «Не зевать! Отвечать сразу»; «Кто первый?» и т. д.

Знакомство с дидактической игрой происходит под руководством учителя. Это осуществляется следующим образом: педагог говорит название игры, знакомит с предметами, с которыми дети будут осуществлять игровую деятельность. Данный этап знакомства с игрой имеет важное психологическую ценность, т. к. он должен создать у детей соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Потом начинается игра. Учитель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила игры. Он может участвовать в игре в качестве руководителя или же в качестве простого участника на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами и с тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Если дидактическая игра носила коллективный характер, то она оценивается, включая всех участников.

Существует ряд требований к проведению дидактической игры [7]:

1) Правила игры должны быть простыми и чёткими.

2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3) Лучше, чтобы в игре принимали участие все дети.

4) Подведение итогов игры должно быть справедливым.

Рассмотрим примеры дидактических игр, которые можно рекомендовать для использования в процессе формирования познавательной активности младших школьников [7].

«Магазин игрушек»

(игра, ориентирована на формирование дочисловых понятий)

Целью игры является закрепление знаний о свойстве предметов, отличающихся по размеру.

Материал: игрушки разных размеров: зайчики, куклы.

Ход игры: игрушки расставлены на «прилавке», в роли продавца выступает ребёнок. Учитель объясняет, как приобрести тот или иной товар в магазине игрушек: для начала воображаемому покупателю нужно выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, то он получает свою покупку. Педагог следит за правильностью выполнения задания [3].

«Команда внимательных»

(игра, ориентированная на формирование геометрических понятий)

Цель: совершенствовать знания по теме «Геометрический материал», формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма.

Ход игры: На доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой команды к доске приглашается по одному человеку [4].

Применение данных средств на уроках математики развивает следующие компетенции учащихся: повышение мотивации учащихся к обучению; развитие мышления и творческих способностей учащихся; развитие самостоятельности учащихся путем выполнения заданий;

Для того, учебный процесс был эффективным нужно создать благоприятные условия для активизации учения школьников. Роль активизации состоит в том, что учение, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Рассмотренные средства активизации мыслительной деятельности младших школьников подтверждают заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память.

Литература:

  1. Белошистая А. В. Обучение математике в начальной школе: Метод. пособие. — М.: Айрис-пресс, 2007.- 176 с.
  2. Маклаева Э. В. Реализация развивающей функции обучения математике в начальной школе // «Нижегородское образование» — 2011. — № 4. — С. 116–120.
  3. Маклаева Э. В., Олухова В. В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами математики // Культура и образование. Июнь 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/06/1923 (дата обращения: 02.06.2014).
  4. Маклаева Э. В. Этапы формирования и развития пространственных представлений обучающихся в процессе обучения математике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5; URL: http://www.science-education.ru/119–14938 (дата обращения: 16.10.2014).
  5. Метельский И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. — 2014.–С.87.
  6. Шамова Т. А. Активизация учения школьников.- М.; Педагогика, 1982.
  7. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. — М: Просвещение, 1971. — С.123
  8. Zhestkova E. Specifics of Educational Activity Anti-motivation in Future Teachers Subject to the Training Period // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S3) 265–269.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle