Библиографическое описание:

Булгакова А. В., Ярославская И. Е., Бриске В. В., Пономарев С. В. Проблемы Дальнего Востока и ТОСЭР как один из путей их решения // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 501-504.



На сегодняшний день экономике России присущи такие неблагоприятные явления как общее падение курса рубля и экономические санкции, неблагоприятное изменение цен на нефть. Выше перечисленные явления, безусловно, отражаются не только на общем состоянии страны, они особенно остро проявляют себя в отдельных регионах и областях.

Данные экономические невзгоды не обошли и Дальневосточный федеральный округ. За последние годы российское государство сделало многое для решения проблем Дальнего Востока и Забайкалья, а именно реализовало несколько значимых инвестиционных проектов (прокладка трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», возведение объектов для саммита АТЭС, строительство автодороги Чита-Хабаровск, открытие ДВФУ, строительство газопровода «Сила Сибири» и прочее), запустило разного рода целевые программы по долгосрочному развитию востока страны, увеличило масштабы прямого и косвенного финансирования восточных территорий. Частный бизнес и домохозяйства также значительно активизировали свою экономическую деятельность, заканчивается строительство космодрома «Восточный», проводится освоение шельфов, планируется расширение связей со странами АТР. Но, тем не менее, на сегодняшний день в ДВФО имеет место ряд экономических проблем. К таким проблемам относится, например, противоречие между богатством сырьевой базы и неразвитостью социальной и производственной инфраструктуры: в регионе производится не более 5 % общероссийской суммы валовых региональных продуктов, что несоразмерно с масштабами округа. Кроме того, наблюдается масштабный отток населения в течение многих лет из региона, который связан с низким уровнем доходов, недостаточной комфортностью условий жизни, общей нестабильностью социально-экономической ситуации и другое. Эта проблема, кстати, является одной из основных. Помимо этого, в ДВФО наблюдается низкий объем обрабатывающих производств и степень вовлечения природных ресурсов в хозяйственный оборот, гипертрофированная примитивная сырьевая экспортная ориентация, техническая и технологическая отсталость и изношенность мощностей добывающей и большинства отраслей обрабатывающей промышленности гражданского машиностроения. Достаточно внушительные социально-экономические различия между субъектами региона (например, между Еврейской Автономной областью и Чукотским автономным округом) также дают о себе знать. [5] И это не окончательный список проблем, с которыми столкнулся Дальний Восток.

В 2015 году, в связи со сложившейся ситуацией в РФ, был разработан и опубликован антикризисный план. Данный план нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры [2; 2]. Антикризисный план предполагает: оптимизацию бюджетных расходов при сокращении и выявлении неэффективных затрат, стабилизацию валютного рынка, создание условий для опережающего развития, снижение напряженности на рынке труда, диверсификация экономики и создание условий для устойчивого экономического роста и многое другое. Из данного плана можно отметить, что поставленные цели являются необходимостью для страны. Российская федерация нуждается в ускоренном развитии экономики.

В качестве средства ускоренного развития было предложено создание территорий опережающего развития. Так, с 31 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [1, 7]. В России вопросами формирования зон экономического развития начали заниматься с 80-х годов. О создании на территории России подобных зон заявил президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. Глава государства предложил «создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт». В настоящий момент вступивший в силу закон подтверждает режим ТОСЭР, который будет поддерживаться со стороны государства. Чем же отличается ТОСЭР от других территорий? ТОСЭР — это территория субъекта Российской Федерации, на которой ведется особый правовой режим для бизнеса. Причем рассматривается вся инфраструктура, включающая земельные участки объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иные, находящиеся на данной территории и вне такой территории, но обеспечивающей ее функционирование. На таких территориях оказывается очень большая поддержка со стороны государства и установлено множество преференций: постройка инфраструктуры (дороги, коммунальные цены) осуществляется за счет государства, большие налоговые льготы, режим свободной таможенной зоны, что особо актуально на Дальнем Востоке, сокращение сроков получения разрешительной документации и многое другое. Первым опробовать подобный режим призван Дальневосточный федеральный округ, так как развитие дальневосточных территорий — это исторически преемственный курс для России, по словам Владимира Владимировича Путина. При выборе региона учитывался ряд основополагающих моментов. Во-первых, возможность на территории региона обеспечивать экономический рост выше среднего по количественным и качественным характеристикам. Во-вторых, ТОСЭР должен создаваться там, где уже есть инвестиционные проекты и потенциальные инвесторы, которые были бы заинтересованы в их реализации. В-третьих, должны были учитываться инфраструктурные проблемы региона. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 № 628 и № 630 созданы территории опережающего социально-экономического развития «Хабаровск» и «Комсомольск».

Управление территориями опережающего социально-экономического развития будет осуществляться через специально организуемые системные действия, направленные на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного, природного, инновационного потенциалов территории (который в ДВФО достаточно большой) при сохранении позитивной динамики параметров уровня и качества жизни населения. А совпадение ТОСЭР с административными границами региона всецело упрощает управление территориями.

Резидентом ТОСЭР могут стать юридическое лицо или же индивидуальный предприниматель. Свое развитие, в зависимости от экономической и политической ситуации, получили свободные экономические зоны, особые экономические зоны, зоны территориального развития. Для участия в данном режиме необходимо пройти регистрацию в ТОСЭР, осуществить вложение капитала (как минимум на 500 тысяч рублей), а также соответствовать определенному перечню видов деятельности предприятия. Таким образом, на ТОСЭР подана более 30 заявок различных инвесторов и 10 из них уже получили официальный статус резидентов. В число одобренных инвестиционных проектов вошли: строительство горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» (ЗАО «Якутские угли — новые технологии» (ООО «УК Колмар»), Республика Саха (Якутия); проект развития золотодобычи в Селемджинском районе (Группа компаний «Петропавловск»), Амурская область; Хабаровский край); комплексный инвестиционный проект развития угледобычи и углеобогащения (ОАО «Ургалуголь» (ОАО «СУЭК»), Хабаровский край); строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в морском порту Ванино (ООО «Саха» (Якутская) транспортная компания» (VolgaGroup) и другие. Для резидентов будут предоставляться налоговые льготы по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, для привлеченных инвесторов на строительство объектов инфраструктуры — предоставление субсидий в размере 100 % от ставки рефинансирования на возмещение процентной ставки по кредитам. Кроме того, ряд объектов инфраструктуры территории будет построен на средства федерального бюджет, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и внебюджетных источников финансирования. Для таких объектов сформированы особые условия как финансирования, эксплуатации, владения, пользования, так и распоряжения имуществом, о чем уже говорилось ранее.

В. В. Путин весьма воодушевленно отозвался о развитии Дальнего Востока и назвал курс такого активного развития региона исторически преемственным. Развитие региона должно не просто улучшить доход и сделать его более «рентабельным», планируется создание ключевого центра социально-экономического развития, по значимости важнейшего в России. [4]

Исходя из расчетов министерства РФ по развитию Дальнего Востока, запуск первых трех территорий опережающего развития даст Дальнему Востоку порядка 7000 рабочих мест. Кроме того, обеспечит развитие территорий, прилежащих к ТОР, за счет создания объектов инфраструктуры, а также развитие малого и среднего предпринимательства за счет оказания сервисных услуг резидентам ТОР.

По словам министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Галушка реализация инвестпроектов на Дальнем Востоке обеспечит в будущем 89,5 миллиарда рублей налоговых сборов и взносов до 2025 года и позволит создать почти 8,5 тысячи рабочих мест.

Специализация ТОР имеет разноплановый характер, причем в ряде случаев отдельные ТОР сами по себе могут стать многофункциональными. [3] Тем не менее, наиболее перспективные проекты связаны с промышленностью и инфраструктурой, что неудивительно и отражает реальные перспективы Дальнего Востока.

С другой стороны, бросается в глаза отсутствие в рамках ТОР крупных проектов на таком важном для Дальнего Востока направлении, как деревообработка. Не уделяется внимания и проектам, связанным с добычей и обогащением угля и металлических руд, но такие проекты выглядят слишком «сырьевыми», а ТОР все-таки больше ориентированы на переработку.

В целом количество приоритетных ТОР выглядит адекватным и оправданным, но их географическое положение и специализация пока не вполне проработаны, при верном характере основного вектора. Во-первых, локализация ТОР не вполне соответствует задачам сбалансированного развития Дальнего Востока.

Во-вторых, ставка на развитие различных отраслей экономики Дальнего Востока посредством ТОР тоже является верной. Но в процессе реализации проектов может оказаться, что ТОР, где реализуются крупные промышленные и логистические проекты, «выживут», тогда как другие не заработают и будут закрыты. Поэтому каждой ТОР нужны и якорные инвесторы, и проработанные бизнес-планы.

В этих условиях даже при ограниченном числе приоритетных ТОР количество может оказаться не вполне соответствующим их качеству. Многие ТОР по-прежнему нуждаются в более четкой (и не обязательно единственной) специализации и в якорных инвесторах, в том числе зарубежных, которых необходимо привлекать. С другой стороны, время, остающееся для вступления закона в силу, позволяет превратить данный «сырой» список проектов в более мощный и перспективный.

Все преобразования будут способствовать развитию Дальневосточного региона, который нуждается в подобных мерах, как ни один другой регион. ТОСЭР предполагает создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций, повышение уровня жизни и как результат создание эффективно действующей транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры. По словам заместителя министра РФ по развитию Дальнего Востока Кирилла Степанова, один из важнейших приоритетов — снять инфраструктурные ограничения в дальнейшем росте экономики и общества в целом, выровнять условия проживания на Дальнем Востоке в соответствии с западными регионами страны.

Безусловно, в 2015 году еще было слишком рано судить об эффекте влияния налоговых льгот на ускоренное развитие ТОСЭР. Тем не менее, уже сегодня можно говорить о том, что все налоговые льготы и преференции, предоставленные резидентам ТОСЭР, создают уникальные возможности для ускоренного социально-экономического развития и привлечения дополнительных инвестиций на Дальний Восток.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=172962 (дата обращения: 08.04.16).
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р г. Москва.
  3. Информационно-аналитическое агентство «Восток России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eastrussia.ru/material/territorii_operezhayushchego_razvitiya_luchshe_menshe_da_luchshe/ (дата обращения: 08.04.16).
  4. Общественно-политический журнал «POLITRUSSIA» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://politrussia.com/ekonomika/dalniy-vostok-ne-994/ (дата обращения: 08.04.16).
  5. Научная статья «Долгосрочное социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья: основные проблемы и задачи» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnoe-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-dalnego-vostoka-i-zabaykalya-osnovnye-problemy-i-zadachi (дата обращения: 08.04.16).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle