Библиографическое описание:

Сейдаметова Э. Н. Качество дошкольного образования и формирование подходов к его оценки в условиях введения ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1028-1031.



The articleraised the problem ofdetermining the qualityof preschool educationin the methodologicaland theoretical aspects. The potential ofthe main approachesto theevaluation of the qualityof preschool education

Key words: quality of preschool education, evaluation of the quality of education, federal state educational standard of preschool education (FSES of PE), integrated assessment, competence approach.

Качество образования, как залог становления человека в обществе и успешного развития его, доступность для разных социальных групп населения, остаются приоритетными задачами образовательной политики Российской Федерации.

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения не решенной до настоящего времени. Качество дошкольного образования в целом — это многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.

Р. Киплинг, английский писатель, утверждал:

«Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно» [6,4].

Современная педагогическая наука не определила сущность термина «качество образования», а его оценка — сложнейшая проблема российской педагогики.

В связи с многозначностью слова «качество» приведём основные определения:

– качество — это признак, свойство, отличающее один предмет от другого [6,4]. Исходя из этого, можно сказать, что система воспитания М. Монтессори по, содержанию, целям и всем остальным компонентам педагогической системы отличается от вальдорфской системы;

– качество — степень ценности, пригодности чего-либо [6,5].

Данное значение «качества» определяется исходя из целей образования, стандартов и эталонов.

Во многих исследованиях качество рассматривается как совокупность характеристик объекта, способное удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Согласно данного определения качества, главным становится понятие «качества продукции», тоесть то, что удовлетворяет требованиям потребителя. Так, М. М. Калейчик определил «качество, как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением» [5, 27].

П. И. Пидкасистый дал определение качеству образования, как качество образовательных услуг и качество образовательной подготовки ученика, совокупность полученных(освоенных) в ходе образовательного процесса знаний, умений и навыков [5, 27].

Н. А. Виноградова, К. Ю. Белая, С. Г. Воровщиков, А. А. Дмитриенко, Н. В. Микляева, Д. В. Татьянченко И. С. Клейман и другие исследователи выделяют подходы, в рамках которых качество деятельности дошкольного образовательного учреждения можно определить через качество основных условий образовательного процесса, качество реализации образовательного процесса, качество результатов образовательного процесса [5, 30].

Итак, качество образования определяется в рамках различных и теоретических и методологических подходов:

– качество определяется уровнем развития личности в личностно-ориентированной модели образования;

– качество определяется системой знаний и готовность выпускника к вхождению в новую образовательную систему в системном подходе;

– качество определяется готовностью выпускника к выполнению новых функций, умений в деятельностном подходе;

– в программно-целевом подходе качество определяется с точки зрения реализации целей;

– в затратном подходе с точки зрения финансовых, материальных, трудовых ресурсов на достижение результата.

В условиях рыночной экономики качество определяется с позиции потребителя, в отличии от командно-административной экономики, где качество определялось с позиции производителя. Однако немногие руководители изучают спрос родителей при выборе программ обучения, методов воспитания и обучения детей.

На сегодняшний день единых подходов к определению параметров качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и его результатов у нас нет.

Выделим основные позиции для определения параметров качества:

– знания, умения, навыки. Однако всю оценку качества образовательной деятельности к знаниям, умениям и навыкам сводить недопустимо.

– показатели личностного развития (производительность, любознательность, мотивация и пр.);

– готовность ребёнка в школе;

– психолого-педагогические условия развития ребёнка;

– профессиональная компетентность педагога;

– авторитет дошкольного образовательного учреждения в социуме и т. д.

Анализируя современные исследования в области качества образовательной деятельности, нормативно-правовую базу, отчётливо выделяется главный признак: качество — это соответствие объекта установленным стандартам.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» «качество образования — это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1, 3].

Стандарт — совокупность групп требований [2, 4]:

– к структуре программ или содержательная группа требований;

– к условиям реализации этих программ или ресурсная группа;

– к результатам освоения или системообразующая группа требований, так как подходы к определению результатов определяют и образовательные программы и условия образования.

Следовательно, определение качества образования — определение соответствия фактического состояния (программы, условий и достигнутых результатов) тому, что установлено в стандарте. Соответствует — значит, образование качественное.

Современная концепция ФГОС ориентирована на интересы и потребности ребёнка, его семьи, общества и государства.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологических подходов к оценки качества образования.

Т. И. Алиева, Л. А. Парамонова, М. В. Крулехт для оценки качества образования предлагают использовать следующие подходы [3, 54]:

  1. Аксиологический подход определяет степень признания личности ребёнка, его права на развитие и проявление индивидуальных способностей личности ребёнка, создание условий для его творческой самореализации.
  2. Социокультурный подход оценивает уровень самостоятельного поведения и способность общаться с другими детьми и взрослыми, решать повседневные ситуации.
  3. Компетентностный подход выявляет степень овладения разными видами компетентностями при наблюдении за детьми (языковую, интеллектуальную, физическую, социальную).

Комплексное применение данных подходов позволит решить проблему оценивания и измерения развития ребёнка.

В последнее время на федеральном уровне в нормативно-правовом регулировании оценки качества образования произошли значительные изменения [4, 42]:

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования по проведению оценки качества образования, в т. ч. независимой;

– задачи и меры по развитию системы оценки качества образования закреплены в федеральных и государственных программах. Так, Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61, предусмотрено формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг при участии потребителей этих услуг, разработка новой модели общероссийской системы оценки качества образования, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, уровень образовательной организации, а также создание инструментария её реализации с обеспечением комплексного мониторинга качества образования.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 году, утверждённой постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295, выделена подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования». Кроме того, мероприятия по развитию системы оценки качества образования обозначены в Плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденные распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р.

Однако на сегодняшний день так и неопределенны единые подходы, механизмы и инструментарии оценки качества дошкольного образования.

В соответствии с ч.2 ст.11 Закона № 273-ФЗ основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся установленным требованиям являются федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования (ч.2, ст.64) не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Таким образом, основой для оценки качества дошкольного образования не могут выступать результаты освоения детьми образовательной программы. Следовательно, объектами оценки качества образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения может являться непосредственно образовательная программа и условия её реализации.

В связи с этой установкой и встаёт проблема контроля качества. Ребёнок пришедший в детский сад должен получить дошкольное образование хорошего качества. Однако мнения родителей, воспитателей, учителей и учённых в вопросе качества дошкольного образования расходятся.

Потребности родителей определяются уровнем материального благосостояния семьи и местом жительства. Потребности школы и учителей связаны с огромным разрывом между требованиями школы и уровнем готовности ребёнка к обучению.

Анализ существующих механизмов оценки качества образовательной деятельности дошкольного учреждения выявил отсутствие таких важных в процессе оценивания действий как определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества и определение значений показателей качества.

Оценка качества дошкольного образования в дошкольном учреждении- это многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки.

Для отслеживания всей системы деятельности дошкольного учреждения необходимо разработать критерии оценки качества на каждом уровне, учитывая специфику наблюдаемых объектов. При переходе на следующий уровень системы управления необходимо провести мониторинг качества дошкольного образования на нижних уровнях системы управления [3, 57].

Как показал анализ литературы, все подходы к выделению параметров оценки качества можно свести к следующим группам:

  1. Образовательная деятельность.

Данный показатель позволит оценить уровень качества образовательных программ и методического обеспечения, что обеспечит воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и качественное педагогическое сопровождение.

  1. Развивающая среда.

Обогащённая предметно-развивающая среда даст ребёнку возможность для саморазвития.

  1. Психологический комфорт ребёнка.

С целью сохранения психологического и физического здоровья данный показатель позволит оценить эмоциональное благополучие ребёнка, позитивная Я-концепция, успешность и благополучие в сфере общения и взаимоотношений с родителями, сверстниками и педагогами.

  1. Здоровьесберегающая деятельность.

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий позволит организовать процесс воспитания в дошкольном образовательном учреждении без физического и психического напряжения, сохранит здоровье ребёнку.

  1. Удовлетворение потребности семьи и ребёнка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Создание системы оценки качества дошкольного образования позволит обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. Наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. А это будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

Литература:

  1. Об образовании: федеральный закон в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ//Российская газета.-2012.-31 декабря.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.- М.:ТЦ Сфера, 2014. -96с.
  3. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования / Т. Н. Богуславская //Проблемы современного образования. -2012. — № 4 — с.52.
  4. Глазунова Н. Региональная система оценки качества дошкольного образования./ Н. Глазунова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. -2015 — № 1 — с.42.
  5. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс]:монография/С. Ф. Багаутдинова,Г. Ш. Рубин,Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2015. — 148 с.
  6. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle