Автор: Богаева Алина Валерьевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 17.04.2016

Библиографическое описание:

Богаева А. В. Экономическая безопасность Российской Федерации в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 491-493.



Коррупция согласно российскому законодательству — это злоупотребление служебным положением, дача взятки и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценности, иного имущества [1].

Несомненно, такое явление как коррупция представляет угрозу экономической безопасности. К сожалению, она вторглась во многие сферы общественной жизни, в том числе и в сферу управления.

Сущность экономической безопасности состоит в том, что это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства.

Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства.

Экономическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности, которая охватывает также оборонную, экологическую безопасность и т. д.

Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т. п.

Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем [2].

Transparency International —неправительственная международная организацияпо борьбе скоррупциейи исследованию уровня коррупции по всему миру, которое было основано в1993 годубывшим директоромВсемирного банкаПетером Айгеномв Берлине.

На настоящий момент у организации существуют отделения более чем в 100 странах мира.

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index,CPI) — ежегодный рейтинггосударствмира, отражающий оценку уровня восприятия коррупциианалитиками ипредпринимателямипо десятибалльной шкале.

По итогам 2015 года по обзору восприятия коррупции 10 стран представлены с самым низким уровнем коррупции: Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Канада, Германия.

А с высоким уровнем коррупции представлены такие страны как: Гвинея-Бисау, Венесуэла, Ирак, Ливия, Ангола, Южный Судан, Судан, Афганистан, КНДР, Сомали.

Россия занимает 119 место, наравне с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне. (2015г.) [3].

Международная и российская практика показывает, что закупки для государственных нужд стали важнейшим источником коррупции. Поэтому можно утверждать, что отрицательное влияние коррупции на бюджетный заказ — это международная проблема.

По различным оценкам до 5 % бюджета ЕС регулярно теряется по причине мошенничества, расточительства и управленческих недочетов. Это обстоятельство объясняется статусом государственного чиновника, в соответствии с которым ему доверено право, принимать решения о путях расходования бюджетных средств, и вследствие этого, высокой выгодой для него от участия в этом процессе (причем, в отличие от государства, чиновник получит выгоду при любых условиях). Выгода эта заключается в возможности перераспределить часть средств в свою пользу, т. е. получить ренту как экономический эффект реализации своей должности [4].

В сфере управления коррупция проводит к тому, что коррумпированный руководящий персонал психологически не готов жертвовать своими личными интересами ради интересов фирмы, производства.

Наиболее опасной является коррупция в сфере управления государством.

Так это приводит к серьезным последствиям, таким как:

– неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов.

– государство не может осуществить стоящие перед ним стратегические задачи, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп, имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа.

– когда коррупция в высших эшелонах власти, становится известна обществу, она подрывает доверие к ним и вследствие того ставит под сомнение их легитимность.

– потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом.

Рост масштабов коррупции, ее разрушающее воздействие на экономику страны свидетельствует об отсутствии эффективных мер противодействия, необходимых для обеспечения экономической безопасности России.

Государственные закупки играют немаловажную роль в экономическом развитии России. Ежегодный объем закупок органов власти по данным Министерства экономического развития составляет 8,4 трлн. рублей, еще на 9 трлн. рублей закупают государственные корпорации, таким образом, более 25 процентов ВВП распределяется через рынок государственных закупок, и он выступает мощным инструментом экономической политики [5].

Особое место в системе государственных закупок занимают органы финансового контроля, создаваемые федеральными и региональными законодательными органами государственной власти (контрольно-счетные органы) для реализации контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных денежных средств.

Наличие недобросовестных экономических отношений, а также высокий уровень коррупции в России объективно требует постоянного совершенствования законодательства.

Среди основных проблем в системе государственных закупок можно выделить [5]:

– Недостаточную проработанность законодательства о контрактной системе (неоднозначность трактовки закона, противоречие норм);

– Отсутствие органа, уполномоченного давать официальные разъяснения законодательства о контрактной системе;

– Отсутствие должного уровня ответственности за нарушение закона в части обоснования цен заключаемых контрактов (административная ответственность), причем давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства составляет лишь 1 год согласно части 1 ст. 4.5. КоАП.

– Низкий уровень эффективности, закрепленных на законодательном уровне экономических инструментов по расчету и обоснованию цен контрактов;

– Отсутствие единого подхода относительно проводимых проверок контрольными органами.

Основной коррумпированной схемой остается намеренное завышение начальной цены контракта, обусловленной прямым умыслом заказчика получить доход преступным путем.

9 декабря — международный день борьбы с коррупцией, который отмечается по инициативе ООН с 2004 года. В настоящее время по указанию Президента РФ проводятся постоянная работа по противодействию коррупции во всех отраслях экономики.

Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

– способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

– приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения.

– устойчивость финансовой системы.

– рациональную структуру внешней торговли.

– поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

– сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений [4].

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  2. Шаринова Г. А. Павлова Н. Ц. Экономические аспекты национальной безопасности государства// Экономика и предпринимательство. 2016. № 1–2 (66–2). С.107–109.
  3. Список стран по уровню коррупции — http://www.transparency.org/cpi2015/
  4. Шаринова Г. А. Экономическая безопасность населения в условиях кризиса//Экономика и предпринимательство. 2015. № 6–2 (59–2). С.67–69.
  5. Дембилов О., Шаринова Г. Совершенствование системы государственных закупок как инструмент повышения эффективности расходования бюджетных средств//РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2015. № 2 С.151–152.
Основные термины (генерируются автоматически): экономической безопасности, уровнем коррупции, восприятия коррупции, системе государственных закупок, обзору восприятия коррупции, Индекс восприятия коррупции, исследованию уровня коррупции, высоким уровнем коррупции, низким уровнем коррупции, важнейшим источником коррупции, отрицательное влияние коррупции, высокий уровень коррупции, Рост масштабов коррупции, угрозу экономической безопасности, экономической безопасности России, Сущность экономической безопасности, противодействию коррупции, задачами экономической безопасности, стратегию экономической безопасности, национальных интересов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle