Библиографическое описание:

Богаева А. В. Экономическая безопасность Российской Федерации в современных условиях // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 491-493.



Коррупция согласно российскому законодательству — это злоупотребление служебным положением, дача взятки и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценности, иного имущества [1].

Несомненно, такое явление как коррупция представляет угрозу экономической безопасности. К сожалению, она вторглась во многие сферы общественной жизни, в том числе и в сферу управления.

Сущность экономической безопасности состоит в том, что это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства.

Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства.

Экономическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности, которая охватывает также оборонную, экологическую безопасность и т. д.

Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т. п.

Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем [2].

Transparency International —неправительственная международная организацияпо борьбе скоррупциейи исследованию уровня коррупции по всему миру, которое было основано в1993 годубывшим директоромВсемирного банкаПетером Айгеномв Берлине.

На настоящий момент у организации существуют отделения более чем в 100 странах мира.

Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index,CPI) — ежегодный рейтинггосударствмира, отражающий оценку уровня восприятия коррупциианалитиками ипредпринимателямипо десятибалльной шкале.

По итогам 2015 года по обзору восприятия коррупции 10 стран представлены с самым низким уровнем коррупции: Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Канада, Германия.

А с высоким уровнем коррупции представлены такие страны как: Гвинея-Бисау, Венесуэла, Ирак, Ливия, Ангола, Южный Судан, Судан, Афганистан, КНДР, Сомали.

Россия занимает 119 место, наравне с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне. (2015г.) [3].

Международная и российская практика показывает, что закупки для государственных нужд стали важнейшим источником коррупции. Поэтому можно утверждать, что отрицательное влияние коррупции на бюджетный заказ — это международная проблема.

По различным оценкам до 5 % бюджета ЕС регулярно теряется по причине мошенничества, расточительства и управленческих недочетов. Это обстоятельство объясняется статусом государственного чиновника, в соответствии с которым ему доверено право, принимать решения о путях расходования бюджетных средств, и вследствие этого, высокой выгодой для него от участия в этом процессе (причем, в отличие от государства, чиновник получит выгоду при любых условиях). Выгода эта заключается в возможности перераспределить часть средств в свою пользу, т. е. получить ренту как экономический эффект реализации своей должности [4].

В сфере управления коррупция проводит к тому, что коррумпированный руководящий персонал психологически не готов жертвовать своими личными интересами ради интересов фирмы, производства.

Наиболее опасной является коррупция в сфере управления государством.

Так это приводит к серьезным последствиям, таким как:

– неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов.

– государство не может осуществить стоящие перед ним стратегические задачи, если эти задачи противоречат интересам олигархических групп, имеющих огромные свободные ресурсы для подкупа.

– когда коррупция в высших эшелонах власти, становится известна обществу, она подрывает доверие к ним и вследствие того ставит под сомнение их легитимность.

– потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом.

Рост масштабов коррупции, ее разрушающее воздействие на экономику страны свидетельствует об отсутствии эффективных мер противодействия, необходимых для обеспечения экономической безопасности России.

Государственные закупки играют немаловажную роль в экономическом развитии России. Ежегодный объем закупок органов власти по данным Министерства экономического развития составляет 8,4 трлн. рублей, еще на 9 трлн. рублей закупают государственные корпорации, таким образом, более 25 процентов ВВП распределяется через рынок государственных закупок, и он выступает мощным инструментом экономической политики [5].

Особое место в системе государственных закупок занимают органы финансового контроля, создаваемые федеральными и региональными законодательными органами государственной власти (контрольно-счетные органы) для реализации контроля за целевым и эффективным расходованием бюджетных денежных средств.

Наличие недобросовестных экономических отношений, а также высокий уровень коррупции в России объективно требует постоянного совершенствования законодательства.

Среди основных проблем в системе государственных закупок можно выделить [5]:

– Недостаточную проработанность законодательства о контрактной системе (неоднозначность трактовки закона, противоречие норм);

– Отсутствие органа, уполномоченного давать официальные разъяснения законодательства о контрактной системе;

– Отсутствие должного уровня ответственности за нарушение закона в части обоснования цен заключаемых контрактов (административная ответственность), причем давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства составляет лишь 1 год согласно части 1 ст. 4.5. КоАП.

– Низкий уровень эффективности, закрепленных на законодательном уровне экономических инструментов по расчету и обоснованию цен контрактов;

– Отсутствие единого подхода относительно проводимых проверок контрольными органами.

Основной коррумпированной схемой остается намеренное завышение начальной цены контракта, обусловленной прямым умыслом заказчика получить доход преступным путем.

9 декабря — международный день борьбы с коррупцией, который отмечается по инициативе ООН с 2004 года. В настоящее время по указанию Президента РФ проводятся постоянная работа по противодействию коррупции во всех отраслях экономики.

Для определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать:

– способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

– приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения.

– устойчивость финансовой системы.

– рациональную структуру внешней торговли.

– поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

– сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений [4].

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  2. Шаринова Г. А. Павлова Н. Ц. Экономические аспекты национальной безопасности государства// Экономика и предпринимательство. 2016. № 1–2 (66–2). С.107–109.
  3. Список стран по уровню коррупции — http://www.transparency.org/cpi2015/
  4. Шаринова Г. А. Экономическая безопасность населения в условиях кризиса//Экономика и предпринимательство. 2015. № 6–2 (59–2). С.67–69.
  5. Дембилов О., Шаринова Г. Совершенствование системы государственных закупок как инструмент повышения эффективности расходования бюджетных средств//РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2015. № 2 С.151–152.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle