Библиографическое описание:

Курбонов А. М. Зарубежный опыт развития профессиональных учебных заведений и его использование в теории и практике профессионального образования Узбекистана // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 980-982.



Внедрение интерактивных методов обучения — одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современных учебных заведениях и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. В первую очередь — это необходимость перехода от информативных форм и методов обучения к активным, переориентация от теоретического подхода к деятельностному подходу, поиск возможностей соединения теоретических знаний студентов с их практическими потребностями.

Профессиональная мобильность теперь подразумевает не только расширение возможностей применить свои знания и умения в рамках профессии или группы профессий, но и возможность работать именно в том регионе, где они востребованы. Поэтому на первый план в последнее время выходят идеи интеграции национальных систем профессионального образования и обучения в единое образовательное пространство. Задача системы образования не остаться в стороне от этих веяний времени, сделать их частью своей жизни.

Реформирование системы образования в Узбекистане предполагает применение новых технологий и форм реализации учебной работы. Как отметил И. А. Каримов в своём выступление на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны»: «Сегодня нет необходимости доказывать, что ХХI век, по общему признанию, становится веком глобализации и стирания границ, информационно-коммуникационных технологий и Интернета, веком все более растущей конкуренции на мировом пространстве и мировом рынке. В этих условиях о себе может заявить только то государство, у которого в числе основных приоритетов всегда остается рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения, являющегося в современном мире важнейшей ценностью и решающей силой в достижении целей демократического развития, модернизации и обновления [2]».

Изучение зарубежного опыта развития профессионального образования как ресурса для оптимизации модернизации образования, выявление адаптационного образовательного потенциала международного опыта были основными направлениями лаборатории по изучения зарубежного опыта профессионального образования. Данный научный поиск был своевременным и актуальным, и об этом свидетельствуют, по крайней мере, три обстоятельства.

  1. Ценность зарубежного опыта не ограничивается вкладом в систему знаний о функционировании зарубежного профессионального образования. Большое гуманитарное значение изучения международного опыта как составной части мирового образовательного опыта состоит в том, что он вооружает исследователя научным сравнительным методом преобразования действительности, превращающим человека в поликультурную, глобальную и творческую личность.
  2. Интеграция профессионального образования в общеевропейское образовательное пространство, позволило бы отечественным реформаторам минимизировать возможные негативные последствия и ошибки, а также сопоставить собственные политические решения с опытом других и тем самым лучше оценить целесообразность и риски их принятия.
  3. Стремительный характер перемен закономерно привел многие страны к глубоким реформам и модернизации систем профессионального образования — это происходит в таких разных развитых странах, как США, КНР, странах Восточной Европы и т. п. В ходе исследования был выявлен адаптационный образовательный потенциал зарубежного опыта профессиональной подготовки компетентных специалистов педагогического, технического профиля и социальной сферы, заключающийся в возможности использования ресурсов международных образовательных стратегий и тенденций, обусловливающих необходимость существенных изменений в системе профессионального образования. Основными направлениями использования потенциала зарубежного опыта для обогащения теорий профессиональной подготовки компетентных специалистов в условиях формирования единого образовательного пространства могут быть:

– внедрение основных концептуальных идей синхронных изменений в развитии системы профессионального образования с отражением миссии и целей профессиональной подготовки компетентных специалистов, с использованием понятийно-терминологического словаря — глоссария профессионального образования, принятого на международном уровне;

– учет особенностей вариативной подготовки компетентных специалистов (ускорение процессов глобальной интеграции, которое получило выражение в понятии «глобализация»; выявление существующего дефицита профессиональных знаний и умений; многоуровневая структура развития профессиональной компетенции; отход от чрезмерно узкой специализации и узкого профилирования; привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности через формирование системы исследовательских университетов, функционирование которых основано на единстве научно-исследовательской деятельности и учебного процесса, и, конечно же, ориентировано на последипломное образование и подготовку интеллектуальной элиты);

– трансформация содержания профессиональной подготовки с учетом расового, этнического, родового многообразия; укрупнение профессиональных областей знаний, разработка мобильной вариативной системы учебных дисциплин профессионального цикла; увеличение в составе содержания обучения внеаудиторных видов деятельности студентов; использование интегративного подхода к формированию содержания обучения;

– применение инновационных технологий подготовки конкурентоспособных специалистов в колледжах технического и педагогического профиля, социальной сферы, с ориентацией на развитие личности студента при их выборе и использовании; широкое применение модульной организации обучения и различных ее модификаций, дающих возможность гибкого и оперативного реагирования на потребности личности и общества;

В ходе работы над проблемой был уточнен смысл понятия «кредитный час» как параметр и инструмент для упорядочения непрерывного образования и обеспечения академической мобильности ввиду сложности и многоаспектности данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его познанию и преобразованию организационно-деятельные условия: создание инфраструктуры в учебном заведении по развитию международного сотрудничества; сбор базы данных учебного заведения в области международных программ и проектов; кадровое обеспечение учебного заведения; наличие договоров о международном сотрудничестве между образовательными учреждениями ближнего и дальнего зарубежья; развитие деятельности региональных центров международного сотрудничества и академической мобильности субъектов образовательного процесса; использование выгодного географического положения, развитость транспортных связей; интернационализация учебных программ; создание системы многоуровневого обучения, решение проблем эквивалентности иностранных дипломов об образовании; интенсивные массовые миграции и формирование мультикультурных сообществ.

Были разработаны научно-методические рекомендации по реализации нормативноправовой базы для создания региональных и межвузовских центров и академической мобильности студентов и преподавателей; предложения по эффективной реализации автономных прав учебных заведений в международных проектах и программах; рекомендации по развитию контактов вузов с международными организациями и фондам, работающими в сфере образования, науки и культуры.

Исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Зарубежный опыт профессиональной подготовки компетентных специалистов — собранный в целостный комплекс и универсальный опыт. Он очень разнообразен, многолик и несводим к единому знаменателю.
  2. Итогом реструктуризации системы профессионального образования в странах США и КНР является создание разноуровневой и многовариантной системы профессионального подготовки компетентных специалистов; в силу преемственности, гибкости и завершенности каждой ступени система профессионального образования позволяет корректировать индивидуальные траектории обучения и вносить изменения в карьеру дипломированных специалистов с учетом их индивидуальных способностей и вместе с тем отвечает потребностям общества в специалистах разной квалификации, оперативно реагирует на изменения в сфере занятости.
  3. В основе современной профессиональной подготовки специалистов технического, педагогического профиля, социальных работников за рубежом лежат следующие принципы: личностной направленности; практической ориентированности; системности обучения; развития образовательных потребностей; активности и самостоятельности; сотрудничества в обучении; единства образовательной, исследовательской и практической деятельности студентов и преподавателей, позволяющий активно влиять на систему подготовки специалистов; преемственности и непрерывности.
  4. Международное сотрудничество профессиональных учебных заведений представляет собой взаимовыгодное и целенаправленное взаимодействие субъектов образовательной и научной деятельности разных стран, нацеленное на обмен интеллектуальными ресурсами (идеи, новые разработки, учебно-методические материалы, технологии), развитие академической мобильности (обмены студентами, преподавательскими составами), а также укрепление межкультурных и деловых связей. Партнерство отечественных и зарубежных ВУЗ и ССУЗ обусловлено развитием общественных потребностей, реализацией демократических и гуманистических идей, проведением современной рыночной политики.

В странах с развитой рыночной экономикой именно через систему образования происходит эффективное перемешивание социальных слоев. Если политика перестала быть тем «социальным лифтом», который позволял претенденту снизу подняться к командным высотам европейского менеджмента, то образование этим лифтом все еще де-факто остается. Более того, образование в европейских странах по-прежнему остается единственным способом повысить социальную статусность субъекта.

Второй уровень проблем — трудности, связанные с информационным барьером. Следующий уровень проблем адаптации — это технологические барьеры: часто имея новые рациональные идеи и предложения по использованию элементов зарубежного опыта, технология его применения чаще всего не подходит к нашим условиям. Изменения же отдельных элементов может привести к несрабатыванию системы в целом.

Наконец, проблемы психологического уровня. В эту группу входят преодоление инерции традиций, нежелание использовать чужой опыт в образовательной сфере и наоборот — излишняя уверенность в том, что все зарубежное лучше нашего.

Рассмотренные в настоящей статье методы обучения и образовательные технологии направлены, прежде всего, на повышение собственной активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Они позволяют перейти от пассивного усвоения знаний студентами к их активному применению в реальных ситуациях профессиональной деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов.

Литература:

  1. Каримов И. А. “Национальная программа по подготовки кадров ”, Т.Узбекистан 1997 г.
  2. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» 17.02.2012 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle