Библиографическое описание:

Леушкина Н. А. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С. 32-35.



Кроме того, что внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, ее целью является достижение личностных и метапредметных результатов [1]. В этом заключается специфика внеурочной деятельности: действительно, если в ходе освоения различных школьных дисциплин достигаются, в первую очередь, предметные результаты, а личностные и метапредметные — опосредованно, то в процессе внеурочной деятельности они становятся во главу угла, так как обучающиеся сами выбирают поле деятельности, которым они хотели бы заняться вне уроков и выбирают его, исходя из своих интересов и потребностей. И, исследуя интересующий их вопрос, не только и не столько узнают что-то новое для себя, сколько учатся анализировать, принимать решение и действовать.

По ФГОС ООО, личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. Сюда же относятся желание приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся, потребность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе [3, с. 24].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучения — регулятивным, познавательным и коммуникативным универсальным учебным действиям [1, с. 7].

Регулятивные УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя поэтапно от осознания цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а также к проведению коррекции.

Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; способность анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД обеспечивают, в том числе, способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности. К ним относятся умения задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; а также умение строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Все вышеназванные метапредметные и личностные результаты освоения ООО в совокупности образуют исследовательскую компетентность обучающихся, формирование которой мы считаем своей основной задачей в рамках организации внеурочной деятельности в федеральном государственном казенном образовательном учреждении «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с учебным планом которого в 2015–2016 году в 5 классе выделен 1 час в неделю на проектно-исследовательскую работу.

По А. В. Хуторскому, исследовательская компетентность рассматривается как «обладание человеком соответствующей исследовательской компетенцией, под которой следует понимать знания как результат познавательной деятельности человека в определённой области науки, методы, методики исследования, которые он должен овладеть, чтобы осуществлять исследовательскую деятельность, а также мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации» [4; С. 327].

Вслед за Е. А. Савчик, мы понимаем под исследовательской компетентностью «совокупность знаний, способностей, навыков и опыта в проведении исследования, получении определенного нового знания, нового интеллектуального продукта, создания нового проекта, нового решения проблемы; качества и умения, которые обучающийся должен проявлять в проведении эффективного исследования любого вопроса» [6].

Исходя из вышесказанного, вопрос организации в образовательном учреждении исследовательской деятельности, а именно формирование исследовательской культуры обучающихся, является крайне актуальным. Исследовательская деятельность, как учебная, так и научная, способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности, так как реализует познавательную потребность человека — одну из самых естественных потребностей. В условиях жизни в информационном обществе наука становится важной составляющей деятельности, формирующей научный стиль мышления.

Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро стоит как перед системой образования в целом, так и перед деятельностью любого образовательного учреждения в связи с необходимостью воспитания будущих специалистов, способных быстро и качественно решать сложные задачи, выдерживать конкуренцию, проявляя свой профессионализм. Исследовательская компетентность становится характеристикой образованного человека: действительно, невозможно в наши дни назвать взрослого человека образованным, если он еще в школе не научился работать с различного рода информацией, выделять проблемы, предлагать и оценивать пути их решения; если он не умеет думать и не имеет опыта защиты своих идей.

На основе классификации, предложенной А. В. Хуторским, мы рассматриваем исследовательскую компетентность как сложную систему (совокупность) разных составляющих ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых и компетенций личностного самосовершенствования [4].

Кратко содержание перечисленных выше компетенций можно изложить таким образом:

  1. ставить цель и планомерно организовывать ее достижение, уметь обосновать выбор цели (целеполагание);
  2. организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей исследовательской деятельности;
  3. уметь задавать вопросы и отыскивать причины явлений;
  4. владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, уметь выделять главное в информационных потоках;
  5. ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения эксперимента, наблюдения или опыта; работать с инструкциями; использовать элементы статистических методов; описывать полученные результаты, формулировать выводы;
  6. выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и информационно-коммуникационных технологий [4].

Исследовательская компетентность формируется поэтапно, комплексно, в течение определенного времени. В свою очередь, исследовательские компетенции школьника могут формироваться различными способами в ходе организации занятий по учебной исследовательской деятельности. Под учебной исследовательской деятельностью учащихся обычно понимают процесс решения ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющим своей целью построение субъективно нового знания.

В учебном исследовании, в отличие от научного исследования или проектной деятельности, важно получение субъективно нового знания, которое в принципе известно и станет новым только для исследователя.

На занятиях в рамках внеурочной деятельности в ФГКОУ УГСВУ МО РФ обучающиеся проводят учебные исследования внутри каждой дисциплины. Преподавателем выбирается общий для всей группы объект исследования, а предмет исследования обучающиеся формулируют самостоятельно в рамках выбранной ими узкой темы.

Так, в 2015–2016 учебном году общей для всех участников учебного исследования была выбрана тема «Говорящая одежда». Далее, в соответствии со своими интересами, суворовцы определили предметами своих исследований надписи на одежде футболистов, пилотов, бойцов спецназа, охранников Тауэра. На первых порах юные исследователи помогали друг другу увидеть проблемы исследований, грамотно обосновать их актуальность, учились оперировать понятиями «гипотеза, объект, предмет».

По всем канонам научного исследования были определены цели и задачи, проведен поиск литературы, для чего суворовцы посещали библиотечный фонд Ульяновского Дворца книги, работали в библиотеке училища, ну и, конечно, учились «отсекать лишнее», работая с источниками в сети Интернет. При этом, каждый понял, как важно правильно оформлять ссылки на литературу, чтобы исследование не стало плагиатом.

Далее информация анализировалась и систематизировалась, делались и обобщались выводы, и, наконец, результаты исследования представлялись на суд общественности в лице собственных одноклассников, воспитателей и преподавателей.

Наш первый опыт организации учебного исследования в рамках внеурочной деятельности позволил нам сделать следующие выводы:

  1. Внеурочная деятельность обучающихся — это возможность формирования исследовательской компетенции, а впоследствии, как утверждают теоретики, и исследовательской компетентности, через организацию учебного исследования обучающихся. Напомним, исследовательская компетентность — это готовность и способность проводить эффективную учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую работу, а также «готовность к самообразованию и самосовершенствованию, соединение исследовательских действий в единое целое, способствующее динамике перехода от исполнительской к творческой деятельности»[5].
  2. Исследовательская компетентность представляет собой взаимосвязанный комплекс определенных компетенций. Она необходима обучающимся как в процессе обучения в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни для эффективного решения насущных проблем 2.
  3. С точки зрения ФГОС ООО, исследовательская компетентность — это совокупность личностных и метапредметных результатов освоения ООО, достижение которых являются целью современного образования.
  4. Процесс формирования исследовательских компетенций в образовательном учреждении должен представлять собой продуманную, целенаправленную систему, рассчитанную на несколько лет и сочетающую в себе различные формы урочной и внеурочной деятельности 2.
  5. Реализация процесса формирования исследовательской компетенции возможна в рамках организации внеурочной деятельности обучающихся, а именно — проектно-исследовательской деятельности.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. // М.: Просвещение, 2011.
  2. Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного школьника // «ДИСКУССИЯ» Политематический журнал научных публикаций. — URL: http://journal-discussion.ru/publication.php?id=157
  3. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
  4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. // Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — С. 327.
  5. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. — 2011. — № 1. — С. 228–232.
  6. Савчик Е. А. Теоретические основы построения модели формирования исследовательской компетентности старших школьников // Вестник ЧГПУ. — 2012. — № 2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle