Библиографическое описание:

Крюкова И. И. Опыт использования КТД во внеурочной деятельности в условиях суворовского военного училища // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С. 30-32.



Человек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества.

Д. И. Менделеев

В современных условиях развития отечественного образования и социально-политических преобразований в гражданском обществе формируется особое многомерное пространство, в котором происходит становление и развитие взрослеющей личности. Федеральный государственный образовательный стандарт (далее по тексту — ФГОС) общего образования создает предпосылки для создания подобного пространства, преодоления стереотипов и неосознанных действий на пути организации воспитания и социализации обучающихся.

Воспитание — одна из основных категорий педагогики, сущность которого проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, обеспечивающее подготовку граждан к общественному труду, формирование их как гармонично развитых индивидов, личностей, субъектов деятельности и индивидуальностей [1].

Во ФГОС второго поколения воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс, охватывающий не только учебную, но и внеурочную деятельности.

Во внеурочной деятельности происходит согласование возможностей и готовности образовательной организации, а именно всех субъектов образовательных отношений (педагогов, воспитателей, обучающихся и их родителей, социальных партнеров), к продуктивному взаимодействию в создании особых условий, развивающих многогранную личность, принимающую и разделяющую социально-значимые ценности гражданского общества.

В новом стандарте сделан акцент на особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Социализация — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В общем смысле социализация является синонимом к «воспитанию» и «адаптации». Это педагогический процесс целенаправленной подготовки растущего человека в качестве полноправного члена общества. В довузовских образовательных учреждениях МО РФ этот процесс осложнён особыми условиями частичной изоляции, унификации стиля поведения в направлении военно-профессиональной ориентации, что является причиной ограниченности социальных связей, как следствие, недостаточной социализированностью.

Учитывая особенности данных образовательных учреждений, можно выделить цель и примерные задачи воспитания и социализации суворовцев.

Цель: создать условия для воспитания духовно-нравственной, интеллектуальной, творческой личности будущего офицера Российской армии с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

Задачи:

− способствовать воспитанию патриотизма, уважения к закону, правам, свободам и обязанностям человека (гражданина), развитию гражданской ответственности к общественным ценностям;

− способствовать формированию осознания себя как личности, определения смысла жизни и её ценности;

− способствовать формированию общечеловеческих норм гражданской морали и культуры общения, честности и ответственности;

− способствовать развитию творческого потенциала суворовцев путем реализации его в различных сферах деятельности для применения в профессиональной подготовке;

− способствовать воспитанию положительного отношения к труду, развитию потребности в творческом труде и здоровом образе жизни.

В соответствии с поставленными задачами, актуальным становится применение методики коллективных творческих дел (КТД) во внеурочной деятельности суворовцев.

Технология КТД предпочтительна тем, что объединяет разные виды деятельности, необходимые в дальнейшей карьере военнослужащего, а также позволят каждому суворовцу проявить свои творческие и организаторские способности и приобрести большой практический опыт.

Родоначальник методики КТД Игорь Петрович Иванов писал: «Каждое коллективное творческое дело — это проявление практической заботы об улучшении обшей жизни, иначе говоря, это система практических действий на общую радость и пользу. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе.

Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач» [2, с. 2].

Во время планирования и организации КТД каждый участник может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. Положительным моментом данной технологии является создание ситуации успеха для всех её участников. В качестве плюсов можно также отметить возможность использования различных форм шефской работы, высокий уровень эффективности которой достигается за счёт равноправного сотрудничества обучающихся различных возрастных групп с целью распространения инновационного опыта, например, профориентационной работы.

Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества, необходимыми для целенаправленного развития у воспитанников целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни и к самим себе, а также для преодоления отрицательных личностных качеств.

Рассмотрим структуру КТД на примере интерактивной профориентационной площадки «Армия — судьба моя!», проведенной в декабре 2015 года на базе роты выпускников ФГКОУ УГСВУ. Мероприятие было организовано с целью создания условий для актуализации процесса профессионального самоопределения суворовцев 5 учебного курса (9 класс), формирования у них личной готовности к самостоятельному и осознанному выбору сферы будущей военно — профессиональной деятельности.

Чтобы рассказать девятиклассникам о многообразии военных вузов и специфике требований, предъявляемых к кандидатам, суворовцы 11 классов усердно готовились, собирая и анализируя информацию. Суворовцы были распределены на команды по названию родов войск. Им предстояло выполнить интересные задания, развивающие профессионально значимые качества, умения и навыки, необходимые для успешного обучения в профильных образовательных учреждениях МО РФ, на спортивном, тактическом, психологическом и профессиональном рубежах. Роль ведущих организаторов на каждом из рубежей исполняли суворовцы выпускного курса. Их личная инициатива по участию в интерактивной площадке позволила поделиться своими стремлениями покорять вершины военного мастерства. Самым сложным оказалось выбрать наиболее значимую информацию о том или ином военном вузе и доступно преподнести её слушателям. Суворовцы ответственно готовились: оформляли место проведения мероприятия, подбирали музыкальное сопровождение, видео сюжеты, агитационные буклеты, интересные задания и готовили информацию для проведения профориентационных этапов.

Важнейшими задачами интерактивной площадки стали не только расширение представления о будущей военно-профессиональной деятельности и повышение внутренней мотивации суворовцев к профессиональному самоопределению, но, главным образом, раскрытие внутренних ресурсов, развитие профессионально-значимых личностных качеств выпускников.

На первой стадии КТД (предварительной работе коллектива) были определены конкретные воспитательные цели и задачи данного КТД. Во время стартовой консультативной беседы организаторы мероприятия увлекли воспитанников перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском оптимального решения о выборе места и времени, участников, а также формы проведения мероприятия и используемых приёмов. Далее был разработан план действий, необходимых для выполнения этих задач, который впоследствии реализовался.

На второй стадии (коллективном планировании) работа проводилась в микроколлективах (микрогруппах), где была определена роль каждого участника (ведущих, модераторов, фотокорреспондентов).

На третьей, самой сложной и ответственной стадии (коллективной подготовке КТД)был создан специальный орган — Совет дела (с выбранным председателем), в который вошли представители от каждого микроколлектива. В ходе подготовки профориентационной площадки было выполнено:

− оформление «рубежей» (этапов);

− подбор музыкального сопровождения и видеосюжетов;

− выбор агитационных буклетов, интересных заданий;

− подготовка информации для проведения профориентационных этапов-рубежей.

Ценность данной стадии заключалась в применении суворовцами не только опыта, полученного во время коллективного планирования, но и тех знаний, умений, навыков, усвоенных ими в учебном процессе и накопленных ранее во внеучебное время, что явилось устойчивой мотивацией к развитию положительных личностных качеств и преодолению отрицательных.

На четвертой стадии (проведении КТД) претворилось в жизнь все, что было задумано. Длительность мероприятия составила 50 минут. Благоприятному микроклимату способствовало создание психологического комфорта для всех участников дела.

На пятой стадии (коллективном подведении итогов КТД) каждый суворовец участвовал в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, его сравнительном анализе и оценке, извлечении уроков на будущее.

Проведённое мероприятие вызвало живой интерес, как у участников, так и у его организаторов, о чём свидетельствовали многочисленные положительные отзывы суворовцев.

На шестой стадии (стадии ближайшего последействия КТД)были проанализированы выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы.

Проведённое мероприятие способствовало утверждению суворовцами выпускного курса своего профессионального выбора, а суворовцам пятого курса позволило глубже погрузиться в разнообразие мира военных профессий, соотнеся свои желания и возможности.

К видам КТД, часто используемым в личной практике внеурочной деятельности с суворовцами, можно отнести также военно-патриотические инновационные проекты, выпуски боевых листков, тематических стенных газет и коллажей, трудовые десанты в рамках благотворительной шефской помощи различным социальным организациям города и области и др.

Стоит отметить огромное влияние КТД на сплочение суворовского коллектива, формирование кадетского братства и развитие личности каждого воспитанника. Это как нельзя лучше отвечает требованиям ФГОС нового поколения, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и сотрудничеством, мечтой и радостью жизни, где ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Важность проведения любого коллективного творческого дела состоит в получении воспитанниками ценного опыта, накопленного при его планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов с целью перспективного применения в дальнейшей жизни.

Литература:

1. Богодушко О. Н. Использование КТД во внеурочной деятельности при реализации ФГОС // Педпортал. URL: http://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/ispolzovanie-ktd-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-pri-realizacii-fgos-907842 (дата обращения: 4.04.2016).

2. Иванов И. П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников // Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика. URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/bibivaktd.html (дата обращения: 6.04.2016).

3. Казурова О. Ю. Адаптация и социализация довузовской молодёжи // Вестник ВолГУ. — 2005. — № 4. — С. 99–103.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle