Библиографическое описание:

Дегтярева И. В. Использование технологии критического мышления в обучении смысловому чтению // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С. 13-16.



Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

Коменский Я.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования наряду с другими определяют задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В современном обществе негативной тенденцией является снижение интереса к чтению и, как следствие, уровня читательской компетенции. Вместе с тем в мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в её отборе, понимании, хранении и передаче. Поэтому создание условий для развития читательской грамотности обучающихся, формирование речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений обучающихся, повышение уровня их речевой культуры — это перспективная цель современного учителя, который формирует у учащихся умение работать с текстами на бумажных и электронных носителях.

Чтение — это фундамент всех образовательных результатов, обозначенных во ФГОС. Навык чтения — явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Техническая:

− способ чтения,

− темп чтения,

− правильность чтения,

− выразительность.

Смысловая:

− понимание содержания и смысла читаемого,

− умение оценивать и интерпретировать прочитанное.

У начинающего чтеца преобладает техническая сторона, а у опытного — смысловая. Формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию — это задача не только учителя русского языка и литературы, но и всех преподавателей, потому что от этого зависит успех обучающегося по любому предмету, даже по изобразительному искусству и физкультуре. Чтение — это фундамент всех УУД и предметных действий, так как формирование читательской компетентности происходит на всех учебных предметах.

Работа с текстом в 5 классах предполагает развитие следующих универсальных учебных действий:

− определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст;

− ориентироваться в структуре текста;

− видеть и понимать используемые в тексте языковые средства;

− составлять план (простой и сложный);

− определять тип и стиль речи;

− самостоятельно строить высказывание (на основе творческого пересказа);

− подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи;

− извлекать нужную информацию из текста;

− анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте;

− выразительно читать;

− пользоваться разными видами чтения;

− отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

− слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

− понимать вопросы учителя, давать на них ответы, самим задавать вопросы;

− распределять роли в группе, договариваться друг с другом;

− осуществлять информационную переработку текста.

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.Владение смысловым чтением — это метапредметное умение, которое затрагивает как учебную деятельность обучающихся, так и их повседневную жизнь, потому что тесно связано с формированием их информационной культуры.

Стратегии смыслового чтения:

  1. поиск информации и понимание прочитанного;
  2. преобразование и интерпретация информации;
  3. оценка информации.

Существует множество педагогических технологий, которые используют учителя на своих уроках и во внеурочной деятельности. В работе над смысловым чтением рекомендуется использование технологии критического мышления. Рассмотрим значение слова «критика» в Большой советской энциклопедии [1].

«Критика (от греч. kritike — искусство разбирать, судить), 1) разбор (анализ) чего-нибудь с целью дать оценку; 2) отрицательное суждение о чём-нибудь, указание недостатков; 3) научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста)».

По мнению Дэвида Клустера, профессора, преподавателя американской литературы Хоуп-колледжа, Холланд, штата Мичиган, США, критическое мышление включает в себя пять составляющих [2]:

  1. это мышление самостоятельное, индивидуальное;
  2. извлеченная из текста информация является отправным, а не конечным пунктом;
  3. «критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить»;
  4. должно стремиться к убедительной аргументации;
  5. критическое мышление — явление социальное, так как основывается на личном опыте читателя, на его умении выслушать другую точку зрения.

Технологиякритического мышления формирует у учащихся образовательные мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала. Способствует развитию информационной грамотности и социальной компетентности. В младшем школьном возрасте помогает учителю переключить ученика с внешней атрибутики на собственно учебную деятельность посредством вовлечения в процесс поиска знаний. Подростковый возраст характеризуется развитием межличностного общения, навыков парной, групповой и коллективной деятельности. Обучающиеся дают самооценку и показывают усвоение норм социальной жизни.

Приемы работы стекстами по технологии критического мышления (из опыта работы).

На занятиях смыслового чтения используются тексты разных стилей и разной степени сложности. Вначале — речевая разминка с помощью скороговорок, потом приступаем к работе над текстом. Есть общее правило для всех занятий — в тексте не должно быть непонятных слов, поэтому работа со словарем — это один из важных этапов работы над текстом. Учащиеся любят самостоятельно работать с толковыми словарями и дополнительными источниками информации.

«Что скрывается за строчками текста?»

В разработке урока «Учимся читать и понимать художественный текст. «Медленное» чтение поэтического текста (по произведению А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит»)» Ясинская С. Г. 5 предлагает интересную форму анализа поэтического текста, которую я опробовала на занятии смыслового чтения.

Мы играли в следователей, раскрывающих преступление на основе стихотворения А. С. Пушкина. Исследование произведения проводилось по разным направлениям: рисовали карту стихотворения, пересказывали его в прозе, работали со словарем, обращались за помощью к консультантам. Небольшое произведение А. С. Пушкина позволило сделать неожиданные выводы суворовцам после того, как была расшифрована вся информация. Результатами работы были довольны все. Таким образом, чтобы повысить мотивацию обучающихся к смысловому чтению, можно подобрать текст, расшифровка которого ведет к неожиданным выводам. Самое главное, схитрить и сделать так, чтобы все лавры успеха достались активным и внимательным чтецам.

«Учимся задавать вопросы».

Перед суворовцами ставится задача: после самостоятельного прочтения текста составить к нему вопросы. Выполняют задание в группах:

1 группа — вопросы по содержанию текста (Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило?);

2 группа — вопросы, объясняющие (Почему? Зачем? Что из этого получилось?)

На этапе проверки задания суворовцы, отвечая на вопросы команды-противника, воспроизводят текст и интерпретируют информацию, извлеченную из него. Пятиклассники отмечают, что правильно составлять вопросы труднее, чем на них отвечать.

Несложный материал по природоведению или истории можно тоже предложить для самостоятельного изучения, используя прием составления вопросов и определения выводов из прочитанного текста.

«Понимание смысла поэтического текста».

Понимание смысла поэтического текста не всегда удается обучающимся. В стихотворении нет четкой сюжетной линии. Что же хотел сказать нам автор? Рифма и ритм увлекают читателей, а смысл уходит на второй план. Но не хочется превращать занятия смыслового чтения в традиционный урок литературы, поэтому применяю небольшую хитрость. Вся работа проводится в группах. Выделяем несколько этапов.

Первый этап: учащиеся самостоятельно читают текст про себя и вслух и выделяют ключевые слова (лучше выполнять это задание в парах).

Второй этап: по толковому словарю определяют значения непонятных слов.

Третий этап: (понимание содержания) с опорой на ключевые слова пробуют перестроить стихотворение в прозаическую форму так, чтобы получился связный текст. Текст записывают и редактируют.

Третий этап: определяют настроение автора и его отношение к происходящему с помощью средств выразительности речи. Оформляют свои находки письменно.

Четвертый этап: выступление суворовцев (выразительное чтение стихотворения, словарная работа, пересказ в прозе, определение авторской позиции.

Данный вид работы вызывает затруднения у пятиклассников, только отдельные суворовцы могут самостоятельно справляться с такой задачей. Зато я, как учитель литературы, понимаю, что это маленькие шажки в работе над сочинением по лирическому произведению.

«Нарушение логических цепочек».

Первый вариант: суворовцам предлагается текст для редактирования, в котором намеренно нарушены логические связи, их нужно восстановить. В качестве текста может быть предложен алгоритм выполнения грамматических разборов или решения математической задачи. Работу интереснее выполнить при помощи ножниц и клея. После восстановления логических цепочек учащиеся обосновывают порядок действий, применяя правила.

Второй вариант: дан план текста с нарушенной последовательностью пунктов. После самостоятельного прочтения текста суворовцы должны расположить пункты в соответствии с содержанием текста. Ответ записывают последовательностью цифр.

«Использование схем ирисунков».

Этот прием известный, многие составляют опорные конспекты по изученному материалу, чтобы легче его было запомнить. С помощью кластеров и рисунков можно зашифровать текст и наоборот обобщить изученный материал. Лучший вариант — самостоятельное составление кластеров, схем или рисунков самими суворовцами.

«SMS-сообщение».

После прочтения текста написать SMS-сообщение учителю, передающее тему текста и его основную мысль.

«Ключевые слова».

На стадии вызова преподаватель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание темы. Обучающимся предлагается подобрать ключевые, опорные слова или фразы в тексте — по их прогнозу, который будет изучаться впоследствии. Суворовцы самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью, потом комментируют записанное.

Ключевые слова

Цитаты из текста

Комментарии

До прочтения

1…

2…

3…

Во время чтения

1…

2…

3…

Общие рекомендации ворганизации работы над смысловым чтением

  1. Ставить перед учащимися конкретные задачи при работе над текстом для выбора вида чтения: обзорного, изучающего или выборочного.
  2. Помнить, что в тексте не должно быть незнакомых слов, с этой целью использовать толковые словари или Интернет-ресурсы.
  3. Помнить, что формирование навыков смыслового чтения у обучающихся будет устойчивым, если преподаватель организует работу в системе, а не единично.

Литература:

  1. Значение слова КРИТИКА в Большой советской энциклопедии // Большая советская энциклопедия. URL: http://slovar.cc/enc/bse/2008985.html (дата обращения: 6.04.2016).
  2. Клустер Д. Что такое критическое мышление?  Русский язык. — 2002. — № 29. — URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902 (дата обращения: 6.04.2016).
  3. Козленко Л. Н. Современный подход к формированию навыка смыслового чтения  Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/632538/ (дата обращения: 6.04.2016).
  4. Образовательная программа основного общего образования  Официальный сайт ФГКОУ «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации». URL: http://ulgsvu.ru/docs/op_5kl.pdf (дата обращения: 6.04.2016).
  5. Ясинская С. Г. Учимся читать и понимать художественный текст. «Медленное» чтение поэтического текста  Учителю.net: электрон. журн. URL: http://uchitelu.net/media/341 (дата обращения: 6.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle