Библиографическое описание:

Ведьманов О. Н. Опыт организации внеурочной проектно-исследовательской деятельности социальной направленности «Родина патриота» // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С. 4-9.



Если ученик не научился сам ничего творить,

то в жизни он будет только подражать, копировать».

Л. Н. Толстой

В настоящее время для суворовских военных училищ основной задачей является воспитание ответственного, инициативного, компетентного, высоконравственного гражданина России, патриота своего Отечества, ориентированного на овладение профессией офицера ВС РФ, будущего военного профессионала. Образовательный процесс в суворовском военном училище способствует формированию у обучающегося, в соответствии с поставленной задачей, системы ценностей, позволяющей ему стать тем самым гражданином и патриотом.

Известно, что новый Федеральный государственный стандарт общего образования фиксирует особый тип образовательных результатов — личностных, напрямую связанных с социализацией учащихся. Социализация рассматривается как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение и результатом этого процесса должен стать социальный опыт ребенка. Однако специфика суворовских военных училищ, а именно длительное пребывание воспитанников на полном государственном обеспечении в искусственно созданных условиях учебного заведения интернатного типа, накладывают свой отпечаток. Обучающимся СВУ свойственно однообразие и унификация стилей поведения, ограниченность социальных связей, оторванность от родителей и недостаток семейного воспитания, что зачастую приводит к недостаточной социализированности личности. Между тем личностное становление подростка требует его активного включения в процесс самостоятельного приобретения социального опыта и освоения социальных отношений.

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения, воспитание в школе должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми социально значимых ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Согласно стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание и социализация рассматриваются как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.

Анализ психолого-педагогической, методической литературы и документов по проблемам социального опыта обучающихся позволил нам сформулировать задачи воспитания и социализации суворовцев:

− формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

− принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

− формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

− осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

− формирование патриотизма и гражданской солидарности;

− развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

− формирование отношения к семье как к основе общества;

− формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

В совокупности все эти задачи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Одной из основных задач воспитания и социализации суворовцев является формирование патриотизма и гражданственности как нравственных категорий.

Формы и методы воспитательной работы, которые могут использоваться для формирования патриотизма и гражданственностиобучающихся, очень разнообразны.Но очевидно, что в условиях внедрения ФГОС актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у суворовцев навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Всем этим требованиям отвечают проектные методы воспитания. Нам хотелось бы поделиться опытом проектно-исследовательской работы «Родина патриота».

В январе 2015 года суворовцы 1 взвода 6 роты Ульяновского гвардейского суворовского военного училища МО РФ на открытом классном часе начали работу над своим проектом-исследованием.

Цель проектно–исследовательской работы: воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры, патриота и гражданина.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Через систему мероприятий, формировать нравственные качества суворовцев: искренность, достоинство, ответственность, готовность к служению Родине.
  2. Через изучение истории и культуры — формировать чувство любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа и народов других стран.
  3. Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными подвигами своих предков и земляков — воспитывать уважение к истории, сохранение и приумножение традиций.

Исследовательский проект проводится с 2015 по 2016гг. и включает четыре этапа.

Первый этап (январь-март 2015 г.) — предусматривает теоретический анализ исторической, психолого-педагогической литературы по проблеме проекта. На данном этапе ребятами были сформулированы тема, цели, задачи, гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат.

Воспитателем разработана программа педагогического эксперимента, позволяющего увидеть достаточно полную картину, ясно представить себе на каком уровне сформированности патриотизма и гражданственности находятся суворовцы.

Второй этап (апрель 2015 — ноябрь 2015 гг.) предусматривает проведение практической деятельности по выполнению проектно-исследовательской работы.

Третий этап (декабрь 2015 г. — апрель 2016 г.) предусматривает оформление результатов выполненного проекта, завершением создания продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Четвертый этап (апрель-май 2016 гг.) оформление результатов работы.

Педагогом на данном этапе проводится подведение итогов формирования и развития у суворовцев личностных качеств патриотизма и гражданственности в соответствии с программой педагогического эксперимента.

В ходе практической деятельности по выполнению проектно-исследовательской работы суворовцами 1 взвода 6 роты УГСВУ были спланированы и реализованы следующие мероприятия:

  1. В феврале 2015 года проведена акция по опросу жителей на улицах города Ульяновска, носящих имя героев ульяновцев — участников Великой Отечественной войны. Всем участникам опроса были заданы следующие вопросы: Знаете ли Вы, чьё имя носит данная улица? Кто этот человек и чем знаменит?

Рис. 1. Опрос жителей на улицах города Ульяновска

Результаты опроса обескуражили ребят и во многом определили направление деятельности взвода по реализации проекта. Выяснилось, что 64 % опрошенных о героях — ульяновцах, чьи имена носят улицы, на которых они живут, не знают ничего. Ещё 27 % «что-то слышали», и лишь 9 % знают о ком и о чём идёт речь.

Суворовцы задали себе вопрос: «А что мы, 1 взвод 6 роты УГСВУ, можем сделать для того, чтобы не только самим получить возможность проявить свои патриотические качества, но и помочь людям стать ближе к своей малой Родине? Какие реальные шаги мы можем предпринять?».

  1. В феврале 2015 года на классном часе мы с суворовцами составили план, где описали конкретные шаги, которые наша команда готова реализовать:

− более глубоко изучить материал по героям-ульяновцам (отработать исследовательский проект);

− спланировать и реализовать работу непосредственно на улицах (листовки, встречи);

− осуществить экскурсии на родину героев;

− организовать работу с органами власти по популяризации имен ульяновцев (билборды, памятные доски, публикации).

Намеченные мероприятия вошли в план общих мероприятий в рамках взводного исследовательского проекта «Родина героя».

Суворовцы на классном часе сами изучили биографии героев ульяновцев и составили по ним информационные открытки.

  1. В марте 2015 года обучающиеся провели акцию по раздаче данных информационных листов жителям улиц, носящих имена героев-ульяновцев.

Такого рода акции побуждают суворовцев к самостоятельному общественному действию в открытом социуме, за пределами училища, к взаимодействию с другими, незнакомыми людьми, которые вовсе не обязательно положительно к ним настроены.

И, в общем-то, ребята показали себя с лучшей стороны — были активны, проявляли инициативу и интерес, достаточно легко и живо общались с совершенно незнакомыми людьми. Мы уверены, что так обучающиеся действительно становятся (а не просто узнает о том, как стать) социальными деятелями.

Рис. 2. Раздача информационных листков

  1. 28 апреля 2015 года в рамках проекта в МОУ СОШ № 53 г. Ульяновска нашими ребятами была проведена просветительская акция «Улицы героев Ульяновской земли», посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Рис. 3. Акция «Улицы героев Ульяновской земли» в МОУ СОШ № 53 г. Ульяновска

  1. В октябре 2015 года творческая группа суворовцев отправилась на родину одного из героев проекта Марии Мусоровой и посетила МБОУ СШ № 9 г. Димитровграда. В учебном заведении создан музей первой советской школы г. Мелекесса, собраны архивные данные, посвященные жизни и подвигу Марии Федоровны. У ребят появилась возможность поработать с настоящими архивными документами. Также они посетили памятник М. Мусоровой, установленный на центральной улице г. Димитровграда. Суворовцы отдали дань уважения подвигу неизвестного героя Великой Отечественной войны Марии Федоровны Мусоровой.

Рис. 4. На родине М. Ф. Мусоровой

  1. В ноябре 2015 года суворовцы взвода в составе исследовательской группы посетили село Вышки Ульяновского района Ульяновской области — родину Героя Советского Союза Андрея Васильевича Шигаева.

Заведующий Вышкинской сельской библиотекой, заслуженный работник культуры Российской Федерации Софронов Виктор Петрович рассказал множество интересных фактов о жизни и подвиге Шигаева, познакомил с архивными документами. Имя Героя носит Вышкинская школа и улицы в городе Ульяновске. В родном селе Вышки на аллее Славы установлен бронзовый бюст героя.

Рис. 5. На родине А. В. Шигаева

  1. В декабре 2015 года в День героев Отечества в клубе училища суворовцами взвода была проведена презентация некоторых итогов своего взводного исследовательского проекта перед всем личным составом училища.

Рис. 6. Презентация некоторых итогов проекта

Данное мероприятие вызвало достаточно большой интерес у суворовцев других учебных курсов училища. Обучающиеся младших курсов очень живо реагировали на рассказ своих старших товарищей о героях — ульяновцах, задавали вопросы.

В апреле мы планируем постить село Луговое Ульяновского района Ульяновской области — родину Героя Советского Союза Хваткова Михаила Петровича, поработать с архивом школьного музея.

На сегодняшний день есть определенные договорённости по встрече суворовцев с главой администрации Заволжского района города Ульяновска Н. Х. Юмакуловым, на которой ребята планируют обсудить работу по популяризации имен героев-ульяновцев. Сейчас суворовцы взвода готовят материал для этой встречи.

Несмотря на то, что взводный исследовательский проект «Родина героя» еще не закончен, уже сейчас можно подвести его предварительные итоги:

  1. Выполнение проекта демонстрирует возрастание интереса и вовлеченности в работу суворовцев по мере ее выполнения,позволяет им учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение обучающимся, использующим продукт своего труда.
  2. Умения, нарабатываемые суворовцами в процессе работа над проектом, формируют осмысленное и целенаправленное выполнение важных умственных и практических действий. Таким образом, формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций.

Весь собранный и изученный материал по героическим землякям, чьи имена носят улицы Ульяновска, ребята планируют обобщить и оформить в «Альбом памяти», который они очень хотят передать следующему поколению 6 роты УГСВУ для продолжения работы над ним.

Поэтому данный исследовательский проект станет фундаментом для разработки программы гражданско-патриотического воспитания, которую мы, согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, планируем реализовать с обучающимися 1 курса.

Мы все очень надеемся, что это пробудит у суворовцев 1 курса интерес к изучению героической истории нашего народа и нашей малой родины — Ульяновской земли.

Мы прекрасно осознаем, что продолжать исследовательский проект, начатый учениками 10 и 11 класса, ученикам 5 класса просто не под силу. И мы не вправе ждать от них получения какого-то опыта самостоятельного общественного действия, как от старшеклассников. Но мы надеемся, что он побудит ребят младших курсов к опыту переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностному отношению к социальной реальности в целом, получению ими практических подтверждений приобретенных в начальной школе социальных знаний.

Литература:

  1. Белых С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68–74.
  2. Леонтович А. В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 112–116.
  3. Крылова Н. Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/82/c3
  4. Дегтярёва С. Б., Лазаревская Т. А. Расширение границ социального опыта воспитанников СВУ как необходимое условие их успешной социализации // Формирование деятельностного социального опыта у воспитанников довузовских образовательных организаций Министерства обороны: материалы V Всероссийской научно-практической конференции педагогов общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации в 2-х частях. — СПб.: Политехника-сервис, 2015. — С. 78–83.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle