Библиографическое описание:

Агеева И. В. Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С. 1-4.



Современное общество является информационным обществом: на первое место выходят каналы письменной коммуникации, компьютеризация приводит к переводу текстов на электронные носители, появляются устойчивые связи между качеством чтения и качеством образования, происходит расширение «ролей» чтения в образовании и жизнедеятельности человека, смена модели чтения требует смены методик обучения чтению и приобщения к чтению.

Современный мир и информационное общество предъявляют к молодому поколению новые требования — умение ориентироваться в бесконечном информационном пространстве и необходимость владеть инструментом освоения этого пространства — стратегиями работы с различными текстами. Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе «умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения».2, 6

В Федеральном государственном образовательном стандарте речь идёт уже не о навыке чтения, а о формировании читательской компетентности. В соответствии со структурой понятия «компетентность», предложенной Хуторским А. В., в неё входят ценностно-целевая, информационная, деятельностная и опытная компоненты 1. Таким образом подчёркивается важность не только получения знаний, умений и навыков, но и обретения опыта их применения при решении ситуативных задач, достижение результата, наконец, формирование мотивов деятельности, осознание и принятие её ценности.

Ведущая роль в обеспечении социально необходимого уровня читательской компетентности принадлежит образовательным учреждениям. Это тем более важно, что формирование читательской компетентности лежит в основе изучения всех предметов в основной школе. В Ульяновском ГСВУ это одно из важных направлений работы по развитию универсальных учебных действий, которое предполагает создание условий, задействующих потенциал всех компонентов социокультурного пространства училища: базовый учебный процесс, систему воспитательной работы, дополнительное образование, самообразование.

Цель работы в рамках данного направления, определённая в основной образовательной программе Ульяновского ГСВУ, — формирование способности суворовцев понимать письменные тексты различных видов, размышлять о них, оценивать их смысл и значение и использовать для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Развитие УУД реализуется через компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:

− приобретение суворовцами знаний о существующих стратегиях смыслового чтения, способах сбора, хранения, преобразования информации, приёмах осмысления прочитанного;

− освоение суворовцами читательской компетенции как умения работать с текстом, а именно находить, преобразовывать, интерпретировать и оценивать информацию и понимать прочитанное;

− выявление читательских предпочтений суворовцев, с целью создания базы текстов, привлекательных для разных возрастных групп суворовцев;

− построение в училище единой читательской среды;

− внедрение системы оценки достижений в рамках работы с текстом;

− подготовка педагогических кадров для обучения суворовцев стратегиям смыслового чтения.

Встраивание данного направления развития УУД в образовательную деятельность училища происходит за счет объединения всего педагогического коллектива. Каждый педагогический работник, а также сотрудник библиотеки становится «учителем чтения». Для этого важно, чтобы престиж чтения поддерживался на всех уровнях учебно-воспитательного процесса. Приоритет чтения в учебной деятельности должен быть обеспечен отношением к чтению преподавателей, воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, руководства училища. Определение формирования мотивации к чтению как ключевой задачи в работе каждого педагогического работника — залог успешной и эффективной учёбы каждого суворовца.

Одним из успешных примеров реализации данного механизма формирования читательской компетентности можно считать проведение в Ульяновском ГСВУ метапредметной недели «Читать не вредно, вредно не читать».

Идея была заимствована из проекта, который реализует Московский институт открытого образования. Проект метапредметной читательской конференции был изменён в соответствии с целями и задачами нашего училища: во многом изменена структура всего проекта, суть заданий, способы организации соревнования.

За месяц до начала недели были сформированы 2 межвозрастные команды, в состав каждой из которых вошли суворовцы с 5 по 10 класс, преподаватель, воспитатели, педагог-организатор, педагог-психолог.

Педагоги-психологи провели тренинги командообразования. Командам были даны задания, успешность выполнения которых повышала рейтинг: каждой возрастной категории — прочитать соответствующее литературное произведение, выполнить коллективное задание — подготовить живую рекламу «Читайте книги» и в группах подготовить презентацию «Книга, которую стоит прочитать».

5 дней недели — это 5 стадий развития.

Первый день — мотивационный. В этот день стартовали 2 акции: работников УГСВУ «Любимые книги — суворовцам» преподаватели, воспитатели, другие работники училища собрали около 200 книг, подписали их, рекомендуя обязательно прочитать, и подарили ребятам. Книги были выставлены в рекреациях учебного корпуса и в считанные минуты разошлись. И вторая акция суворовцев и работников училища «Вылечи меня. Твоя книга», которая проходила в течение недели в библиотеке и позволила привести в порядок изношенные книжки.

На открытии недели команды представили свои выступления, в которых были и результаты соцопроса, и эксперименты, суть которых сводилась к тому, что без книг в современном мире не обойтись. Оценку выступлениям команд дали зрители — суворовцы, преподаватели, воспитатели, командование училища с помощью фишек. Таким образом оценивалось большинство заданий недели.

В этот день команды также приняли участие в мастер-классе по подготовке к конкурсу плакатов-мотиваторов «Книга — моя территория», который провели преподаватели информатики и русского языка и литературы. Участники мастер-класса познакомились с требованиями к созданию мотиватора, потренировались в умении презентовать готовый продукт.

Во второй день — конкурсный — реклама книг перешла во вторую стадию. В каждой роте прошли презентации книг, которые стоит прочитать. Преподавателям тоже досталась нелёгкая задача — они представляли на суд суворовцев вопросы и задания по книге В. Распутина «Уроки французского».

Особый интерес суворовцев вызвало основное мероприятие третьего дня — дня приключений — литературный квест — это один из вариантов игры-поиска. Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями прочитанных книг. Мы остановились на этой форме деятельности, потому что суворовцы — это мальчишки, которые любят приключения, детективы, любят разгадывать загадки, решать кроссворды. Сегодня они только мальчишки, а завтра офицеры, принимающие решения и несущие ответственность не только за себя, но и за других, поэтому квест как форма деятельности оказался очень близок нашим воспитанникам.

На старте команды получили маршрутные листы, при помощи которых они передвигались. В каждой группе был свой маршрут. «Точки» на маршруте были зашифрованы.

Маршрутный лист служил и листом оценивания, где были указаны критерии оценки команды. Мы ориентировались на предметные и метапредметные результаты.

Чтобы определить, где расположена следующая точка маршрута, команда должна была сканировать QR-код, прочитать получившийся текст и догадаться, о каком месте училища идёт речь.

На точке маршрута ребята должны были сначала определить произведение, о котором будут заданы вопросы, а затем приступали к выполнению заданий.

После прохождения маршрута участники возвращались в отправную точку, где заполняли на интерактивной доске сводную ведомость. На каждой точке маршрута оценивалась работа суворовцев по трём критериям:

− умение работать в группе (слаженность, умение договариваться),

− правильность ответа,

− культура общения.

Площадкой квеста была вся территория училища.

В четвёртый день — созидательный — команды создавали плакат-мотиватор. Основные азы этого процесса они постигали в первый день недели. Но тут задание было усложнено. Надпись-слоган команды получили один и тот же, нужно было придумать и создать фото с участием всей команды, которое отражало бы содержание слогана. Затем работу нужно было презентовать. И всё в сжатые сроки — просрочка времени каралась штрафом. Поскольку каждый балл был на счету, опозданий не было.

В последний день — рефлексивный — в коридорах учебного корпуса развернулась выставка фотографий участников команд. Это было ещё одним заданием — осветить события наилучшим образом. А в конце дня на рефлексивном кругу коллективы команд обменялись впечатлениями от проведённых мероприятий, оценили свой вклад в общий успех и вклад товарищей, определили свои личностные приобретения за период общения в рамках недели.

В результате все участники недели приобрели очень многое: взрослые познакомились друг с другом, иначе оценили своих суворовцев, ребята приобрели новых друзей, заразились чтением и научились, определять лидеров, поддерживать друг друга. И, наконец, главное. В эпоху внедрения стандартов мы говорим о важности личностных результатов. Например, усвоении обучающимися определённых нравственных ценностей. Этот процесс наилучшим образом идёт в ситуации совместного взросло-детского творчества, когда взрослый товарищ демонстрирует человеческие качества в коллективной работе, а младший следует его примеру, видя эффективность этой работы.

Литература:

  1. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. // А. В. Хуторской. Персональный сайт. URL: http://www.khutorskoy.ru/books/2008/A. V. Khutorskoy_L. N. Khutorskaya_Compet.pdf (дата обращения: 5.04.2016).
  2. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. Общие подходы. // Центр оценки качества образования. URL: http://www.centeroko.ru/pisa/pisa_pub.htm (дата обращения: 5.04.2016).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения ООО // Минобрнауки.рф. URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 5.04.2016).
  4. ФГОС: Основное общее образование // Минобрнауки.рф. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 5.04.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle