Библиографическое описание:

Макарова О. В., Нестеренко А. Р. Особенности учета расходов на ремонт основных средств на примере ФГУП РК КМП «Керченская паромная переправа» // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 583-587.



Актуальность темы исследования. Внаши дни российская экономика сталкивается с проблемами, которые уходят еще в советское время и до сих пор не были решены за годы реформ. Одной из наиболее острых проблем, по мнению экспертов, является износ основных фондов. Актуальность данного вопроса заключается в том, что основные производственные фонды во многом определяют материально-техническую основу производственного потенциала предприятия, отрасли и экономики в целом. Существенной причиной снижения темпов экономического развития является прогрессирующий процесс физического и морального старения оборудования. Устаревание основных средств приводит к целому ряду существенных последствий — моральный износ снижает конкурентоспособность продукции, а физический износ не только не позволяет увеличить объем производства, но и выступает в качестве источника техногенных катастроф. Результатом сокращения инвестиций в основной капитал предприятий стала возросшая степень износа основных производственных фондов и ухудшение их возрастной структуры.

Целью статьи является обоснование необходимости создания на предприятии ремонтного фонда и порядок отражения его использования в учете.

Основной материал. Впроцессе эксплуатации собственные или арендованные основные средства организация должна поддерживать в исправном состоянии, так как они постоянно изнашиваются, а иногда и совсем выходят из строя. Если причиной этого стала поломка отдельных деталей и узлов, то у организации не возникает необходимости в покупке новых основных средств, достаточно их восстановить. Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции (п. 26 ПБУ 6/01 [1] и п. 66 Методических указаний № 91н [2]).

Ремонт -это замена выбывших из строя частей, деталей на новые, при этом функции основного средства не меняются, (то есть не расширяются и не увеличиваются его возможности и не улучшаются технические данные).

В зависимости от объема и периодичности выполняемых работ различают три вида ремонта: текущий, средний и капитальный.

Основная задача текущего ремонта — профилактическая. Его проводят, чтобы предохранить транспортные средства от преждевременного физического износа. Обычно такие ремонты производят систематически, например раз в квартал.

Средний ремонт делается с той же целью, что и текущий: он нужен, чтобы основные средства не изнашивались раньше времени. Отличие среднего ремонта от текущего в том, что он производится реже, как правило, раз в год. При этом в ремонтируемом объекте заменяется часть основных деталей.

При капитальном ремонте, как правило, производится замена или восстановление изношенных деталей, конструкций, узлов на новые, ремонт базовых и корпусных деталей, сборка и регулирование агрегата и в некоторых случаях его испытание. Данный ремонт производится, чтобы восстановить функционирование объекта основных средств. Как правило, такой ремонт производят не чаще одного раза в несколько лет.

Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным способом (силами самой организации) или подрядным способом (силами сторонних организаций).

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объекта основных средств [1].

В настоящее время в условиях проведения рыночных преобразований у организаций изменился порядок финансирования ремонта объектов основных средств. Они самостоятельно определяют общие объемы ремонтных работ и их структуру по видам. План ремонта составляется на год в целом по организации на основе сметно-финансовых расчетов по ремонту отдельных объектов с учетом действующих норм, цен, тарифов и утверждается руководителем организации.

Все организации независимо от подчиненности и форм собственности включают расходы на все виды ремонта объектов основных средств в состав затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг. Но организациям дано право самостоятельно выбирать способ отнесения на себестоимость затрат на ремонт.

При первом способе организации могут включать в себестоимость фактические затраты на проведение ремонта непосредственно после его осуществления. Однако данный способ имеет ряд недостатков — если у организации возникают сезонные колебания в проведении ремонтных работ, то у нее буду значительные колебания в себестоимости по отдельным периодам, это усложнит расчет прибыли и определение платежей в бюджет.

Второй способ заключается в создании ремонтного фонда, то есть резерве денежных средств. На основе технико-экономических расчетов определяют общий объем ремонтных работ и норму формирования ремонтного фонда. Нормы отчислений в ремонтный фонд должны учитывать и затраты на модернизацию оборудования, если она не проводится при реконструкции и техническом перевооружении. В этом случае затраты по модернизации объектов основного капитала покрываются за счет источников финансирования прямых инвестиций. На основе утвержденных норм организации ежемесячно проводят начисление ремонтного фонда и включают его в себестоимость равными долями, расходование же средств из этого фонда происходит по мере необходимости. Это вносит определенную стабильность в формирование затрат на производство и реализацию продукции и прибыли организации.

Третий способ подразумевает в случае необходимости относить фактические затраты по ремонту объектов основного капитала на расходы будущих периодов с последующим их ежемесячным списанием на производственные затраты.

Финансирование всех видов ремонта непроизводственных элементов основного капитала проводится из прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. Порядок финансирования ремонта зависит от способа его проведения. При выполнении ремонтных работ подрядным способом расчеты между подрядчиком и заказчиком проводятся за законченные этапы работ или объект в целом. Расчеты по ремонту, осуществляемому хозяйственным способом, проводятся по отдельным элементам затрат.

Необходимость, порядок создания и использования ремонтного фонда рассмотрим на примере действующей организации ФГУП РК КМП «Керченская паромная переправа».

ФГУП РК КМП «Керченская паромная переправа» является транспортной организацией, которая выполняет перевозку через Керченский проливпассажиров, автомобилей и железнодорожных вагонов, поэтому повышенные требования к безопасности пассажиров и грузов является одним из условий нормального функционирования предприятия. Керченская паромная переправа следит за состоянием судов, причалов, подъездных путей, и других объектов основных фондов, числящихся на балансе предприятия.

Наибольший удельный вес в расходах на ремонт основных средств занимают расходы на ремонт судов. Рассмотрим порядок отражения в учете расходов на ремонт основных средств на примере пассажирских паромов.

Основными видами ремонтов пассажирских паромов на Керченской паромной переправе являются текущий ремонт, заводской (регистровый) ремонт и доковый ремонт судна.

Текущий ремонт паромов производится в основном хозяйственным способом, и выполняется для поддержания технико-эксплуатационных характеристик судна в заданных пределах с заменой или восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов. Так же при текущем ремонте могут производиться работы по частичной замене обшивки и набора корпуса судна.

Заводской ремонт — плановый ремонт в объёме очередного классификационного освидетельствования проводится с периодичностью 5 лет и длительностью в среднем 3 месяца. В процессе заводского ремонта судна осуществляются работы связанные с восстановлением класса Регистра, выполнением требованием Международных Конвенций, а также требованиями охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. В зависимости от технического состояния судна в составе заводского ремонта выполняются работы по текущему и капитальному ремонту судовых конструкций и технических средств и механизмов.

Заводской ремонт в объёме очередного докования(доковый ремонт) — плановый ремонт с периодичностью раз в год. Этот вид ремонта осуществляется в судоподъёмных сооружениях для восстановления исправного технического состояния подводной части судна. В процессе докового ремонта производится ремонт и восстановление протекторов защиты корпуса от коррозии и обрастания, устранение повреждений винто-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры и других элементов судна, ремонт которых на плаву невозможен. В процессе этого ремонта могут выполняться сопутствующие работы не докового характера, продолжительность которых не должна превышать плановое время докового ремонта. Средняя продолжительность одного докового ремонта морского транспортного судна по Министерству транспорта составляет 16 суток [3, с. 2].

Заводской ремонт и докование пассажирских паромов Керченской паромной переправы выполняются подрядным способом специализированными подрядными организациями, такими как Судостроительный завод «Залив» и Керченский судоремонтный завод.

Затраты на текущий ремонт и работы по поддержанию пассажирских паромов в рабочем состоянии осуществляются в основном равномерно. Поэтому они обычно включаются в себестоимость работ и услуг в фактической сумме и в полном объёме в период их проведения по соответствующим статьям калькуляции (например, по статье «Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования») (табл. 1).

Таблица 1

Содержание хозяйственной операции

Проводка

ДТ

КТ

Израсходованы запасные части на ремонт

20

10–5

Использованы специальные инструменты для ремонта

20

10–9

Начислена амортизация специального оборудования использованного при проведении ремонта

20

02

Начислена заработная плата работникам, осуществлявшим текущий ремонт

20

70

Произведены начисления на социальное страхования

20

69

Однако затраты на заводской ремонт и докование пассажирских паромов гораздо выше, чем на текущий поэтому рекомендуется включать их в себестоимость работ и услуг не в фактической, а нормативной сумме. Это позволит избежать резкого увеличения себестоимости работ и услуг в момент проведения ремонта и обеспечит равномерное во времени возмещение затрат. Для покрытия данных расходов организации целесообразно создавать резерв на ремонт основных средств, т. е. ремонтный фонд. Необходимость и порядок создания и использования ремонтного фонда и порядок отражения данных операций в учете должны быть закреплены в учетной политике организации.

Норматив отчисления средств в ремонтный фонд определяется по формуле (1):

Нремi=(Рi/Cпервi)·100 %(1)

где Нрем i — норматив ремонтного фонда; Рi –– годовая сумма затрат на ремонт i-го вида основных средств; Cперв i– первоначальная (текущая восстановительная) стоимость i-го вида основных средств.

В расчёт включаются затраты на все виды ремонтов [4].

В себестоимости работ и услуг необходимо предусмотреть отдельную статью «Ремонтный фонд», в которую будут включаться планируемые затраты на заводской (регистровый) ремонт и на докование.

Для учёта ремонтного фонда используется счёт 96 «Резервы предстоящих расходов», к которому следует открывать субсчета в соответствии с видами ремонтов основных средств организации. Например, в ФГУП РК КМП «Керченская паромная переправа» предлагается открывать следующие субсчета:

− субсчет 1 «Ремонтный фонд. Заводской ремонт»;

− субсчет 2 «Ремонтный фонд. Доковый ремонт»;

− субсчет 3 «Ремонтный фонд. Капитальный ремонт общепроизводственных основных средств»;

− субсчет 4 «Ремонтный фонд. Капитальный ремонт непроизводственных основных средств».

При этом норматив отчислений в ремонтный фонд, рассчитанный по формуле (1) будет различным в зависимости от вида ремонта. Например, заводской ремонт является более длительным и дорогостоящим, нежели доковый ремонт, соответственно и отчисления в ремонтный фонд по нему должны быть выше. Такое разделение обеспечит целевое использование ремонтного фонда на соответствующие виды ремонтов и позволит в дальнейшем повысить точность планирования данных расходов на будущие периоды. Отчисления в ремонтный фонд отражаются следующими проводками (табл. 2.):

Таблица 2

Содержание хозяйственной операции

Проводка

ДТ

КТ

Произведены отчисления в ремонтный фонд на заводской (регистровый) ремонт

20

96–1

Произведены отчисления в ремонтный фонд на докование судов

20

96–2

Произведены отчисления в ремонтный фонд на капитальный ремонт основных средств общепроизводственного назначения (например причалов, береговых генераторов и т. д.)

25

96–3

Произведены отчисления в ремонтный фонд на капитальный ремонт основных средств непроизводственного назначения (например здания управления, охранных сооружений и т. д.)

26

96–4

Как отмечалось выше заводской ремонт и докование производятся подрядным способом, поэтому использование ремонтного фонда на данные виды ремонтов будут отражены в учете следующими проводками (Табл.3):

Таблица 3

Содержание хозяйственной операции

Проводка

ДТ

КТ

По акту выполненных работ затраты на заводской (регистровый) ремонт списаны за счет ремонтного фонда

96–1

60

Отражен НДС по выполненным подрядчиком работам

19

60

НДС принят к вычету

68

19

По акту выполненных работ затраты на докование списаны за счет ремонтного фонда

96–2

60

Отражен НДС по выполненным подрядчиком работам по докованию

19

60

НДС принят к вычету

68

19

В связи с высокими темпами инфляции накопленной на счёте 96 «Резервы предстоящих расходов» суммы ремонтного фонда может не хватить. Если по результатам проведенного ремонта расходы превысят размеры ремонтного фонда, то сумма превышения целесообразно относить на расходы будущих периодов на счет 97 «Расходы будущих периодов» субсчет «Расходы на ремонт основных средств» и затем равномерно списывать в последующих периодах на счет 20 «Основное производство». Такой вариант так же должен быть предусмотрен в приказе об учетной политике организации. В бухгалтерском учете такие операции будут отражены следующим образом (табл. 4):

Таблица 4

Содержание хозяйственной операции

Проводка

ДТ

КТ

На сумму превышения суммы по акту выполненных работ над суммой накопленного ремонтного фонда на соответствующий вид ремонта

97 субсчет «Расходы на ремонт»

60

Отнесены расходы на ремонт, включенные в расходы будущих периодов по частям на фактически расходы в следующих отчетных периодах

20

97 субсчет «Расходы на ремонт»

На следующий период необходимо увеличить норматив отчислений в ремонтный фонд, при необходимости с учетом индекса инфляции, чтобы накопить достаточную сумму для покрытия затрат по соответствующим видам ремонтов. Также необходимо провести анализ затрат на ремонт и выявить резервы снижения этих затрат.

Если фактические затраты окажутся меньше, чем резерв, излишне зарезервированные суммы затрат на ремонт переходят на следующий ремонт, при этом остаток ремонтного фонда необходимо учитывать при расчете норматива отчислений в ремонтный фонд на следующий период.

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что создание резерва на ремонт основных фондов в ФГУП РК КМП «Керченская паромная переправа» позволит равномерно распределять затраты на ремонт между отчетными периодами, внесет определенную стабильность в формирование затрат на оказание и реализацию работ и услуг, а так же прибыли предприятия.

Литература:

  1. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 Учет основных средств утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации — 2016. — Режим доступа: http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2012/PBU_6.pdf
  2. Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] //Гарант. Информационно-правовой портал. — 2016. — Режим доступа: http://base.garant.ru/12133295/
  3. Курс лекций по дисциплине «Экономика судоремонтного предприятия» // [Электронный ресурс] // Файловый архив для студентов. — 2016. — Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1665434/page:2/
  4. Ремонтный фонд и его использование // [Электронный ресурс] // Лекции. Ком — 2015. — Режим доступа: http://lektsii.com/2–60844.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle