Библиографическое описание:

Мамедова С. С. К вопросу о насилии как научном понятии // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 875-877.



В статье представлены результаты теоретического изучения проблемы насилия зарубежных и отечественных исследователей, особое внимание уделено проблеме насилия в образовательной среде.

Ключевые слова: насилие, агрессия, насилие в образовательной среде, буллинг

Насилие в образовательных организациях — это одна из наиболее актуальных проблем, с которой часто сталкиваются учащиеся и педагоги. Необходимость глубокого и систематического изучения этого феномена является важным в отечественной и зарубежной психологии и педагогике — об этом говорят работы многих исследователей (И. А. Баева, И. С. Кон, В. Р. Петросянц, Д. Олвеус, Е. Д. Роланд, Д. Лейн).

Несмотря на распространение насилия, мы отмечаем недостаток научных исследований в нашей стране и неоднозначность трактовок сущности и содержания феномена насилия в образовательной среде. Имеется много различных определений насилия. Так в Большом толковом психологическом словаре насилие характеризуется как насильственное нападение на человека. Но чаще всего, говоря о насилии, его определяют, как принудительное воздействие на кого/что-нибудь.

По мнению В. А. Ситарова насилие — это когда одна группа людей принуждает другую группу с целью приобрести или сохранить определенные выгоды и привилегии или завоевать господство (экономическое, политическое). Автор также отмечает, что насилие является формой принуждения [3, с. 18].

Очень часто в литературе термин «насилие» заменяют термином «агрессия», они хоть и имеют сходное смысловое содержание, но не являются тождественными. Так, Л. Берковиц утверждает, что насилие это одно из проявлений агрессии, однако не заостряет внимание на вопросе — тождественны они или нет [1, с. 160]. Другой исследователь С. В. Ардашева отмечает насилие как более узкое понятие и полагает, что оно входит в понятие «агрессия». Х. Хекхаузен определяет агрессию как множество действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека (группы людей) …, или же ведут к его уничтожению [5, с. 365].

В таблице 1 представлена отличие понятий «агрессия» и «насилие» [6, с. 58].

Таблица 1

Отличие понятий «агрессия» и «насилие»

По объекту приложения

По конечному результату (цели)

По способу возникновения

Агрессия

Живые существа, неживая природа

Разрушение, причинение ущерба (отрицательный результат)

Спонтанно, рефлекторно, спланированно

Насилие

Только живые существа

Как причинение ущерба (отрицательный результат), так и сохранение или увеличение (положительный результат)

Только спланированно

Современная психология определяет понятие «насилие» как любой поступок, цель которого управлять поведением партнера, навязывая ему свою волю без учета его собственных интересов, желаний, чувств.

Насилие — это форма проявления психического и физического принуждения по отношению к одной из взаимодействующих сторон, которая заставляет эту сторону делать что-либо вопреки своей воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может пониматься отдельная личность или группа людей [6, с. 67].

Всемирная организация здравоохранения в своей типологии подразделяет насилие на три широкие категории в соответствии с характеристиками тех, кто совершает акт насилия, они в свою очередь подразделяются на новые подгруппы, которые отражают более конкретные виды насилия:

 насилие, направленное на себя, подразделяется на суицидальное поведение и на причинение себе вреда;

 межличностное насилие подразделяется на насилие в семье и насилие в общине. Первая подгруппа включает в себя жестокое обращение с детьми, а вторая — насилие в школе и учреждениях, которое совершается молодежью;

 коллективное насилие, которое подразделяется на социальное, политическое, экономическое насилие.

Всемирная организация здравоохранения также предложила делит насилие на следующие виды: физическое, сексуальное, психологическое, нанесение ущерба или отсутствие заботы. Э. Фромм предлагает выделять такие формы насилия как: игровое, реактивное, из мести, потрясение веры, структурное, манифестное, личное [4, с. 254]

В научной литературе многие авторы предлагают наиболее распространенную классификацию видов насилия, основанную на характере насильственных действий: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и экономическое насилие.

В настоящее время имеются следующие общепризнанные подходы к выделению видов насилия.

Исходя из характера воздействия выделяют:

физическое насилие — любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

сексуальное насилие — использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей;

психологическое (эмоциональное) насилие — периодическое длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, вызывающее психическую травму или же тормозящее развитие личности;

пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие со стороны взрослых ответственных за воспитание ребенка заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию;

торговля детьми — передача детей с целью получения финансовой выгоды.

Исходя из причины воздействия выделяют: дискриминацию,стигматизацию (навешивание ярлыков) и гендерное насилие.

Исходя из направленности выделяют:направленное на себя, межличностное и коллективное насилие.

Исходя из длительности выделяют: однократное и систематическое, регулярно повторяющееся насилие в школе — в зарубежной науке представлено понятием «буллинг». Буллинг как форма насилия имеет свои виды: моббинг (групповое насилие) и кибербуллинг (электронное насилие, осуществляемое в Интернете).

Так как мы рассматриваем насилие в системе образования, то далее речь пойдет о насилии в интерперсональной области, т. е. акте насилия между индивидами в образовательной среде.

Многие исследователи во всем мире уделяют большое внимание насилию в образовательной среде. Издевательства школьников друг над другом и над педагогами показывают, что эта проблема не имеет границ.

Под насилием в образовательной среде (школьное насилие, буллинг) мы понимаем следующее: это длительное систематически повторяющееся насилие, при котором имеет место принуждение, применение силы между одним ребенком или группой детей, или учителями по отношению к другому ребёнку (другим детям).

Выделяют, как и в случае рассмотрения насилия, явные и латентные формы проявления насилия в школе. Явные проявления насилия могут быть направлены как против отдельных лиц, так и против целой группы, вызывающих к себе повышенный интерес окружающих. Латентная форма тщательно замаскирована и слишком часто ускользает от внимания преподавателя.

В науке разделяют эмоциональное и физическое школьное насилие. Лемме Халдре определяет (психологическое) эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, которое направленно на ухудшение психологического благополучия жертвы. Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы [2, с. 460].

По мнению исследователей, насилию в образовательной среде способствуют: равнодушие и безучастное отношение учителей, плохой микроклимат в учительском коллективе, анонимность школ.

Дети, подвергшиеся насилию в образовательной среде, страдают от целого ряда проблем, таких как депрессия и тревожность (что в крайних проявлениях может приводить к самоубийству), они становятся замкнутыми, испытывают чувство одиночества, трудности при формировании дружеских отношений, им перестает нравиться школа.

Заключение. В школьном возрасте отношения со взрослыми и ровесниками играют в жизни ребенка важную роль, поэтому очень важно вовремя распознать насилие и его формы, для того чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию насилия в образовательной среде.

Но отсутствие достаточных знаний о новых аспектах проблемы насилия и особенно насилия в образовательной среде создает затруднения для педагогов и психологов, сталкивающихся с этой проблемой, в получении соответствующей информации.

Литература:

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Леонард Берковиц — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 510 с.
  2. Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Эксмо, 2010. — 864 с.
  3. Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 424 с.
  4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: АСТ, 2006. — 640 с.
  5. Хекхаузен Х. Агрессия (введение) // Мотивация и деятельность. Т. 1, — М.: Просвещение, 1986. — С. 365–405.
  6. Христенко Е. В. Психология поведения жертвы. — Ростов н /Д: «Феникс», 2004. — 416 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle