Библиографическое описание:

Никитина Е. А. К вопросу об основных понятиях инвестиционной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 765-767.



Статья посвящена определению ключевых проблем и вопросов правого регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Определяется законодательная проблема инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционные процессы, государственное регулирование,фондовый рынок, международная организация комиссии по ценным бумагам.

В процессе рыночной трансформации российской экономики кардинальным образом изменился механизм макроэкономического воспроизводства, включая также инвестиционный процесс, являющийся важнейшим компонентом макроэкономики страны. В современной России инвестиционному процессу уделяется большое внимание. Причиной стала модернизация экономики, а без правильного организованного инвестиционного процесса никакая модернизация в стране невозможна. Объем инвестиций представляет собой важнейшее условие успешного осуществления воспроизводственного процесса и устойчивого развития национальной экономики. Однако без изменений и развития нормативно-правовой базы сложно не только регулировать, но и заниматься инвестиционной деятельностью. Правовое регулирование стремится к созданию системы организационно-правовых форм, направленных на защиту инвестиций, установлению гарантий их сохранности.

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции определяются, как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [1].

По мнению авторов И. В. Сергеева и И. И. Веретенниковой «инвестиции в широком смысле необходимо понимать как денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, физических лиц, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли (и) или иного положительного эффекта» [2]. Дж. Кейнс считает, что инвестиции — это «…прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода, … та часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления»; «…покупка отдельным лицом или корпорацией какого-либо имущества, старого или нового, дома или машины, ценных бумаг на фондовой бирже и т. д». [3].

Можно сделать вывод, что инвестиции — это не только капиталовложения в производство, но и вложения в социальную сферу, в строительство и т. д., а также вложения сбережений населения в любых их формах. Они представляют собой поток расходов, предназначенных для производства благ, а не для непосредственного потребления. Инвестиции связаны с риском, потому что процесс достижения полезного эффекта довольно длительный, может тянуться годами; успех в процессе зависит от добросовестности и профессионализма его участников, а также от того, насколько благоприятные или неблагоприятные инвестиционные условия созданы государством.

На настоящем этапе инвестиционное право требует доработок, так как в отечественной юридической литературе научно-практической сфере до последнего момента остается не исследованным в полном объёме. В работе И. З. Фархутдинова и В. А. Трапезникова инвестиционное право впервые рассматривается как отрасль права, изучаются отдельные институты общей и особенной частей этой отрасли, авторы пытаются раскрыть проблему инвестиционных процессов в рамках государства.

В России на сегодняшний день уже сформировался комплекс инвестиционных отношений, что предопределило появление соответствующего механизма правового регулирования данной сферы.

Все правовые акты, регулирующие инвестиционные отношения, условно можно разделить на две большие группы. В первую группу входят законодательные и подзаконные акты, носящие универсальный характер и устанавливающие основные принципы и общие положения правового регулирования экономической деятельности на территории РФ либо комплексно регулирующие правоотношения в отдельных сферах экономики и составляющие отдельные отрасли или подотрасли российского законодательства.

В первой группе, прежде всего, необходимо отметить Конституцию РФ, которая гарантирует необходимые условия осуществления экономической деятельности, в том числе инвестиционной, на территории Российской Федерации (ст. 8, 34, 35). Положения, являющиеся правовой основой инвестирования как гражданско-правовых отношений, определяет ГК РФ. В качестве законодательных актов различной отраслевой принадлежности можно назвать, например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон «О защите конкуренции», Федеральный закон «О рекламе» и другие, в том числе, подзаконные акты.

Вторую группу правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, составляют предметные или рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее форм в Российской Федерации. В настоящее время действует Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.

Контроль на внутригосударственном уровне плотно связанно с регулированием на внешнем уровне, именно поэтому при рассмотрении многих вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью в учёт принимаются не только внутренние законы, но и международные. При этом международные правовые акты пользуются большим приоритетом на фоне внутренних (внутригосударственных) актов.

Объектами инвестиционной деятельности по законодательству РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. При этом законодательство специально запрещает инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Субъектами инвестиционной деятельности являются государство, инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Среди субъектов инвестиционной деятельности могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторы являются основными субъектами инвестиционной деятельности (инвестор — это лицо или организация, совершающее вложения капитала с целью получения прибыли)[4]. Инвестор может появиться на любом рынке — от рынка строительства жилья до рынка образовательных услуг, от страхования и ценных бумаг до услуг общественного питания. Государственное регулирование процесса инвестирования имеет место быть там, где важно закрепить правовой статус участников, предупредить злоупотребления и сделать этот вид деятельности привлекательным для освоения[5].

Российское государство в долгосрочной перспективе ставит стратегические задачи для повышения эффективности и конкурентоспособности производства, а для этого необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете, не может отражаться в развитии всего общества в целом [6].

В зарубежной практике наиболее значимым источником инвестиций традиционно является фондовый рынок. В России ситуация отличается коренным образом: на долю фондового рынка в структуре инвестиций в основные фонды нефинансовых организаций, по данным Росстата, по состоянию на 1 января 2015 г. приходится менее 1 %. Однако перспективы развития фондового рынка в указанных целях есть, при этом коммерческие банки могли бы стать значимыми инвесторами на нем.

Одним из важнейших условий успешного функционирования фондового рынка как механизма аккумулирования ресурсов и перенаправления их в те отрасли экономики, где существует потребность в инвестициях, является эффективная система его регулирования. Для коммерческих банков регулирование имеет еще большее значение, так как именно этот фактор зачастую определяет возможность осуществления банками операций на фондовом рынке, а также масштабы и особенности таких операций[7].

Основные цели регулирования фондового рынка в целом были определены Международной организацией комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) в своем программном документе «Цели и принципы регулирования фондового рынка»[8]. К ним относятся:

– защита инвесторов от всякого рода мошеннических и вводящих в заблуждение действий, включая инсайдерскую торговлю и т. д.;

– обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли;

– снижение уровня систематического риска.

Данная постановка целей содержит как минимум два недостатка. Во-первых, цели, выделенные ИОСКО, направлены преимущественно на обеспечение защиты правомерных и законных интересов участников фондового рынка. При этом интересы государства и стратегические ориентиры развития национальной экономики не принимаются в расчет. Во-вторых, данная триада целей предполагает относительную стабильность и высокий уровень развития финансовых рынков. Ориентация на них уместна в случае отсутствия кризисных явлений, что совершенно неприменимо к существующей в настоящее время ситуации в России. Таким образом, на современном этапе развития необходимы иные ориентиры.

В России ведется работа по совершенствованию законодательства, регламентирующего инвестиционную деятельность. Так, 15 января 2015 г. в своем приветственном письме Российской Федерации участникам Четвертого российского инвестиционно-строительного форума Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ М. А. Мень указал, что в настоящее время «Минстрой России последовательно проводит работу по совершенствованию действующего законодательства, прежде всего в сфере нормативно-технического регулирования, оптимизации административных процедур и создании прозрачных условий для реализации инвестпроектов в регионах, развитию государственно-частного партнерства, повышению доступности ипотеки, тем самым внося вклад в создание благоприятных условий для привлечения в отрасль масштабных инвестиций» [9].

В последние годы на федеральном и региональном уровнях проделана существенная работа по развитию всей правовой базы контроля инвестиционной сферы. Но ряд тех направлений, которые создаются для привлечения отечественных и иностранных инвестиций не контролируются законодательными актами, из-за чего необходимо увеличить работу органов законодательной и исполнительной власти по поводу подготовки и принятию эффективных нормативных актов. Таким образом, остается надеяться на то, что нормативно-правовая база, регламентирующая эффективное правовое регулирование инвестиционной деятельности позволит в дальнейшем успешно развивать ее в России.

Литература:

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  2. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий) 3-е издание переработка и дополнение — М.: М 2005–560 с.;
  3. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Тип. им. Жданова, 1948. — 399 с.;
  4. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 670 с.;
  5. Белицкая А. В. О месте и роли инвестиционного права в системе российского права // Предпринимательское право. — М.: Юрист, 2012, № 2. — С. 20–24;
  6. Черкасов М. Н. Инновационный потенциал российских производственных предприятий на пороге глобального экономического кризиса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 1. — С. 142–146;
  7. Кобзарь-Фролова М. Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. — М.: Юрист, 2013, № 3. — С. 11–16
  8. Objectives and principles of securities regulation / International Organization of Securities Commissions (IOSCO). June 2010. P. 2. http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD323.pdf;
  9. Мень М. А. Приветственное письмо Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации участникам Четвертого российского инвестиционно-строительного форума. URL: http://www.ribf.msk.ru/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle