Библиографическое описание:

Зенькова С. А. Инновационные технологии обучения школьников основам здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 19-21.



В арсенале современного педагога должен быть такой комплекс методик, технологий, методов и средств обучения, который в максимальной степени содействовал бы достижению планируемых образовательных результатов. Проектная деятельность обучающихся в сложно организованной окружающей среде наиболее приближена к жизни, поэтому она позволяет решать задачи личностного развития учащихся, достижения ими предметных и метапредметных результатов обучения. Таким образом, проектирование является одной из перспективных инновационных педагогических технологий в современной общеобразовательной школе.

Проектирование (технология проектного обучения, проектная технология) предполагает определенную совокупность последовательных учебно-познавательных действий, которые позволяют учащимся решить ту или иную проблему в ходе их самостоятельной деятельности с последующей презентацией полученных результатов. При этом важно отметить, что исследуемая проблема должна быть значима для школьников. Известно, что использование проектных технологий способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, а это содействует решению основной задачи современной школы — воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Проектирование может быть реализовано как непосредственно на уроках, так и во внеурочной работе со школьниками.

Идея проектного обучения зародилась в педагогической науке в первой четверти прошлого столетия, ее авторами были американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. В теории и практике современной педагогики проектные технологии успешно развиваются, поскольку позволяют рационально сочетать полученные учащимися теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

С позиций компетентностного подхода главная цель любого проекта — формирование у обучающихся ключевых компетенций. При этом под ключевыми компетенциями понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. В ходе проектной деятельности у школьников формируется способность самостоятельно проектировать и проводить исследование, готовность и способность работать в сотрудничестве, владение различными способами коммуникации, способность осуществлять презентацию результатов своей работы.

Проектные технологии активно используются и при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). При этом педагогические задачи, которые позволяют решать данные технологии, зависят от этапа обучения. Так, в основной школе ведущие задачи связаны с формированием основ грамотности учащихся в области безопасности жизнедеятельности, осознанием ими необходимости бережного отношения к жизни и здоровью, как собственному, так и других людей, становлением субъекта учебной деятельности. На этом этапе обучения у школьников накапливается опыт учебного и социального позиционирования, конструирования коллективной и персональной образовательной среды на уровне ведущей деятельности — общения и со-проектирования (с учителями и сверстниками). В старшей школе ведущие задачи определяются формированием и развитием у школьников ряда ключевых компетенций. Решение этих задач сопряжено со становлением системы ценностей, ориентированной на безопасную жизнедеятельность, проектированием своего жизненного пути, социализацией, партнерством, профессиональным самоопределением. В старшей школе проекты могут быть как общекультурной направленности, так и связанные с профессиональным и личностным самоопределением школьников.

Раздел «Основы здорового образа жизни» школьного курса ОБЖ нацелен на формирование и развитие у учащихся целостных представлений о здоровом образе жизни, как средстве духовного физического и социального благополучия личности, о факторах, пагубно влияющих на здоровье человека, о способах и средствах здоровьесберегающего и здоровьеформирующего поведения. Учитывая целевые установки обучения школьников основам здорового образа жизни, следует особо подчеркнуть значимость планируемых личностных результатов освоения учащимися учебного материала раздела: принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни; потребности в физическом самосовершенствовании; неприятие вредных привычек и т. д. Важно, что не достижение личностных результатов обучения является одним из возможных социально-педагогических рисков. Такие риски могут исходить из противоречия между ценностно-ориентационной составляющей процесса обучения (ориентация учащихся на ценности здорового образа жизни) и ценностями, культивируемыми в семьях учащихся, укладом жизни семей.

В этой связи проектирование учебного процесса при изучении раздела «Основы здорового образа жизни» целесообразно осуществлять с позиций личностно-деятельностного и компетентностного подходов, что находится в логической взаимосвязи с планируемыми результатами обучения. Следует отметить, что в процессе обучения необходимо учитывать не только знания и умения учащихся, полученные на предыдущих этапах обучения, но и жизненный опыт школьников, обусловленный укладом жизни их семей, содержанием и формами социального взаимодействия. Методика обучения должна обеспечивать формирование у учащихся комплекса соответствующих компетенций и компетентностей, способствовать развитию их личностно-мотивационной сферы. При проектировании учебного процесса целесообразно выбирать технологии и методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности школьников, обеспечивающие реализацию и совершенствование компетенций учащихся, сформированных в процессе обучения. При организации проектной деятельности школьников в процессе изучения основ здорового образа жизни следует обратить особое внимание:- во-первых, на выбор тем ученических проектов;- во-вторых, на содержание и место презентации результатов проекта;- в-третьих, на оценку достижений учащихся.

Активизации познавательной деятельности школьников и достижению личностных образовательных результатов содействуют использование таких методов обучения, как решение ситуационных задач (кейс-метод), имеющих практико-ориентированный характер, проведение мини-исследований. Среди технологий обучения к использованию на уроках можно рекомендовать следующие: — технологии проблемного обучения;- ИКТ — информационно-коммуникационные технологии;- игровые технологии; — технологии КСО — коллективного способа обучения.

Однако в данном ряду особое место должно быть отведено проектным технологиям, как одним из наиболее эффективных, что постоянно доказывает педагогическая практика. Таким образом, внедрение проектных технологий в широкую педагогическую практику обучения основам здорового образа жизни представляется актуальным и перспективным.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  7. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  8. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  9. Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 730.
  10. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, основам здорового образа, обучения школьников основам, школьников основам здорового, процессе обучения, деятельности школьников, познавательной деятельности школьников, «Основы здорового образа, здорового образа жизни», результатов обучения, технологии обучения школьников, проектного обучения, процесса обучения, установки обучения школьников, Молодой ученый, обучения основам здорового, метапредметных результатов обучения, личностных результатов обучения, школе ведущие задачи, безопасности жизнедеятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle