Библиографическое описание:

Васильева Т. С. Использование здоровьесберегающих технологий, как системный подход обучения, воспитания и развития младшего школьника // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 3-5.



Здоровье человека во все времена была и остаётся самой актуальной темой в жизни и развитии человека. В последнее время в нашем обществе, к сожалению, прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья россиян. Особенно мы можем наблюдать данную тенденцию среди молодёжи, подростков и детей.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается. В Российской Федерации за последние 10–15 лет динамик здоровья подрастающего поколения характеризуется, как неблагоприятная. Количество детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3–26,9 %), а детей, не имеющих отклонений состоянии здоровья, снизилось в 3 раза (до 5–6 %).

Все понимают, что основы здорового образа жизни закладываются в детстве. Дети, значительную часть дня, проводят в школе поэтому сохранение, укрепление их физического и психического здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Именно в этом возрасте можно сформировать положительные принципы осознанного отношения к здоровью, создать такую среду, которая будет благоприятно влиять на укрепление и развитие школьников.

Необходимо также помнить, что для младшего школьника первый учитель, большой авторитет и образец для подражания, а следовательно, формирование культуры здоровья учащихся во многом зависит от поведения и культуры самого учителя.

Как сберечь здоровье молодого поколения? Как применить здоровьесберегающие технологии на уроках и при этом в полном объёме отработать сложный учебный материал? Как организовать внеурочную деятельность так, чтобы не вызвать отвращения, от иногда долгого по времени, пребывания в школе? Эти вопросы возникают у многих педагогов сегодня. Ведь многие дети младшего школьного возраста, придя в школу, уже имеют серьёзные проблемы со здоровьем.

Обучать без вреда для здоровья — это, не задача школы, а обязательное условие её работы! Это слова Никиты Константиновича Смирнова, заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья, Академии повышения квалификации работников образования.

На сегодняшний день существует ряд нормативных документов разных уровней, регулирующих сохранение и укрепление здоровья школьников:

1.Закон «Об образовании» от 10.06.92 № 3266–1 (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12- ФЗ, от 16.11.1997№ 144-ФЗ, от20.07.2000№ 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ), от29.03.2004г.

2. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года № 5487–1 (в ред. Указа Президента от 24.12.93 № 2288, в ред. ФЗ от 02.03.98 № 30-ФЗ).

3. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178–02. Официальные документы в образовании. -№ 3.-2003. С. 18–59.

4. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы, СанпиН 2.2.2/2.4.1240–03. Официальные документы в образовании. — № 25. -2003. С. 74–93.

5. О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации. Приказ МЗ и МО. Официальные документы в образовании. — № 20. — 2002. С. 3–6.

Эти документы регламентируют: организацию учебного процесса, гигиенический режим, организацию питания, мониторинг состояния здоровья обучающихся и другие необходимые меры ответственности в образовательном учреждении. Из чего мы можем заключить, что целью современного образования является не только образовательная и воспитательная деятельность, но и здоровьесберегающая.

Понятие «здоровьесберегающая технология» появилось не так давно, последние 5–6 лет, но рассматривать её как самостоятельную, отдельную от других педагогических технологий было бы неверно.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее — ЗОТ) можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Во многом на психологическое состояние младшего школьника, а следовательно, и на его здоровье в целом, влияет правильная организация урока. Очень важно, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции на уроке, с интересом осваивали новый материал, имели возможность и желание реализовать свои способности в разных видах учебной деятельности. Учитель должен создавать в классе комфортную психологическую обстановку, стараться быть доброжелательным, снисходительным, обладать чувством юмора. Удачная добрая шутка, улыбка, пословица, сказанная в нужный момент, даёт возможность посмеяться, отдохнуть или снять напряжение.

На уроке должны чередоваться виды деятельности. Письменные задания должны чередоваться с устными, чаще применяться информационно-компьютерные технологии.

Важной составляющей здоровьесберегающей технологии является рефлексия, физкультминутки, особое внимание во время физкультминутки следует уделить гимнастике для глаз (вращение глазами, перемещение взгляда с дальнего предмета на ближний, напряжение и расслабление глаз и т. д.). Время проведения физкультминутки определяется самим учителем при проявлении первых признаков утомления. Такими признаками являются снижение работоспособности, потеря интереса к материалу на уроке, ослабление внимания, нарушение почерка. Для сохранения красивой осанки и правильной работы внутренних органов обязательны смены поз, чередование сидения со свободным вытягиванием ног, несложные движения для рук, головы, они могут сопровождаться музыкой или стихами. Таким образом, основная работа ложится на плечи учителя, на его профессиональную подготовку, педагогический опыт, на возможность создания такой психоэмоциональной обстановки при которой каждому ученику находиться в классе комфортно. Отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований учителя, создают здоровые, благоприятные эмоционально-психологические условия обучения на уроке и в школе.

Большое значение имеет и то, каким образом будет завершён урок, вовремя ли учащиеся выйдут на переменку, нельзя допускать, чтобы учащиеся задерживались в классе после звонка. После того, как все ученики покинули помещение класса, в классе открываются окна для проветривания. Оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Во время перемен дети, также находятся под контролем учителя, играют в подвижные игры, игры по интересам, ролевые игры.

Игра — хороший отдых между уроками, она снижает чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние, повышает работоспособность. Игры должны соответствовать возрасту, содержать разнообразные движения (с мячом, ходьбой, с бегом с прыжками). Отдых на перемене должен быть произвольным — ребенок сам выбирает игры в соответствии со своими интересами, однако учитель ненавязчиво должен контролировать этот процесс с целью избегания конфликтных ситуаций.

Внеурочная деятельность, также, даёт возможность использовать здоровьесберегающие технологии в разных формах работы. В первую очередь, это спортивные праздники, которые проводятся как классные, так и общешкольные, с активным участием родителей, например: «Мама, папа, я — спортивная семья» «Веселые старты», «Эй, девчонки и мальчишки», спортивные эстафеты, игра по станциям. Все мероприятия помогают выявить лучших спортсменов для дальнейшего участия в соревнованиях различного уровня. Помогает пробудить в детях желание заниматься спортом.

Важную роль в рамках внеурочной деятельности играют проекты: «Режим дня», «Здоровая пища», «Вредные привычки», «Я здоровым быть хочу» и другие они формируют установку и прививают навыки на безопасный, здоровый образ жизни.

Также, интересная и полезная форма работы с учащимися — проведение экскурсии по различным тематикам. Перед началом экскурсии обязательно проводится инструктаж о правилах безопасного поведения в общественных местах. Во время экскурсий учащиеся пополняют свой жизненный багаж новыми положительными эмоциями, узнают много интересного и необычного в привычных вещах.

Откровенно говоря, здоровый образ жизни занимает пока не первое место среди ценностей человека в нашем обществе. А дети, как правило, учатся на примере взрослых, которые их окружают. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья школьников во многом зависит от родителей. В связи с этим, на родительских собраниях необходимо обращать внимание родителей на данную проблему. Проводить профилактические беседы на разные темы: «Режим дня школьника», «Закаливание организма», «Двигательный режим младшего школьника», «Влияние негативных явлений в семье», «Умей трудиться и отдыхать».

В школьной программе внимание больше уделяется знаниям о здоровье, а не формированию положительного отношения к своему собственному здоровью. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле — здоровый дух”, то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Литература:

  1. Благинин, А. А. Ортостатическая проба как метод оценки стрессового воздействия / А. А. Благинин, Филатов В. Н. // Функциональная диагностика. 2005. № 2. С. 23.
  2. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  3. Буйнов, Л. Г. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию // Л. Г. Буйнов, А. В. Соловьев // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). С. 16–19.
  4. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости // Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 459–460.
  5. Новиков, В. С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В. С. Новиков, А. А. Благинин, Е. Б. Шустов, В. Ю. Чепрасов, М. Ю. Бахтин, В. О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
  6. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического ВУЗа / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. А. Морозов, Г. И. Сопко // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 337–345.
  7. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111–114.
  8. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. С. 38–46.
  9. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
  10. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle