Библиографическое описание:

Горбунова И. Л. Реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения в контексте развития здоровьесберегающего образования // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 10-12.



Так как реализация физиологических потребностей первостепенна для человека, как и для любого живого организма, то, таким образом, основой здоровьесберегающего образования, является, прежде всего, диагностика и коррекция функционального состояния школьников. В данной связи следует отметить, что подход к здоровьесбережению, как к эффективному средству педагогического воздействия отражен в Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения (далее ФГОС ООО 2-го поколения). Он основан на тесной взаимосвязи заложенных в стандарте планируемых результатах обучения, как с методиками подачи учебного материала, так и с методами, позволяющими сделать этот процесс более эффективным и безопасным. В совокупности позиционируемые методики должны способствовать формированию ценностей здоровьесбережения, целевых установок направленных на сохранение и приумножения соматического и психического здоровья всех субъектов образовательного процесса, а также ценностно-смысловых ориентиров культуры здоровья.

В процессе создания новых образовательных парадигм, что обусловлено интенсификацией образовательного процесса в соответствии с запросами общества и государства, первостепенное внимание должно быть обращено на «вопросы здоровьесбережения». Таким образом, школьное образование нуждается не только в пересмотре существующих подходов к учебно-воспитательному процессу, но и в модернизации системы обучения в целом. И первым шагом к достижению обозначенной цели явилась реформа российского образования в контексте внедрения ФГОС ООО 2-го поколения, которые позволяют оценивать не только успешность реализации целей образования по уровню достигнутых результатов обучения при освоении школьниками основных образовательных программ, но и выступают эффективным средством внедрения здоровьесберегающих методик на уровне основной школы. Таким образом, стандарты являются важнейшим условием для решения новых задач в системе школьного образования, задавая ценностно-смысловые ориентиры его содержания, направленные на развитие личности учащегося.

Одной из основных образовательных задач на современном этапе развития общего среднего образования является необходимость формирования таких личностных характеристик, в соответствии с которыми выпускники основной школы и учащиеся старших классов станут осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного как для человека, так и для окружающей его среды. Однако, реализация новой для нашей страны образовательной парадигмы требует не только значительных материальных и финансовых затрат, но и активного развития интеллектуального потенциала педагогических кадров. Эффективное использование «Человеческого фактора», таким образом, становится главным условием реализации программ здоровьесбережения и достижения нужного педагогического результата.

Здоровьесбережение должно стать неотъемлемой частью школьной образовательной практики, следовательно, оно должно реализоваться комплексно, т. е. с использованием различных методик и технологий, направленных на коррекцию того или иного компонента индивидуального здоровья. При этом как уже отмечалось, первостепенным условием необходимым для реализации методик здоровьесбережения является диагностика функционального состояния организма. В тоже время диагностика и коррекция функционального состояния субъектов образовательного процесса на сегодняшний день остается как одной из самых актуальных, так и одной из самых труднореализуемых педагогических задач. Это обусловлено тем, что проводить диагностику и коррекцию функционального состояния школьников необходимо на основе комплексного использования современных методов и подходов, что на наш взгляд в условиях современной школы достаточно сложно.

Так, современные подходы диагностики функционального состояния, школьников основаны на использовании как минимум четырех основных показателей: антропометрия, нейродинамика, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и оценка питания. Исследование целесообразно проводить с использованием комплекса адаптированных методик самими учащимися под контролем педагога, что облегчает трудоемкость процесса, а также позволяет сформировать ценностное отношение к своему здоровью по средствам специфического психоэмоционального восприятия школьником процесса снятия показателей и их обработки. Полученные результаты позволяют учащемуся установить совой тип здоровья на основе балльно-рейтинговой системы включающей следующие оценочные диапазоны: дисгармоничный низкий, компенсированный низкий, гармоничный, компенсированный высокий или дисгармоничный высокий. При самостоятельной диагностике определенного типа здоровья у школьника формируется устойчивая мотивация на ведения здорового образа жизни, а также целевые установки, направленные на сохранение положительных показателей.

Коррекцию функционального состояния также необходимо проводить комплексно, с использованием трех групп методов: психоэмоциональных. дидактических и психофизиологических.

Первая группа методов: психоэмоциональные методы коррекции функционального состояния — это система психологических и педагогических воздействий, целью которых является эмоциональный настрой школьника на учебную деятельность, предупреждение и преодоление негативного отношения к учебе, обусловленного внутренней спецификой психоэмоционального состояния учащегося. Наиболее эффективными в образовательном процессе могут стать: арттерапия; музыкотерапия; аутогенная тренировка; ролевая игра; психогимнастика.

Вторая группа методов: дидактические методы коррекции функционального состояния — это педагогическое воздействие на школьника средствами обучения, активизирующими его познавательную деятельность с целью побуждения ученика к энергичному, целенаправленному учению. При этом в образовательном процессе целесообразно использовать следующие группы методов, доказавших свою высокую эффективность рассказ, иллюстрация, демонстрация, просмотр фильмов; постановка вопросов, сравнительный анализ, моделирование, описание, проектирование; проблемное изложение. Мозговой штурм, учебная дискуссия, доказательство, наблюдение, исследование, лабораторная работа, экскурсия, эксперимент, также в некоторых случаях, в соответствии с конкретной дисциплинарной спецификой могут найти применение в рамках образовательного процесса.

Третья группа методов: психофизиологические методы коррекции функционального состояния — это система психологических и физиологических воздействий, целью которых является коррекция функционального состояния организма школьника. Наиболее эффективными в контексте образовательного процесса являются: воздействие на биологически активные точки, самомассаж области головы и шеи, дыхательные упражнения, релаксационно-лечебные упражнения, а также сочетания вышеуказанных методов.

В заключении необходимо отметить, что реализация федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования 2-го поколения должна быть тесным образом увязана с вопросами здоровьесбережения, где главным постулатом выступает диагностика и коррекция функционального состояния школьников, способствующая реализации потенциала личности осознанно выполняющей правила здорового и экологически целесообразного образа жизни. Всестороннее развитие здоровьесберегающего образования, таким образом, должно стать основной целью государственной политики в сфере образования.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
  5. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
  6. Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.
  7. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  8. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  9. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle