Библиографическое описание:

Горбунова Е. Е. Особенности профилактики злоупотребления психоактивных веществ в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 5-8.



Мировой политический и экономический кризис, развитие современных информационных технологий, реформы в обществе, массовая миграция беженцев из вовлеченных в локальные конфликты стран приводят к существенному изменению общественного сознания и появлению множества социальных проблем. В связи с этим наблюдается рост числа людей девиантного поведения, увеличиваются масштабы потребления психоактивных веществ (ПАВ), прежде всего представителями подрастающего поколения. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение и связанная с этими явлениями преступность негативно сказываются на духовной и морально-психологической атмосфере в обществе. Стабильно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики, «молодеет» пьянство и курение табака. Почти 80 % потребителей наркотиков — лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания и токсикомания.

Необходимо выделить несколько основных вопросов, остро стоящих перед современным обществом: криминализация молодежи, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид, бродяжничество, а также связанные с указанными явлениями сопутствующие заболевания.

Преступность несовершеннолетних в России достигла критических размеров. Так, в 2009 году они совершили около 200 тысяч преступлений, 80 % из них — тяжкие, а 60 % — групповые. По данным МВД России за последние 10 лет преступность среди подростков, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, поднялась на 52 %, а среди лиц, употребляющих наркотики, — в 2,2 раза.

Употребление алкоголя (около 18 литров чистого спирта на душу населения в год) ведет к вырождению нации, подрыву генофонда. В России за пять лет от отравления водкой умерло 230 тысяч человек.

Суицид за последнее время достиг невероятных размеров. Ежегодно в стране по собственному желанию уходит из жизни около 40–50 тысяч человек.

Дети и подростки, совершающие преступления часто оказываются нездоровыми: 70 % осужденных несовершеннолетних лиц имеют психические аномалии, 17 % из них — умственно отсталые. Смертность детей от психических болезней возросла в 2 раза. В 83 раза возросло число венерических заболеваний у детей до 14 лет.

Одна из ведущих причин преступности — общий упадок нравственности. Синдром неполноценной нации, вырабатывшийся у людей в начале 90-х годов, привел к потере у молодежи национальной гордости, ее уходу от социально активной жизни.

На начало 2010 года общее число граждан России, употребляющих наркотики на регулярной основе, превышает 2,2 млн. человек. Но есть основания говорить о том, что эта цифра фактически приближается к пяти миллионам, а, в целом, в той или иной степени проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, то есть практически каждого пятого жителя нашей страны.

За последние 10 лет частота курения среди девочек возросла с 12 до 18 %, а среди мальчиков она стабильно сохраняется в пределах 28–32 %. Отмечено значительное увеличение частоты курящих с возрастом. Если в 5 классе курили 9 % мальчиков и 1,8 % девочек, то к 11 классу число курящих увеличилось до 51,6 % среди мальчиков и до 43 % среди девочек. На примере 11 регионов страны установлено, что 72–92 % школьников и 80–94 % школьниц употребляют алкоголь.

Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 14–17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11–13 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6–7 лет. Наркомания и алкоголизм окончательно превратились в масштабную общенациональную проблему, несущую прямую угрозу безопасности государства. По экспертным оценкам каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков 13–15 человек.

Школы, вузы и места массового развлечения молодежи, в первую очередь дискотеки и ночные клубы, являются сегодня основными местами распространения наркотиков. Опросы учащихся старших классов Москвы и Санкт-Петербурга весной 2009 года показали, что почти 70 % из них познакомились с наркотиками именно в этих местах.

Особое внимание к проблеме наркомании важно и в связи с тем, что наркомания и алкоголизм становятся в последние годы основной причиной роста числа заболеваний, передающихся половым путем, а также вирусного гепатита, туберкулеза, СПИД. Почти 90 % выявленных в последние годы случаев заражения ВИЧ-инфекцией были связаны с внутривенным употреблением наркотиков, а установленной причиной заражения явилось использование общих шприцев и игл.

В связи со сложившейся обстановкой специалисты всех ведомств заявляют о необходимости проведения профилактической работы. Это является чрезвычайно актуальным направлением развития современного образования, что и определило цель нашей работы — выявить особенности первичной профилактики злоупотребления ПАВ школьниками.

Подрастающее поколение интенсивно вовлекается в курение табака, пьянство и наркоманию, причем все в большей степени подобная «работа» ведется в отношении детей из благополучных и обеспеченных семей. Как свидетельствуют результаты исследований, профилактикой злоупотребления ПАВ необходимо заниматься, начиная с дошкольного возраста, так как подобные случаи все чаще встречаются уже в начальных классах школы. При этом можно опереться на личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к употреблению ПАВ: необходимость учета деформации в побудительной (мотивационно-смысловой) сфере в период её формирования у ребенка.

Мотивационная деформация выражается в том, что уже в раннем подростковом возрасте у него могут вытесняться базовые потребности в саморазвитии (самопознании, самоопределении и самовыражении).

Деформация в ценностной сфере проявляется в противопоставлении жизненных ценностей (здоровья, счастья, творчества, познания окружающего мира и др.) ложным ценностям (праздности, самолюбию, сластолюбию, властолюбию и др.).

Деформации побудительной сферы могут негативно влиять на личностное развитие, приводя к желанию острых ощущений или, наоборот, ощущения покоя, подавления страха, ожидания сверхвозможностей, радостного состояния и др.

Каждый ребенок пытается подражать окружающим, особенно близким людям, друзьям, знакомым, легко поддаваясь соблазнам, в том числе и первым пробам ПАВ. На основе естественных для детей имитационных действий развивается индивидуальный ценностно-смысловой ориентир личности, определяется её социальная роль в сфере ближайшего окружения. В этом смысле первостепенное значение имеет семья. В связи с этим программа первичной профилактики должна включать методическую работу с родителями и другими членами семьи ребенка.

Традиционно и семья, и школа в значительной мере, как правило, не занимаются воспитанием детей и подростков с учетом формирования ценностно-смысловых и мотивационно-волевых структур личности. Воспитательный процесс в большинстве случаев носит назидательно-информационный характер. Это противоречит базовым побудительным потребностям детей и подростков, деформируя их мотивационную, а затем смысловую и волевую сферу.

Следует отметить, что воспитание учащихся здоровому образу жизни проходит преимущественно по программе курса основ безопасности жизнедеятельности в старших классах школы. Однако к этому периоду, как это было выявлено в результате проведения углубленных медицинских осмотров школьников в 2005–2009 г.г., большинство учащихся уже приобщаются к употреблению ПАВ, а ценностно-смысловые ориентиры у них оказываются сформированными.

Следовательно, направленность обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях на формирование предметных нормативных знаний не решает главную задачу — развить у детей и подростков возможности побудительной сферы личности. Это необходимо для включения их в самостоятельную деятельность на основе ценностного отношения школьников к своему здоровью, в том числе такому важному компоненту здорового образа жизни как отказ от потребления ПАВ.

В последнее десятилетие произошел поворот от модели первичной профилактики просветительско-запугивающего направления к концепции формирования личностной стратегии добровольного отказа от потребления ПАВ на основе воспитания индивидуальных истинных увлечений и интересов. В этом процессе возрастающее значение приобретают вопросы совершенствования духовно-нравственного потенциала личности.

Успех работы будет зависеть, прежде всего, от учета индивидуальных интересов каждого учащегося, а также от успешности «созревания» ценностно-смысловой сферы, формирование которой приходится преимущественно на период детства и младшего подросткового возраста. Именно поэтому уже в начальных классах школы целесообразно прививать детям ценностное отношение к своему здоровью, принятию самостоятельных решений в области использования здоровьеформирующих навыков (правил личной гигиены, рационального питания, физической культуры и др.)

Важную роль в этом направлении приобретает разработка образовательных программ для педагогов с учетом их просветительской работы, проводимой с учениками на занятиях и в неурочное время, а также при работе с родителями. Очевидно, программы обучения педагогов начальной школы должны предусматривать формирование у них компетенций в области культуры здоровья учеников младших классов, развития их самостоятельности в принятии решений на основе оздоровительного ценностного подхода и личных творческих способностей, духовно-нравственных основ личности, определения и раскрытия способностей, просветительской работы с родителями.

Конечной целью работы педагога должно стать успешное формирование у школьников следующих навыков:

— самостоятельное принятие решения в сложных ситуациях;

— отстаивание своей точки зрения в отказе от употребления ПАВ на основе нравственного отношения к своему здоровью;

— развитие у учащихся коммуникативных способностей;

— развитие критического мышления и творческого потенциала;

— соблюдение учащимися этических норм;

— устойчивое эмоциональное состояние учащихся.

Выводы:

  1. Воспитание учащихся здоровому образу жизни должно проходить в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности, начиная с младшего подросткового возраста (5–6 классы).
  2. Для выявления предрасположенности детей и подростков к злоупотреблению ПАВ целесообразно проведение социально-психологического мониторинга, целью которого является формирование групп риска.
  3. С учащимися группы риска необходимо проведение профилактической работы на основе развития побудительной сферы личности.
  4. Необходимо проведение методической работы с родителями по привитию у детей и подростков самостоятельности и этических норм поведения.
  5. Внеклассная работа с учащимися должна включать здоровьеформирующие технологии с закреплением навыков личной гигиены, рационального питания, режима двигательной активности и др.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
  5. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
  6. Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  7. Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.
  8. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  9. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle