Библиографическое описание:

Климина М. В. Организация урока изобразительного искусства в условиях здоровьесбережения // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 21-23.



В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, опубликованном в «Российской газете» 06.11.2008, говорится: «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая…Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения…Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».

Охрана здоровья, на сегодняшний день, является первостепенным направлением деятельности всего общества. И школа — не исключение. Важнейшей составляющей ее воспитательной работы должно являться здоровьесбережение учащихся. Ведь только здоровые дети смогут правильно усвоить полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом.

Изобразительное искусство является особенным предметом. И поэтому, его нельзя преподавать, как остальные предметы. Здесь — мало передачи знаний и формирований умений и навыков. Ведь искусство не только изучается, оно как бы переживается.

Главной задачей художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие учащегося, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Ребёнок должен изучать искусство для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, чтобы приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни.

Сейчас, особа остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся. Культурная революция пошатнула устоявшееся у всех понимание общественных ценностей. И это очень сильно отразилось на нравственном развитии современных детей, которые стали агрессивными и жестокими. Молодое поколение развивается и живет по принципу «каждый за себя», который никак не совместим с духовностью и нравственностью. Все это происходит по причине глобальных изменений в государственной жизни, снижения уровня условий для роста личности и т. д.

В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но искусству здесь отведена особая роль.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

На уроках изобразительного искусства дети знакомятся с народной росписью, ее красотой — той всемогущей любовь к жизни, которая заложена в ней. Большой энергетический потенциал получают дети на таких уроках.

Знакомство с народными художественными промыслами вызывает у детей желание поучаствовать в процессе изготовления изделия — от лепки до росписи.

Лепка глиняных игрушек развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей.

При лепке и раскрашивании игрушки фантазия ребенка не ограничивается. Дети дают волю своему остроумию и наблюдательности, украшая игрушку то неожиданно замысловато, то наивно-просто. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, опредмечивается в его собственных действиях.

Для успешного усвоения не только программного материала, но и развития духовного здоровья учащихся на уроках постоянно должна создаваться атмосфера увлечённости предметом. Для этого нужны не только теоретические сведения, но и нужны игровые и сказочные моменты. Учитель становится и режиссёром, и актёром своего урока. Каждый урок — это спектакль, в котором принимают участие все ученики, актёры данного спектакля. Создание такой атмосферы сопереживания позволяет формировать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни, оказывает влияние положительных эмоций на здоровье. Ещё В. А. Сухомлинский утверждал, что «забота о здоровье ребёнка это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму питания, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

С целью накопления опыта и положительных эмоций на уроках вводятся коллективные задания. Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых моментов на уроках изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приёмами организации учебной деятельности даёт возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживать интерес и увлечённость процессом творчества, вызвать положительные эмоции, воспитывать позитивное настроение, ведь оно влияет на наше самочувствие, наполняет нашу душу любовью. Игровые формы, применяемые на уроке, разнообразны:

 подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);

 игры соревнования (учащиеся делятся на группы, команды и выполняют различные задания);

 диалоги с героями книг, мультфильмов;

 ролевые игры (посещение музея, цирка, сказочные герои).

Подчёркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б. М. Теплов писал «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитание нравственного чувства и формирование мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому воспитанию личности». Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен «увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься». Потому что, как подчеркнул Б. М. Неменский «в искусстве получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо».

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет оздоровление музыкой (музыкотерапия). Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбуждённое состояние, может укрепиться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на уроке даёт ребёнку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет «Лунная соната» Л. Бетховена, «Времена года» П. И. Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма «Овод» С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез» Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия» С. Рахманинова и «Бал» симфония Л. Бетховена.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Здоровый образ жизни это требование времени. Проблема здоровья школьников выходит на первый план задач любой школы. А важнейшим условием решения этой проблемы должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, досуговой деятельности с детьми силами не только школы, но и семьи. Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является сохранение и укрепление здоровья школьников путём формирования среды, обеспечивающей здоровый образ жизни, обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  5. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова, Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 68–70.
  6. Буйнов, Л. Г. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию // Л. Г. Буйнов, А. В. Соловьев // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). С. 16–19.
  7. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости // Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 459–460.
  8. Соломин В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148–156.
  9. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического ВУЗа / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. А. Морозов, Г. И. Сопко // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 337–345.
  10. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  11. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle