Библиографическое описание:

Крылова Т. В. Проблема полового воспитания подростков как комплексная педагогическая задача в контексте опыта здоровьесбережения // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 26-28.



Важнейшим компонентом человеческой культуры выступает культура здоровья. При этом, может быть, самой главной ее функцией (как впрочем, и культуры в целом) является транслирующая функция, выражающая ее направленность в будущее, ориентирующая на передачу накопленного опыта и ценностных установок новым поколениям. И хотя в структуре населения Российской Федерации контингент молодых людей составляет чуть более 13 %, однако многие демографические проблемы определяются особенностями репродуктивного и контрацептивного поведения именно этой группы населения. Охрана репродуктивного здоровья населения России в настоящее время является национальной стратегией государственной политики страны. В действующих законодательных актах, принятых в России еще в 1990-х гг., предусмотрены меры по поддержке материнства и детства, профилактике заражения ЗПППП и ВИЧ, укреплению репродуктивного здоровья. Одним из приоритетных направлений для реализации этих законов является нравственное и половое воспитание подрастающего поколения. К сожалению, на практике современная государственная политика ориентирована не на формирование санитарно-гигиенической культуры населения, а лишь на улучшение качества медицинского обслуживания. Призванная же улучшить положение в этой сфере межведомственная Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России из-за формального участия в ее разработке Министерства образования Российской Федерации, носила узконаправленный характер. Таким образом, сейчас очевидна необходимость коренной перестройки существующей системы полового воспитания детей и подростков.

В тоже время приходится констатировать, что в указанной предметной области в настоящее время не существует единого мнения даже в отношении терминологии. В специальной литературе встречаются понятия «сексуальное образование», «половое воспитание», «половое просвещение» и др. без четкой дифференциации. В ряде восточноевропейских стран закрепилось понятие «подготовки к семейной жизни», в других — «половое воспитание», во многих странах Европы и в США принят термин «сексуальное образование». Отсутствие единого понятийного аппарата требует выработки унифицированной терминологии. Так половое воспитание можно определить как систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей и подростков; процесс адекватной половой ориентации, идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. В широком смысле половое воспитание совпадает с процессом половой социализации, в узком смысле понимается как подготовка ребенка к сексуальной жизни в процессе полового просвещения. Под половым просвещением понимают усвоение особенностей мужской и женской ролей в личной и общественной жизни.

Следует отметить, что проблема полового воспитания подрастающего поколения, необходимость просвещения детей и подростков в вопросах гигиенической культуры человека и ведущей роли семьи отнюдь не является новой. Анализ литературы по данному вопросу показывает, что различные дискуссии о половом воспитании и попытки его практической реализации имеют более чем столетнюю историю. Уже на Первом Всероссийском съезде детских врачей 1912 г. было отмечено, что улучшение сексуального здоровья общества возможно только при активном участии родителей в половом воспитании детей. В научных работах начала XX в. обсуждались вопросы необходимости раннего полового просвещения детей и актуальность проведения соответствующей подготовки родителей и педагогов.

В СССР изучением проблемы гендерного воспитания долгое время намеренно не занимались. Первые организованные попытки практического воплощения полового воспитания школьников были сделаны лишь в начале 1980-х гг. с внедрением программ «Гигиеническое и половое воспитание» (8 класс) и «Этика и психология семейной жизни» (9–10 класс). Первая из них имела, в основном, гигиеническую направленность и практически не содержала материалов по половому воспитанию, впоследствии она была поглощена курсом «Человек и его здоровье». Курс «Этика и психология семейной жизни» был выдержан в классических традициях нравственных подходов в половом воспитании и не содержал материалов медико-гигиенического характера. Все это привело к провалу идей об организованном половом просвещении подростков. Разработанные учеными программы дифференцированного просвещения для учащихся разного возраста остались невостребованными.

В начале 1990-х гг. Российской ассоциацией планирования семьи была разработана программа полового воспитания школьников, которая стала реализовываться на государственном уровне. Однако в 1996 г. внедрение данной программы в школы страны было приостановлено в связи с ростом возмущения со стороны родителей и общественных организаций. В начале XXI в. проблематика полового воспитания подростков вновь становится актуальной педагогической задачей. Так, по мнению Ю. А. Гуркина, основная идея полового воспитания и полового образования должна сводиться к подготовке молодого поколения к восприятию сексуальной сферы жизни при достижении ими соответствующего возраста. Конечная цель этих мер направлена на улучшение показателей общественного здоровья, совершенствование профилактики заболеваний генитальной сферы и формирование гармоничной личности.

Однако, несмотря на детальную проработку проблем полового воспитания, как с теоретической, так и с практической точек зрения, единого подход к ней выработать так и не удалось. Это связано во многом с тем, что различные авторы отражали не только направленность своего профессионально-группового мышления (врачи, педагоги, психологи), но и часто руководствовались своими политическими и моральными предпочтениями. В тоже время к несомненным успехам отечественной психолого-педагогической мысли в ее теоретических разработках проблем полового воспитания детей и подростков следует отнести ряд положений, которые продолжают оставаться актуальными и в наше время:

  1. Половое воспитание не может быть прерогативой только или семьи, или школы, оно требует не индивидуальных частных мероприятий, но слаженной и систематической работы всех заинтересованных агентов воспитательного процесса, включая государственную власть.
  2. Половое воспитание не может быть сведено только к передаче сведений по гигиене пола, не может ограничиваться воспитанием целомудрия и половой сдержанности, но должно быть ориентировано на цели подготовки молодежи к их будущим обязанностям супругов и родителей.
  3. Половое воспитание не может быть отделено от воспитания нравственного, даже напротив, должно составлять его неотъемлемую часть, при этом основным средством его должно стать не нравоучение, а добрый пример взрослых и разумная организация учебной и внеучебной деятельности воспитуемых.

Вопросы полового воспитания находят свое отражение и в современных научных публикациях, в которых, в частности, часто отмечается крайне низкий уровень знаний подрастающего поколения об анатомии, физиологии и гигиене человека, способах профилактики заболеваний репродуктивной сферы. Устойчивый интерес к сексуальному образованию обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать ее гендерные особенности как фундаментальные биосоциокультурные характеристики. В настоящее время вновь ведется интенсивное обсуждение необходимости введения в школах программы сексуального воспитания подростков. Сторонники данного подхода ссылаются на аналогичные программы, внедренные в 1980–1990-х гг. в образовательных учреждениях Европы и Америки.

Не отрицая необходимости полового воспитания подростков, все же стоит отметить, что его главной целью должно стать формирование у подрастающего поколения нравственных межполовых отношений, их подготовка к ответственному супружеству и родительству, содействие укреплению брака и семьи. При этом эффективная реализация программ полового воспитания учащихся, ориентированных в конечном итоге на охрану здоровья подрастающего поколения, может быть достигнута только в том случае, если в системе среднего общего образования будет реально создана здоровьесберегающая среда.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  3. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  4. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.
  5. Глазников, Л. А. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Г. А. Рыжак, В. Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С. 91–98.
  6. Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
  7. Плахов, Н. Н. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. 2008. С. 167–168.
  8. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  9. Соломин В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148–156.
  10. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle