Библиографическое описание:

Кулагина М. Ю. Использование потенциала школьной педагогики в здоровьесберегающем контексте как средства предотвращения деструктивного репродуктивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 28-30.



Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать инновационную педагогическую деятельность, по-новому выстраивающую отношения между учащимся и образовательной системой, переводя учебно-воспитательную деятельность в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья всех субъектов образовательного процесса. Сейчас особую тревогу вызывает рост распространенности инфекционных и неинфекционных заболеваний органов репродуктивной системы среди подростков, который во многом обусловлен особенностями поведения современной молодежи. Так по данным профилактических осмотров, за последние годы значительно сократилась группа практически здоровых детей и растет число хронически больных. В ряде исследований выявлено, что у 75–86 % девушек имеются хронические соматические заболевания, у 10–15 % — гинекологические заболевания, ограничивающие их фертильность в будущем. Так воспалительные заболевания органов малого таза составляют 60–70 % в структуре гинекологической патологии, а ведь именно они являются основной причиной репродуктивных потерь — невынашивания беременности, внематочной беременности, бесплодия. Многочисленные работы показывают, что прогрессирующее увеличение гинекологической заболеваемости девочек-подростков во многом определяется особенностями их сексуального поведения.

Негативные тенденции имеют место также и в состоянии репродуктивного здоровья юношей, у которых достаточно широко распространены аномалии развития и заболевания, обуславливающие патологию репродуктивной системы. Однако имеющиеся в литературе работы не уделяют достаточного внимания изучению медико-социальных аспектов их репродуктивного здоровья, а ведь около 60 % всех заболеваний репродуктивной системы у юношей в возрасте 14–17 лет угрожают бесплодием в будущем.

Проблема подростковой беременности и материнства в юном возрасте чрезвычайно актуальна и вызывает особую озабоченность общества. Раннее начало сексуальных отношений в сочетании с низким уровнем знаний о средствах и методах контрацепции и недостаточным их применением отражается на числе не планируемой беременности у подростков. Беременность и роды в подростковом возрасте часто протекают с осложнениями и ведут к заболеваемости и смертности, как самих матерей, так и их потомства. Так согласно официальной статистике, ежегодно в мире беременеют 5–10 % девушек в возрасте от 13 до 17 лет. В США уровень подростковой фертильности составляет 114 беременностей на 1000 подростков, в России — 70–90, в Нидерландах — 10. При этом в 60 % случаев беременность у подростков наступает случайно, так как каждая четвертая сексуально активная девушка не имеет постоянного партнера.

По данным статистики в России 95,1 % беременностей у 14-летних и 52,8 % беременностей у 15–19-летних девушек-подростков завершаются абортом. Доля подростков в общей структуре абортов составляет 10,2 %, в структуре криминальных прерываний беременности — 12,3 %. При этом общее количество абортов в России составляет около 40 на 1000 подростков 15–19 лет, каждый второй аборт у юных женщин производится при первой беременности, а 13 % юных беременных прибегают к нему повторно. Эти показатели являются самыми высокими среди экономически развитых стран.

Частота осложнений после абортов у девушек-подростков в 2–2,5 раза выше, а материнская смертность в 5–8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста, что связано с половой незрелостью организма девочки. Причем основная часть нарушений репродуктивного здоровья подростков происходит за счет осложнений после абортов. Однако по данным опроса 14 % девушек-подростков ничего не знают об осложнениях аборта. И хотя только 5 % девушек уверены в отсутствии каких-либо негативных последствий искусственного прерывания беременности, тем не менее, более 40 % респондентов ответили, что выбрали бы аборт в случае нежелательной беременности. В тоже время изучение отношения мальчиков-подростков к данной проблеме показывает, что хотя значительная часть из них знает о вреде аборта, однако многие подростки мужского пола считают вполне естественным для девушки, не состоящей в браке, прерывание первой беременности.

Следует отметить, что сексуальное поведение подростков часто характеризуется контактами со случайными партнерами и неудачами при использовании контрацептивов. Хотя в настоящее время контрацептивные методы стали более доступными, имеется значительный временной интервал между инициированием сексуального общения и последующим началом использования надежной контрацепции. Как правило, подростки обычно не думают об использовании средств контрацепции как минимум в течение года после дебюта сексуальных отношений. Изучение контрацептивного поведения молодых людей показывает, что они чаще всего либо не используют контрацепцию, либо применяют малоэффективные средства для предупреждения беременности. Причиной нежелания использовать контрацептивные средства в 40 % случаев является отсутствие достаточных знаний по вопросам планирования семьи, профилактики заболеваний передающихся половым путем и нежелательной беременности. Кроме того, на отсутствие мотивации в использовании контрацептивов могут оказывать влияние такие человеческие факторы, как забывчивость, необъяснимая уверенность, что «со мной этого никогда не произойдет», неполная информированность о методах и правилах использования методов контрацепции. Исследования P. J. Moor, N. E. Adler, S. M. Kegeles показали, что только 33–50 % подростков используют контрацепцию при первом сексуальном общении. Следствием этого является то, что 95 % девочек, имевших ранние половые контакты, беременеют до 14 лет, а у 58,2 % 15–19-летних подростков первая беременность заканчивается абортом.

Начиная сексуальную жизнь, подростки самостоятельно, без поддержки специалистов, не всегда готовы сделать правильный, разумный выбор и своевременно предотвратить незапланированную беременность. В тоже время, пропаганда и внедрение современных контрацептивных технологий позволяет снизить количество патологических родов, абортов, уменьшить показатели материнской смертности среди девочек-подростков. Поэтому в предупреждении нежеланных беременностей и абортов среди подростков ведущее значение имеет доступная и своевременная информация о существующих методах постоянной и экстренной контрацепции. Однако при относительной доступности современных методов контрацепции информацию о них в большинстве случаев подростки получают из случайных источников. Так по данным исследований установлено, что у подростков первое место по информированию о методах контрацепции занимают литературные источники, второе — врачи медицинских учреждений, третье — друзья или подруги, четвертое — фильмы и телепередачи. При этом доля родителей, преподавателей и учителей, медицинских работников учебных заведений и школьных психологов как источников информации остается крайне незначительной.

Таким образом, существующие негативные тенденции в сфере репродуктивного поведения современных подростков и вызываемые ими медико-социальные проблемы вызывают необходимость разработки и широкого внедрения в школьную образовательную практику программ по охране репродуктивного здоровья молодежи, сексуального образования и формирования ответственного сексуального поведения. Введение таких специальных образовательных программ для школьников и студентов является одним из наиболее перспективных путей выработки у подростков мотивированного поведения, направленного на сохранение своего репродуктивного здоровья. Большинство специалистов согласны, что именно это направление является приоритетным для сохранения здоровья подростков. При этом обсуждение отрицательных последствий выражения сексуальности подростков имеет принципиальное значение в сексуальном образовании до их полового дебюта.

На основе вышеизложенного напрашивается вывод, что проблема сохранения репродуктивного здоровья подростков на современном этапе, становится не только важной медико-социальные, но и психолого-педагогической задачей, для решения которой необходимо задействовать весь накопленный потенциал школьной педагогики, с акцентом на опыте здоровьесбережения.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  3. Благинин, А. А. Ортостатическая проба как метод оценки стрессового воздействия / А. А. Благинин, Филатов В. Н. // Функциональная диагностика. 2005. № 2. С. 23.
  4. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Новиков, В. С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В. С. Новиков, А. А. Благинин, Е. Б. Шустов, В. Ю. Чепрасов, М. Ю. Бахтин, В. О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
  7. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  8. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  9. Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 730.
  10. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle