Библиографическое описание:

Хасина М. М., Баталева Н. Ю. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 43-45.



Сохранение здоровья учащихся — это проблема, которую можно назвать одной из самых приоритетных проблем, стоящих перед школой. И это неудивительно, ведь с каждым годом число здоровых детей приходящих в школу уменьшается, а количество детей, страдающими достаточно серьезными заболеваниями увеличивается. По официальной статистике за 2015 год, среди всех школьников абсолютно здоровы — 20,7 процента. У детей, поступающих в школу из дошкольных образовательных учреждений, все чаще выявляются проблемы со слухом и зрением, нарушение осанки, нервные расстройства. Эксперты также говорят, что на этапе перехода из ученической во взрослую жизнь характеристики здоровья становятся еще ниже.

Для решения такой сложной проблемы нужны объединенные усилия медиков, учителей и родителей. А поскольку учащиеся проводят за учебой около 70 процентов своего времени, то большое влияние на здоровье учащихся оказывает школа.

Рассмотрим, какие здоровьесберегающие технологии целесообразно использовать на уроках английского языка.

Для снятия нервного напряжения у учащихся необходимо создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Для этого используются формирование положительного отношения к предмету, создание ситуации успеха на уроке, использование различных образовательных технологий, построение доброжелательных отношений между учителем и учащимися.

Для снятия усталости глаз учащихся целесообразно в середине урока проводить зарядку в виде упражнений для глаз.

Упражнение для глаз:

«Жмурки». Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.

«Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка — быстро и легко.

«Светофор». Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.

«Вверх-вниз». Посмотри сначала вверх, затем вниз, не наклоняя головы.

«Часики». Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-так». Повтори это упражнение 20 раз.

«Крестики-нолики». Нарисуй глазами большой круг по часовой стрелке, а затем — против. Теперь нарисуй крестик: сначала посмотри вправо вверх, потом влево вниз, а затем наоборот, проведя взглядом две условные линии крест-накрест.

«Гляделки». Не моргай глазками как можно дольше. Когда моргнешь, закрой глаза и расслабься, представив, что ты спишь.

«Массаж». Закрой веки и аккуратно помассируй глаза пальчиками.

«Далеко-близко». Сфокусируй взгляд сначала на предмете, который находится в противоположном конце комнаты (шкаф, классная доска и т. п.) и смотри на него в течение 10 секунд. Затем медленно переведи взгляд на ближний предмет (например, на свой палец) и также смотри на него 10 секунд.

«Фокус». Смотри, не отрывая взгляда, на движущийся предмет (свою руку). При этом рука должна быть видна четко, а все остальные предметы вдалеке — размыто. Затем сфокусируй взгляд, наоборот, на предметах заднего плана.

В целях профилактики нарушения осанки на уроках английского языка можно использовать физкультминутки, динамические паузы, специальные задания, требующие физической активности или подвижные игры.

Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления детей, так как выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Как правило, на уроках английского языка для проведения физкультминуток используются рифмовки, песни под музыку, сопровождающиеся движениями.

Например, в начальной школе можно использовать следующие рифмовки:

One, one, one. Run, run, run. (бегнаместе)

Two, two, two. Go to the zoo. (ходьбанаместе)

Three, three, three. Climb a tree. (движения наверх)

Four, four, four. Touch the floor. (наклонвниз)

Five, five, five. Swim and dive. (плавание)

Six, seven, eight. That was great! (изображение радости)

Nine and ten. Count again! (счет на пальцах)

Stand up, sit down (встаем, садимся)

Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)

Point to the window, (показываем пальцем на окно)

Point to the door, (показываем пальцем на дверь)

Point to the board, (показываем пальцем на доску)

Point to the floor. (показываем пальцем на пол)

Stand up, sit down (встаем, садимся)

Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)

Для динамических пауз целесообразно использовать различные игры, которые позволяют детям снять физическое напряжение и отработать необходимый языковой материал. Одной из таких игр является игра с мячом, во время которой учитель называет слово по-русски, бросает мяч ученику, ученик дает перевод слова на английский язык, возвращает мяч учителю и. т.д.

Другая игра, включающая в себя элементы активного обучения — это диктант-эстафета. Учитель набирает и распечатывает два текста, состоящих из одного абзаца каждый. Первый текст остается у учителя, второй текст прикрепляется на доску. Класс делится на две группы. В каждой группе определяется порядок, в котором дети будут участвовать в эстафете. Затем первый ребенок из первой группы подходит к учителю, читает текст и возвращается к группе, где он пытается продиктовать то, что ему удалось запомнить из текста. Остальные ребята в группе пытаются записать. В это же время ученик из второй группы делает то же самое с текстом, прикрепленным к доске. Затем следующий ученик читает текст и диктует остальным то, что ему удалось запомнить. Эстафета длится до тех пор, пока текст не записан точно. Победитель — команда, первой записавшая текст и допустившая в написании слов меньше ошибок. Конечно, данное упражнение развивает память и слух учащихся, позволяет отработать правила орфографии, а главное дает возможность учащимся подвигаться, снять напряжение со спины и настроиться на дальнейшую работу.

Кроме описанных выше здоровьесберегающих технологий, не менее важным является и формирование у учащихся здорового образа жизни.

Проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей физической форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни — это темы, которые изучаются в средней и старшей школе на уроках английского языка. Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует формированию здорового образа жизни.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин, А. А. Ортостатическая проба как метод оценки стрессового воздействия / А. А. Благинин, Филатов В. Н. // Функциональная диагностика. 2005. № 2. С. 23.
  3. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
  4. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.
  5. Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
  6. Новиков, В. С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В. С. Новиков, А. А. Благинин, Е. Б. Шустов, В. Ю. Чепрасов, М. Ю. Бахтин, В. О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
  7. Соловьев, А. В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). С. 118–120.
  8. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  9. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle