Библиографическое описание:

Савельева Ю. В. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 34-37.



Здоровье — неоспоримая ценность современного общества. Сохранение здоровья школьников — одна из основных задач школы и семьи. Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70 % времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4–5 раз. В последнее десятилетие отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. У большинства детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим.

Вот почему в настоящее время особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые описывают систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели и рассматривают систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

На что направлены здоровьесберегающие технологии, на какие «слабые места» образовательного процесса? Необходимо выяснить, что может оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей в процессе обучения.

Один из главных отрицательных факторов — большое количество предметов в расписании, большое количество уроков ежедневно; сложность учебного материала, большой его объем, неправильное или негибкое применение методов обучения, стрессы, спровоцированные контролем и страхом сделать ошибку, социальные неблагополучные факторы (обстановка в семье, в малом социуме). В связи с этим перед учителем стоит задача — способствовать сохранению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегaющей образовательной технологией Петров В. О. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

В эту систему входит:

1. использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными;

2. учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы;

3. создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии;

4. использование разнообразных видов здоровьесберегaющей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

По мнению В. Д. Сонькинa, здоровьесберегающая технология включает в себя следующее:

1. условияобучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3. соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Таким образом, данный вид технологий направлен, в первую очередь, на такую организацию учебного процесса в школе, которая направлена на сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся.

На уроках английского языка необходимо применять здоровьесберегающие технологии. Английский язык — сложный предмет. С первых уроков дети должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). Обучающимся необходимо много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому учитель должен создать благоприятный «климат» для обучения, который способствовал положительному эмоциональному настрою у детей на работу на уроке.

Прежде всего, нужно учитывать физиологические и психологические особенности детей. Важно подбирать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Для этого в урок включаются зарядки-релаксации, на которые в общей сложности отводится 3–5 минут урока. Релаксация — это расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель ее — снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различные рода движения, игры, пение, танцы. Все это можно проводить в качестве физминутки. При её проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения. Физкультминутка — разрядка с использованием различного рода движений. Она способствует смене позы и характера деятельности, двигательной активностью, которая снимает утомление и восстанавливает эмоционально положительное состояние. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Во время физминутки ребята двигаясь, хорошо запоминают лексику по теме урока. Работают сразу несколько анализаторов, что способствует лучшему запоминанию.

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Сохранению здоровья способствует применение игровых технологий.

Игра является одной из важных форм релаксации и действенным инструментом, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых и позволяет сделать учебный процесс интересным и привлекательным. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в играх УМК «Английский язык 2 -4 класс Millie» Азарова С. И. Дети на уроках вовлечены в активную познавательную деятельность. Также используются элементы театрализации.

Все задания и упражнения выше упомянутого УМК имеют четко выраженный деятельностный характер. В младших классах это принимает форму игровой деятельности, ручной работы (создания поделок), отгадывания загадок, ребусов, поисков «спрятанного сокровища», написания дневника о путешествии и прочее. Сочетание деятельностного и мультисенсорного подходов в курсе «Millie» позволяет учитывать различные познавательные стили как у школьников-визуалов, так и аудиалов, и кинестетиков, что способствует сбережению здоровья младших школьников. Пантомима используется и при презентации нового материала, и в играх при закреплении. Мультисенсорный подход — это большой плюс УМК «Английский язык 2–4 класс Millie» Азаровой С. И.

В УМК «Английский язык 2–4 класс Millie» Азарова С. И. заложены те инструментарии, с помощью которых легко применять здоровьесберегающие технологии. Это большой набор игр, песенок, рифмовок, очень грамотная с методической точки зрения подача материала в учебнике и рабочей тетради, предполагается проектная деятельность. Очень много практического дополнительного материала в книге для учителя — это фотокопии игровых полей, карточек к играм, материал для проектной деятельности, маски для театрализации и т. д. Положительное восприятие правил здорового образа жизни и их применение на уроках, дает детям толчок к их использованию и вне школы. Тематика текстов УМК «Английский язык 2–4 класс Millie» Азарова С. И. также направлена на осознание учащимися ценностей здорового образа жизни.

Очень много заданий в УМК предполагают работу в парах и группах. Такие организационные формы работы являются тоже здоровье сберегающими. Работая в парах или в группах, неуспевающие дети чувствуют себя на уроке комфортно, ощущают себя «нужными» и «важными», что способствует успеху всей группы.

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения — это самоконтроль и взаимоконтроль. То есть использование альтернативного контроля. Для этого необходимо по каждому виду речевой деятельности разработать показатели и критерии самооценивания. Дети испытывают меньший стресс, когда проверяют друг друга и себя. Методический аппарат курса “Millie” обеспечивает промежуточный и итоговый контроль, используя как традиционные, так и альтернативные средства контроля. Промежуточный и итоговый контроль обеспечивается с помощью проверочных работ Progress pages после каждых двух разделов учебника (1–4 классы), а также тестами в обучающих компьютерных программах. Контрольные задания даны в форматах как контрольных работ, позволяющих проверить способность учащихся творчески применить полученные на уроках знания. Важную роль в курсе играет компетентностное оценивание, которое позволяет детям оценить свои достижения на основе полученных умений, развивать умения самоконтроля у учащихся. Альтернативные средства контроля в курсе “Millie” включают в себя оценивание на основе портфолио с помощью проектных работ (задания для проектных работ даны в конце каждого раздела каждого учебника курса) и задания с автоматизированным контролем в обучающих компьютерных программах. К учебникам курса “Millie” —существуют специально созданные мультимедийные обучающие компьютерные программы. Целью данных программ является облегчить ввод нового языкового материала, обеспечить дополнительную тренировку языковых знаний и речевых умений учащихся и разнообразить виды работы с изучаемым материалом. Такой инструмент несомненно способствует сбережению здоровья обучающихся.

Необходимо также отметить, что проведение всевозможных праздников, конкурсов, круглых столов, проектов — это мощный инструмент для повышения мотивации к изучению английского языка, которая способствует не только более высокое усвоение материала, но и «экономит» силы и здоровье ребенка.

В нашей школе традиционно проводятся конкурсы песен на английском языке, ставятся спектакли, проводятся праздники, конкурсы и языковые конференции. К образовательному процессу привлекаются и родители, которые принимают активное участие в мероприятиях в рамках внеурочной деятельности.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочной деятельности благоприятно сказывается на здоровье младших школьников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен и оптимистичен. И как следствие, растет качество образования.

Литература:

  1. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  2. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова, Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 68–70.
  3. Буйнов, Л. Г. Психофизиологическая адаптация человека к укачиванию // Л. Г. Буйнов, А. В. Соловьев // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). С. 16–19.
  4. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости // Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 459–460.
  5. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.
  6. Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
  7. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  8. Соломин В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148–156.
  9. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического ВУЗа / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. А. Морозов, Г. И. Сопко // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 337–345.
  10. Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 730.
  11. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle