Библиографическое описание:

Сницер Ю. С. Психологические особенности больного сахарным диабетом // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 37-39.



Общее количество больных диабетом (и первого, и второго типа) в мире превысило 150 млн. человек; в России официально зарегистрировано 2,5 млн. больных среди взрослых. Примерно столько же человек находятся на стадии преддиабета. Но на самом деле количество больных в два-три раза превышает официальные цифры... Ежегодно число больных увеличивается на 5–7 %, а каждые 12–15 лет — удваивается. Детская статистика еще печальней — до 90-х годов отмечался прирост заболеваемости не более чем на 4 %. После 2000 г. — до 46 % новых случаев в год. В последнее десятилетие рост СД с 0,7 до 7,2 случая болезни СД на 100 000 подростков

Как психолога, меня интересует роль хронического стресса, эмоционального перенапряжения, психосоматические причины заболевания и влияние самого заболевания на психику человека. Человек, заболевший диабетом, долгое время чувствует себя несчастным, думая, что его никто не любит. Постоянно ощущая необходимость в поддержке, тепле и опоре, пациент невольно создает болезнь, требующую непрерывной заботы.

В течение двух последних десятилетий главное внимание стало уделяться причинной роли эмоциональных факторов в возникновении заболевания.

Кэннон показал, что страх и тревога могут вызвать гликозурию у здоровых кошек и людей. Эту гипотезу подтверждает, что эмоциональный стресс способен вызывать нарушение углеводного метаболизма даже у тех, кто не страдает сахарным диабетом.

Однако полученные в дальнейшем данные указывают на то, что, хотя у большинства здоровых людей сильные эмоции могут вызывать «эмоциональную гликозурию», существенного возрастания концентрации сахара в крови при этом не происходит.

Другими словами, у здоровых людей может развиваться «эмоциональная гликозурия», но редко развивается «эмоциональная гипергликемия»

Становится понятным, что, когда физиологические механизмы, отвечающие за поддержание уровня сахара в крови, адекватны, как у здорового человека, любое вызванное эмоциями изменение быстро компенсируется. У диабетика регуляторные механизмы нарушены, из-за чего гомеостатическое равновесие становится невозможным.

Этим объясняются многочисленные наблюдения, что эмоциональный стресс способен обострять у больных диабетом течение болезни. Вероятно, обострение диабетического состояния обусловлено усилением расщепления гликогена печенью, которое в свою очередь может объясняться активацией автономной нервной системы и увеличением секреции адреналина. Это согласуется с концепцией критических ситуаций Кэннона и может быть механизмом, объясняющим постоянные флуктуации уровня сахара в крови у больных диабетом. Можно также предположить, что у людей с некоторым ограничением физиологических регуляторных механизмов под воздействием чрезмерного эмоционального стресса может возникнуть временная гипергликемия.

Ученые из Мюнхенского университета, в свою очередь выделили три главные причины, способствующие развитию диабета с точки зрения психосоматики:

 Посттравматические депрессии. Они могут развиваться после какого-то тяжелого потрясения: потери близкого человека, изнасилования, изматывающего развода. Когда организм как бы «зависает» в состоянии шока и никак не может из него выкарабкаться, хотя ситуация уже ушла в прошлое.

 Хронические проблемы в семье, которые люди предпочитают скрывать годами и не решаются разрешить их радикально. Самые частые ситуации весьма банальны: алкоголизм или же измены супруга. Особенно плохо на состояние поджелудочной железы влияет нестабильность и чувство панического ожидания. Иногда для того, чтобы нормализовать уровень сахара в крови, нужен всего-навсего душевный покой.

 Повышенная тревожность. Организм человека в состоянии панической атаки очень быстро сжигает сахар, инсулин едва успевает вырабатываться. Вот почему многим для того, чтобы справиться с нервозностью и тревогой, безумно хочется съесть чего-нибудь сладкого. Со временем формируется постоянная потребность заедать стресс шоколадками и пирожными. В результате — зависимость от сладкого и как следствие — нарушение выработки инсулина и развитие диабета второго типа.

Роль «семейных» факторов ввозникновении сахарного диабета

Психологические факторы, связанные с семьей, межличностными взаимоотношениями в семье, уровнем эмоционального принятия и поддержки, могут играть определенную роль в возникновении заболевания. Автор замечает, что, в связи с традиционной в рамках психодинамического направления тенденцией, отождествляющей пищу с любовью, недостаток любви, приводя к переживанию состояния голода, формирует «голодный» метаболизм, соответствующий метаболизму больного диабетом. Интенсивный аппетит и склонность к ожирению ведут к стабильной гипергликемии. Нарушение ролевой структуры, эмоциональных компонентов межличностных отношений в родительских семьях ухудшает состояние больных.

Психические нарушения убольных сахарным диабетом

У больных на сахарный диабет берутся специальные анализы, которые определяют уровень отклонения психики от нормального. Проводится неврологическое обследование, также обязательна беседа таких больных с психиатром.

При раннем возникновении заболевания может отмечаться замедление психического развития. Дети отстают в интеллектуальном развитии, хуже здоровых успевают в школе.

Диабет может сопровождаться астенической симптоматикой в виде повышенной утомляемости, снижения работоспособности, нарушений сна, головной боли, лабильности эмоциональных реакций. Нередко отмечаются вялость, снижение настроения с подавленностью и угнетенностью. Возможны также психопатоподобные расстройства.

Психологический барьер иего преодоление

Как и большинство хронических соматических заболеваний, сахарный диабет имеет большое влияние не только на физическом, но и на психологическом уровне. В первую очередь из-за того, что у человека пропадает уверенность в собственном будущем. Причем это касается не только возможного летального исхода. Большинство людей больше боятся потерять одну из конечностей, ослепнуть. Другие испытывают постоянный психологический дискомфорт от одной мысли о том, что у них могут начаться даже незначительные соматические расстройства. Это осложняется еще и тем, что пациенты видят такую возможность воочию, посещая клинику. Первый и главный фактор успеха лечения сахарного диабета — сам больной, второй фактор — врач, дающий направление действиям больного, и третий фактор — близкие, родственники — окружающее общество. В нем не может быть непонимания, изоляции людей с сахарным диабетом.

Худшим вариантом является ситуация, когда у больного есть друзья или родственники с сахарным диабетом, особенно если у них начались тяжелые осложнения. Сам о том не задумываясь, человек начинает примерять на себя такую же ситуацию. Без вмешательства психотерапевта или личного постоянного контроля над собой обойтись будет попросту невозможно. Преодолеть психологический барьер собственными силами очень тяжело. Поэтому желательно чтобы присутствовало регулярное посещение психолога. Даже если пациент считает, что у него вполне адекватное отношение к своему состоянию, от сеансов не стоит отказываться. Психотерапевт сможет предотвратить развитие психосоматических расстройств на самой ранней стадии, а не тогда, когда они будут заметны даже не специалисту.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
  5. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  6. Плахов, Н. Н. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. 2008. С. 167–168.
  7. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  8. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  9. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle