Библиографическое описание:

Циугаск И. В. Формирование культуры здоровья учащихся школ // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 45-47.



Школьники представляют собой особую социальную группу, характеризующуюся не только определенным возрастом, но и специфическими условиями деятельности. Такие факторы, непосредственно связанные с их учебной деятельностью, как продолжительность учебного дня, учебная нагрузка по расписанию, перерывы между занятиями, состояние аудиторий, социально-психологическая атмосфера, нестабильное и несбалансированное питание и др. оказывают серьезное влияние на состояние здоровья молодого поколения. Не менее существенным является и то, что очень часто, «неправильный» образ жизни воспринимается как норма и формирует у школьника неадекватное отношение к своему здоровью, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни. Поэтому, важнейшей педагогической задачей, является формирование таких ценностных установок учащегося, которые ориентируют его на ведение здорового образа жизни, а он, в свою очередь, станет основой будущей профессиональной и творческой самореализации школьников, залогом их активного долголетия. К сожалению, хотя молодые люди и ставят здоровье на первые места в иерархии своих жизненных приоритетов, однако, по данным социологических исследований, не предпринимают должных мер по его сохранению.

Стоит отметить, что образовательный процесс в школе предполагает не только обучение и воспитание, но также и оздоровление учащихся, формирование у них понятия культуры здоровья. Таким образом, одним из основных направлений деятельности средних общеобразовательных учебных заведений должно стать создание соответствующих условий, предполагающих сохранение и укрепление здоровья учащихся, поддержание на должном уровне их здорового образа жизни. При этом наиболее важный вклад в формирование культуры здоровья школьников вносит учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является развитие культуры безопасности и формирование личности безопасного типа поведения. Так как культура здоровья является одним из базовых элементов культуры безопасности, то данные понятия неразрывно связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является человек и состояние его здоровья.

Так в основе личной культуры здоровья человека лежит здоровый образ жизни, задачами которого являются формирование, укрепление и стабилизация здоровья. Данные ценностные установки напрямую связаны и перекликаются с задачами самой безопасности жизнедеятельности, рассматриваемой экспертами как наука о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и ликвидации последствий неблагоприятных воздействий. При этом сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня теоретических знаний и практических навыков учащихся, мотивации на ведение здорового образа жизни, осознания ими личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества.

Формирование культуры безопасности на основе понимания важности укрепления и развития здоровья, как неотъемлемый компонент безопасной личности, является важной задачей школы. К сожалению, современное состояние системы общего образования не отвечает новому вызову времени. До сих пор отсутствует четкая ориентация на формирование культуры безопасности и укрепление здоровья; на формирование знаний и практических действий в системе овладения культурой здоровья. Знания, получаемые школьниками на уроках по курсу «Основы безопасность жизнедеятельности» часто носят фрагментарный характер, не дающий целостных представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни.

В современных условиях важно формировать ценностные ориентации, вооружая учащихся устойчивыми знаниями, умениями и навыками в области основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, что требует поиска и внедрения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в школе. Необходимо формировать и расширять здоровьеформирующий компонент в системе общего образования, проводить исследования в этой области и применять полученные результаты на практике. Кроме того, посильную помощь в решении данных проблем окажет создание целевой комплексной программы, направленной на укрепление здоровья школьников и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в образовательной среде.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, который является основным документом, регламентирующим учебно-воспитательную деятельность средних общеобразовательных учебных заведений, основной упор в школе, в решении задач, связанных с формированием и укреплением здоровья учащихся возложен, главным образом, на учебный курс «Основы безопасность жизнедеятельности». По данному курсу приняты программы, разработанные В. Н. Латчуком и А. Т. Смирновым. Так в программе, составленной под руководством В. Н. Латчука для учащихся 5–9 классов разделу «Основы здорового образа жизни» отведен 31 час из 175. В программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов, также подготовленной под руководством В. Н. Латчука разделу «Основы здорового образа жизни» посвящено всего 6 часов, что явно недостаточно. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов А. Т. Смирнова, базируется на модульном подходе, темы, раскрывающие вопросы здорового образа жизни, включены в состав модуля II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» при этом блоку «Основы здорового образа жизни» отведен только 41 час.

Анализ данных программ показывает, что темы уроков, включенные в разделы, посвященные здоровому образу жизни, в первую очередь, направлены на формирование у школьников знаний об опасности тех или иных заболеваний и правил безопасного поведения, оказании первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. При этом вопросы «здоровьесозидания», направленные на изменение отношения молодых людей к своему здоровью и создание у них практики здорового образа жизни, в данных программах практически не рассматриваются.

В заключении хочется отметить, что стремительное развитие общества в последние годы предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Жителю современного мегаполиса непросто сохранить здоровье в условиях, где он ежедневно подвергается воздействию множества негативных для организма факторов, влияющих как не его физическое, так и психическое здоровье, все это в полной мере и даже, возможно, в большей степени относится к представителям подрастающего поколения. В тоже время тенденции направленные на стремительное ухудшение здоровья нации, наблюдаемые в 90-е гг. прошлого века к счастью удалось преодолеть и сейчас можно говорить о возрождении отечественных традиций здорового образа жизни и культуры здоровья населения. Однако сегодня потенциал школьной педагогики в деле сохранения и преумножения здоровья детей и подростков используется, на наш взгляд, далеко не в полном объеме.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Благинин, А. А. Ортостатическая проба как метод оценки стрессового воздействия / А. А. Благинин, Филатов В. Н. // Функциональная диагностика. 2005. № 2. С. 23.
  3. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  4. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Новиков, В. С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В. С. Новиков, А. А. Благинин, Е. Б. Шустов, В. Ю. Чепрасов, М. Ю. Бахтин, В. О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
  7. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  8. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  9. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  10. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle