Библиографическое описание:

Циугаск И. В. Формирование культуры здоровья учащихся школ // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 45-47.



Школьники представляют собой особую социальную группу, характеризующуюся не только определенным возрастом, но и специфическими условиями деятельности. Такие факторы, непосредственно связанные с их учебной деятельностью, как продолжительность учебного дня, учебная нагрузка по расписанию, перерывы между занятиями, состояние аудиторий, социально-психологическая атмосфера, нестабильное и несбалансированное питание и др. оказывают серьезное влияние на состояние здоровья молодого поколения. Не менее существенным является и то, что очень часто, «неправильный» образ жизни воспринимается как норма и формирует у школьника неадекватное отношение к своему здоровью, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни. Поэтому, важнейшей педагогической задачей, является формирование таких ценностных установок учащегося, которые ориентируют его на ведение здорового образа жизни, а он, в свою очередь, станет основой будущей профессиональной и творческой самореализации школьников, залогом их активного долголетия. К сожалению, хотя молодые люди и ставят здоровье на первые места в иерархии своих жизненных приоритетов, однако, по данным социологических исследований, не предпринимают должных мер по его сохранению.

Стоит отметить, что образовательный процесс в школе предполагает не только обучение и воспитание, но также и оздоровление учащихся, формирование у них понятия культуры здоровья. Таким образом, одним из основных направлений деятельности средних общеобразовательных учебных заведений должно стать создание соответствующих условий, предполагающих сохранение и укрепление здоровья учащихся, поддержание на должном уровне их здорового образа жизни. При этом наиболее важный вклад в формирование культуры здоровья школьников вносит учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является развитие культуры безопасности и формирование личности безопасного типа поведения. Так как культура здоровья является одним из базовых элементов культуры безопасности, то данные понятия неразрывно связаны друг с другом, поскольку общим объектом их приложения является человек и состояние его здоровья.

Так в основе личной культуры здоровья человека лежит здоровый образ жизни, задачами которого являются формирование, укрепление и стабилизация здоровья. Данные ценностные установки напрямую связаны и перекликаются с задачами самой безопасности жизнедеятельности, рассматриваемой экспертами как наука о сохранении здоровья в среде обитания, призванной разрабатывать методы и средства улучшения качества жизни и ликвидации последствий неблагоприятных воздействий. При этом сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня теоретических знаний и практических навыков учащихся, мотивации на ведение здорового образа жизни, осознания ими личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества.

Формирование культуры безопасности на основе понимания важности укрепления и развития здоровья, как неотъемлемый компонент безопасной личности, является важной задачей школы. К сожалению, современное состояние системы общего образования не отвечает новому вызову времени. До сих пор отсутствует четкая ориентация на формирование культуры безопасности и укрепление здоровья; на формирование знаний и практических действий в системе овладения культурой здоровья. Знания, получаемые школьниками на уроках по курсу «Основы безопасность жизнедеятельности» часто носят фрагментарный характер, не дающий целостных представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни.

В современных условиях важно формировать ценностные ориентации, вооружая учащихся устойчивыми знаниями, умениями и навыками в области основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, что требует поиска и внедрения новых подходов в содержании и организации учебно-воспитательного процесса в школе. Необходимо формировать и расширять здоровьеформирующий компонент в системе общего образования, проводить исследования в этой области и применять полученные результаты на практике. Кроме того, посильную помощь в решении данных проблем окажет создание целевой комплексной программы, направленной на укрепление здоровья школьников и формирование здорового образа жизни, которая может рассматриваться как часть общей системы учебно-воспитательной работы в образовательной среде.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, который является основным документом, регламентирующим учебно-воспитательную деятельность средних общеобразовательных учебных заведений, основной упор в школе, в решении задач, связанных с формированием и укреплением здоровья учащихся возложен, главным образом, на учебный курс «Основы безопасность жизнедеятельности». По данному курсу приняты программы, разработанные В. Н. Латчуком и А. Т. Смирновым. Так в программе, составленной под руководством В. Н. Латчука для учащихся 5–9 классов разделу «Основы здорового образа жизни» отведен 31 час из 175. В программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов, также подготовленной под руководством В. Н. Латчука разделу «Основы здорового образа жизни» посвящено всего 6 часов, что явно недостаточно. Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов А. Т. Смирнова, базируется на модульном подходе, темы, раскрывающие вопросы здорового образа жизни, включены в состав модуля II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» при этом блоку «Основы здорового образа жизни» отведен только 41 час.

Анализ данных программ показывает, что темы уроков, включенные в разделы, посвященные здоровому образу жизни, в первую очередь, направлены на формирование у школьников знаний об опасности тех или иных заболеваний и правил безопасного поведения, оказании первой помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. При этом вопросы «здоровьесозидания», направленные на изменение отношения молодых людей к своему здоровью и создание у них практики здорового образа жизни, в данных программах практически не рассматриваются.

В заключении хочется отметить, что стремительное развитие общества в последние годы предъявляет новые, все более высокие требования к человеку и его здоровью. Жителю современного мегаполиса непросто сохранить здоровье в условиях, где он ежедневно подвергается воздействию множества негативных для организма факторов, влияющих как не его физическое, так и психическое здоровье, все это в полной мере и даже, возможно, в большей степени относится к представителям подрастающего поколения. В тоже время тенденции направленные на стремительное ухудшение здоровья нации, наблюдаемые в 90-е гг. прошлого века к счастью удалось преодолеть и сейчас можно говорить о возрождении отечественных традиций здорового образа жизни и культуры здоровья населения. Однако сегодня потенциал школьной педагогики в деле сохранения и преумножения здоровья детей и подростков используется, на наш взгляд, далеко не в полном объеме.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Благинин, А. А. Ортостатическая проба как метод оценки стрессового воздействия / А. А. Благинин, Филатов В. Н. // Функциональная диагностика. 2005. № 2. С. 23.
  3. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  4. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Новиков, В. С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В. С. Новиков, А. А. Благинин, Е. Б. Шустов, В. Ю. Чепрасов, М. Ю. Бахтин, В. О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
  7. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  8. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  9. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  10. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа, здорового образа жизни, здорового образа жизни», «Основы здорового образа, укрепление здоровья, культуры здоровья, ведение здорового образа, «Основы безопасности жизнедеятельности», культуры безопасности, разделу «Основы здорового, здоровья учащихся, формирование здорового образа, здоровья школьников, формирование культуры здоровья, учебный курс «Основы, «Основы безопасность жизнедеятельности», укрепление здоровья учащихся, курса «Основы безопасности, вопросы здорового образа, практики здорового образа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle