Библиографическое описание:

Шевницина А. С. Педагогическая профилактика наркомании: опыт здоровьесбережения школьников // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 47-49.



Проблема профилактики наркомании находится в настоящее время в центре изучения превентивной теории и практики. Анализ специальной литературы показывает, что проблемой профилактики наркомании занимаются многие науки. Такое многоплановое изучение при ряде достоинств обладает и существенными недостатками, выражающимися в отсутствии органической связи между рассматриваемыми аспектами проблемы, изолированностью полученных результатов. Необходимость теоретической разработки и практического решения вопросов педагогической профилактики наркомании вызывается и отсутствием специальных знаний и навыков у педагогов, что не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие и психолого-педагогическую поддержку. Для того чтобы, обучить школьников новым формам поведения, сформировать личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, требуется, во-первых, самим обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, придерживаться здорового образа жизни.

Все эти условия приводят к необходимости разработки нового, специфического для данной конкретной ситуации в обществе подхода к профилактике наркомании. Профилактика наркомании в общем виде, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение проблем, связанных с употреблением наркотических веществ. Это нестрогое определение приводит к тому, что профилактическая работа может иметь различные цели, например, сведение к минимуму эффектов использования незаконных наркотиков либо наркосодержащих средств. Поэтому, говоря о педагогической профилактике, важно отметить, что она предотвращает: начало употребления, повторяющееся употребление на начальной стадии (аддиктивное поведение), отрицательное влияние наркопотребления на развитие личности учащегося и на сам процесс жизнедеятельности ученического коллектива.

Таким образом, целью педагогической профилактики является:

— создание в образовательной среде ситуации, препятствующей развитию злоупотребления наркотиками;

— формирование стратегии ведения здорового образа жизни;

— воспитаний личности, способной к анализу своих поступков, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению.

Профилактика злоупотребления наркотическими веществами подразделяется на три этапа. Первичнаяпрофилактика представляет собой комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения ситуаций, способствующих развитию наркомании. У учащихся формируются навыки эффективного общения и оценки проблемной ситуации, принятия решения; усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающего поведения; защиты своего «Я» и умения говорить «Нет». Вторичнаяпрофилактика имеет дело уже с начавшимся злоупотреблением. Основной принцип на этом этапе раннее выявление учащихся данной «группы риска», оказание адекватной психолого-педагогической помощи, направление к специалистам. Третичнаяформа профилактики заключается в работе с контингентом лиц, в прошлом страдающих от наркотической зависимости.

За прошедшее время сформирована нормативно-правовая база социальной защиты и помощи дезадаптированным несовершеннолетним, принят новый Семейный кодекс, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Так в статье 4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» особо отмечается, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утверждает в статье 2, что основными задачами деятельности по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних являются «предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому». Однако реализация этих документов на практике пока только начинается: в зачаточном состоянии находится система подготовки профессиональных кадров, методология профилактических программ.

Стоит отметить, что эпидемия наркозависимости в среде молодежи и подростков не может рассматриваться как отдельная проблема, вне связи с общими причинами социальной дезадаптации. Более того, сейчас уже трудно выделить четкие критерии принадлежности к «группе риска» по развитию зависимостей у школьников. Нередко совсем не внушающие опасений отличники, лидеры в своих коллективах, проживающие в полных обеспеченных семьях, становятся жертвами собственного любопытства или неумения конструктивно решать проблем своей жизни. Поэтому современный этап развития превентивных методологий характеризуется переходом от разовых акций (лекции, массовые праздники под лозунгами «Нет наркотикам!» или демонстрация фильмов о жизни наркоманов) к системе мер, целостных представлений и последовательных шагов по организации профилактической работы, направленных на все детское и подростковое население.

Один из подходов к пониманию сущности и содержания процесса предупреждения и преодоления наркомании заключается в следующем. Во-первых, понятия «предупреждение» и «преодоление» близки по своему содержанию, но различны по своей сущности: предупреждение направлено на выявление, предотвращение причин и условий наркотического поведения, а преодоление — на их искоренение и исправление. Во-вторых, эти два понятия не могут существовать изолированно друг от друга, так как представляют собой две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса, единого процесса борьбы с зарождением, развитием и проявлением наркомании, рассматриваемого в рамках превентивной педагогики. В реальном процессе деятельности по превенции наркомании, как показывает практика, предупреждение и преодоление наркотического поведения тесно переплетены и связаны между собой. В-третьих, предупреждение и преодоление наркомании — это социально-педагогический процесс, являющийся неотъемлемой частью общей социально-педагогической системы. Необходимо акцентировать внимание на тот факт, что педагогические процессы воспитания и профилактики, находясь во взаимодействии и взаимообусловленности, служат важным средством коррекций наркотического поведения учащихся. В-четвертых, в основе превентивной деятельности лежит процесс предупреждения и преодоления наркомании. Это совокупность двух составных частей педагогической профилактики, каждая из которых обладает важными признаками процессуально-структурного объекта, имеет сложный состав, образует структурный единый и функциональный комплекс, что дает возможность рассматривать данный процесс как целостное социально-педагогическое образование.

Таким образом, нынешняя ситуация требует максимально продуманных походов к проблеме девиантного поведения среди молодежи и наркозависимости в частности, нуждается в обоснованной превентивной политике государства. Реализация же поставленных задач первичной профилактики наркозависимости лиц подросткового возраста может быть успешно решена только с использованием всего учебно-воспитательного потенциала школьной педагогики. Ведь молодое поколение — это будущее нации, а сохранение и преумножение его здоровье является главной целью государства и общества.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  4. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля // Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.
  5. Соловьев, А. В. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67). С. 118–120.
  6. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  7. Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114–116.
  8. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.
  9. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  10. Сыромятникова Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle