Библиографическое описание:

Поначугин А. В., Ражова Н. А. Неограниченный доступ к сети и интеграция потребительских устройств // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 155-159.



В статье рассматриваются проблемы процесса консьюмеризации, то есть интеграции потребительских устройств в информационную систему организации, а именно освещаются следующие вопросы — положительные и отрицательные стороны данного явления. Проанализированы проблемы внедрения консьюмеризации в организационную среду, степень развития данного процесса в России; в статье освещается исторический аспект, а именно время, место и причины появления глобальной сети Интернет, ее развитие во времени и оценка нынешнего состояния сети; также рассматриваются вопросы и проблемы организации бизнеса компаний в глобальной сети Интернет, кратко рассматриваются основные способы ведения электронного бизнеса. Рассмотрены распространённые сетевые протоколы, дана оценка электронного бизнеса с точки зрения обычных потребителей, а также использование глобальной сети Интернет в бытовом общении. Приведена российская и зарубежная практика процесса консьюмеризации.

Ключевые слова: сеть Интернет, информационные системы, электронный бизнес, консьюмеризация, потребители, социальная сеть, потребительские устройства, сетевые подключения.

В современном мире человечество уже не представляет свою жизнь без сети Интернет. Она способна соединять людей сквозь время и пространство. В сети проходит общение между людьми, делаются покупки, заключаются сделки, работают различные государственные и организационные структуры.

В связи с этим в последнее время все активнее начинает развиваться такой процесс как консьюмеризация. Слово «консьюмеризация» в русском языке используется не достаточно активно, хотя во всем мире данный процесс уже прижился. Фактически, консьюмеризация — это интеграция потребительских устройств в информационную систему организации. Для начала проанализируем причины возникновения процесса консьюмеризации, для чего стоит углубиться в историю вопроса.

В современном мире люди готовы активно пользоваться всеми сервисами, которые могут предложить глобальные сети. Совсем не задумываясь о том, когда же это все появилось и с чего начало свое развитие. Сетевые службы воспринимаются людьми как нечто всегда существовавшее.

Еще в начале 20 века человечество и представить себе не могло, что отправить и получить письмо можно будет за несколько секунд и что все это будет происходить в электронном виде. Однако время не стоит на месте и технологии активно развиваются. Особенно активно данные процессы происходят в военное время, поскольку, в основном, все созданные технологии были когда-то военными проектами, просто обнародованными и приспособленными для массового потребления.

Прародительницей современного Интернета стала компания, известная как ARPANET, используемая для просчета различных вариантов создания надежной связи между несколькими компьютерами. Появилась данная компания в далеком 1964 году и увидела свет благодаря американскому изобретателю и инженеру в области информатики Полу Бэрану, который родился в еврейской семье в городе Гродно, ранее принадлежавшем Польше, а ныне являющимся территорией Белоруссии. А разрабатываться данное перспективное направление стало еще в 1961 году по заказу Министерства обороны США агентству DARPA, которое как раз и отвечало за разработку новых технологий для использования вооруженными силами США. А в 1969 году, всего через восемь лет после начала проекта, Минобороны США окончательно утвердило ARPANET в качестве ведущей организации в области исследования компьютерных сетей. С этого времени началось активное создание новых сетевых узлов [4].

Далее, всего через четыре года после этого, в 1973 году были созданы первые международные сетевые подключения. А еще через некоторое время развивающиеся и совершенствующиеся протоколы передачи данных TCP/IP, разработанные в 1972 году, стали общедоступными, после чего за сетью закрепился термин «Интернет», активно использующийся в бытовом общении. Протокол TCP/IP включает в себя два основных сетевых протокола — Интернет — протокол IP (InternetProtocol — IP v4), обеспечивающий маршрутизацию сетевых пакетов и протокол TCP (TransferControlProtocol), обеспечивающий установление надежного соединения между двумя машинами и передачу данных [8].

Несмотря на то, что организация ARPANET — перестала существовать в 1991 году, сама сеть Интернет стала развиваться еще стремительнее и объединила в огромный комок связей множество различных сетей.

На данный момент, по данным на 2015 год, число пользователей сети Интернет составило целых 3,2 миллиарда человек. Это означает, что число пользователей глобальной сети возросло практически в 5 раз чуть больше, чем за 10 лет, а это уже значительные показатели. На современном этапе глобальная сеть Интернет включает в себя всевозможные линии связи, от низкоскоростных телефонных линий до цифровых спутниковых каналов.

Следует отметить, что глобальная сеть Интернет активно используется различными организациями для ведения бизнеса, причем каждая организация сама решает, как вести свой бизнес с помощью сети Интернет: либо электронный бизнес является лишь частью общего бизнеса, либо организация полностью переносит ведение своего бизнеса в Интернет.

В России глобальная сеть Интернет появилась сравнительно недавно — только в 90-х годах прошлого столетия, однако уже успела завоевать изрядную долю как отдельных пользователей, так и всего рынка в целом.

В 2001 году число пользователей глобальной сети по всему миру превысило 530 млн человек, а всего через год эта цифра увеличилась более, чем на 100 млн, и число пользователей составило уже около 700 млн человек [2]. Развитие глобальной сети Интернет позволило использовать данную сеть не только различным организациям для ведения своего бизнеса, но и обычным пользователям в бытовом общении. И люди используют глобальную сеть по совершенно разным направлениям [7].

При рассмотрении процесса консьюмеризации важно определить точку соприкосновения интересов различных клиентов сети. Во-первых, сетевые сервисы электронного бизнес используется не только различными организациями, но и обычными пользователями. Только если организации используют глобальную сеть для реализации своих товаров и услуг клиентам, обычные люди как раз и являются теми самыми клиентами. Чтобы удовлетворить все потребности конечных потребителей организациям приходится создавать специализированные интернет-магазины и обновлять существующие. Потребности клиентов в связи с развитием технологий и роста уровня жизни в развитых странах растут в геометрической прогрессии. Через Интернет-магазин или аукцион потребители могут заказать продукцию из любой точки мира, причем продукция эта может быть любой направленности: от обычных галстуков до дизайнерского кухонного гарнитура. В связи с этим можно сделать вывод, что сеть Интернет существенно облегчила жизнь обычного потребителя, предоставив ему возможность получить любой товар или услугу за приемлемую цену в достаточно короткий срок. Однако в России все это еще не достаточно развито — наши соотечественники активно пользуются услугами Интернет-магазинов для заказа, например, бытовой техники, а все остальные товары пока пользуются не особой популярностью. Это связано с тем, что обычные потребители в нашей стране пока еще не особенно доверяют услугам Интернет-магазинов, опасаясь некачественного или контрафактного товара, поскольку в России подобный вид бизнеса зародился сравнительно недавно и еще не приобрел среди обычных потребителей достаточной популярности.

Во-вторых, следует отметить, что поскольку реальные казино запрещены во многих странах, весь игорный бизнес плавно перешел в Интернет-пространство, что позволило обычным людям продолжать делать ставки и выигрывать (хотя чаще всего, скорее, проигрывать) деньги совершенно легально, чем и пользуются особенно азартные потребители.

В-третьих, не стоит забывать и о таком виде электронного бизнеса, как Интернет-аукционы, которых существует уже огромное множество. Некоторые Интернет-аукционы проводятся на базе Интернет-магазинов, таких как, например, EBay. Создаются даже целые сайты, посвященные только аукционам в сети. Эта услуга стала настолько популярна среди потребителей, что даже старейшие в мире реальные аукционы иногда проводят собственные аукционы в глобальной сети. К примеру, в конце прошлого года известный аукционный дом Sotheby's проводил Интернет-аукцион, посвященный современному искусству.

Отдельно следует выделить и социальные сети, которые в последнее время особенно активно захватывают все новых и новых пользователей. Это и такие известные мировые сети, как Twitter, Facebook и сравнительно недавно появившаяся сеть Instagram, активно использующаяся владельцами смартфонов, и такие наиболее известные российские сети, как «Вконтакте» и «Одноклассники.ru», которые насчитывают миллионы человек, в том числе и иностранных пользователей. Социальные сети очень привлекательны для обычных пользователей, поскольку позволяют людям из различных городов и даже стран общаться между собой, находить себе друзей, обмениваться мыслями и мнениями в режиме реального времени, поскольку отправка и получение сообщения занимает меньше доли секунды, также социальные сети дают возможность создавать кружки и даже целые масштабные группы, где люди с одинаковыми интересами и склонностями могут контактировать друг с другом. Все это, несомненно, является огромным плюсом социальных сетей. Однако есть и минусы, такие как, например, то, что чаще всего социальные сети не несут никакой смысловой нагрузки, позволяя пользователям «убивать время», занимаясь какой-нибудь бессмысленной и бесполезной работой [1].

Однако, следует отметить, что несмотря на то, что развитие глобальной сети в России происходит в ускоренном темпе, догнать ведущие, технологически развитые страны пока нет никакой возможности ни в технологическом, ни в экономическом плане. Особенно в данный момент, поскольку в стране сейчас кризисная ситуация. В связи с этим возникает проблема: какие шаги необходимо предпринять, чтобы выйти из кризиса, улучшить экономическую ситуацию в стране и, в перспективе, вывести страну в мировые технологические лидеры?

На наш взгляд, с большинством вопросов, связанных с данной проблемой, как раз и поможет справиться рассматриваемый процесс консьюмеризации, используемый организациями многих передовых стран мира. По нашему мнению, это наиболее действенный метод решения возникшей проблемы. Так что же имеется в виду под данным процессом?

Процессы распространения и проникновения сетей в различные сферы человеческой деятельности создало предпосылки для процессов консьюмеризация.

Слово «консьюмеризация» произошло от англ. «consumer» — «потребитель». Консьюмеризация, — это внедрение потребительских устройств в информационную систему компании. Проще говоря, это явление, при котором сотрудникам компании разрешается пользоваться своими собственными устройствами для выполнения определенной работы, то есть использование личных устройств для выполнения рабочих задач, но только в тех случаях, когда организация официально это позволяет [9].

В связи с этим возникает вопрос: консьюмеризация — это полезный, и даже необходимый, процесс в организации, или она только повредит ведению бизнеса, и лучше отказаться от внедрения данной парадигмы в организационную среду?

Изучив отечественную и зарубежную практику, можно выделить неоспоримые преимущества данного явления. Во-первых, во многих российских предприятиях производственные процессы недостаточно автоматизированы, и процесс консьюмеризации позволит справиться с данной проблемой.

Во-вторых, несомненно, процесс консьюмеризации значительно сократит время выполнения рабочих задач, поскольку сотрудникам компании не нужно будет перестраиваться с одного устройства на другое, что значительно ускорит время выполнения операции.

В-третьих, на своих собственных личных устройствах пользователи смогут работать даже, например, в домашних условиях или в условиях, совершенно не приспособленных для выполнения работ, к примеру, на природе, на даче и т. п.

Наконец, данный процесс полезен с экономической точки зрения, поскольку организации не придется тратить собственные средства на приобретение аппаратного и программного обеспечения.

Если рассматривать данный процесс с экономической точки зрения, то выгода от его использования для организации очевидна: в среднем, программное обеспечение, устанавливаемое на личное устройство, стоит порядка 200–300 долларов, что в переводе на российский рубль, с учетом курса валют на начало марта 2016 года, 300 x 73 = 21 900 рублей, а средняя стоимость не самого дорого компьютера составляет порядка 30 000 рублей. Выгода от установки программного обеспечения на личное устройство составляет 8 100 рублей. Причем в данном случае была рассмотрена выгода только от одного устройства. Количество таких устройств даже на среднем предприятии в настоящее время может доходить до 50–100 штук, а это уже составит выгоду в сотни тысяч при использовании процесса консьюмеризации в информационной системе фирмы. Следовательно, процесс консьюмеризации позволит существенно сократить организационные затраты предприятия, что, несомненно, уменьшит себестоимость производимой продукции и увеличит прибыль компании. А значит, внедрение в информационную среду российскими организациями этого качественно нового процесса имеет очевидные преимущества перед применением компаниями более тривиальных технологий.

Однако у процесса консьюмеризации, как и у любого другого процесса, имеются и свои отрицательные стороны. Во-первых, несмотря на то, что 21 век — век информационных технологий, когда технологии производства товаров отдельных организаций уже не являются тайной, а сами организации — так называемыми «черными ящиками», многие компании настороженно относятся к тому, чтобы разрешать своим сотрудникам использовать личные устройства в рабочих целях, поскольку разглашение некоторой информации может отрицательно сказаться на развитии предприятия.

Во-вторых, в случае внедрения потребительских устройств в деятельность организации компании придется задуматься о том, как установить определенное программное обеспечение, использующееся для выполнения производственных задач, на личные устройства сотрудников. Это, несомненно, потребует вложения дополнительных средств и, определенно, увеличит количество работы информационного отдела предприятия.

В-третьих, совершенно неясно, возмещать ли убытки, связанные с покупкой устройств сотрудниками, поскольку изначально они все равно были приобретены для личных целей, хотя и используются в последствии еще и для корпоративных. Это тоже создает для организации определенную проблему, особенно с учетом потери, поломки или кражи такого устройства.

Наконец, личные устройства, какие бы организационные программы ни были на них установлены, все равно используются, в основном, для личных целей. Это значит, что в работу сотрудника постоянно будет вмешиваться личная жизнь, будь то пришедшее смс-сообщение, поступивший звонок или же общение в социальной сети, о которой говорилось ранее. Все вышеперечисленное, несомненно, будет отвлекать работника от прямых должностных обязанностей, не давая ему полностью сосредоточиться на работе, что может отрицательно сказаться как на эффективности и производительности труда отдельного работника, так и на деятельности отдела или даже всей организации в целом, например, на финансовом результате компании, а это неприемлемо [3]. Например, в российском подразделении Microsoft все устройства разделены на четыре группы: стандартное оборудование, выданное компанией, рекомендуемое оборудование и прошедшее тестирование в ИТ-отделе, а также не рекомендуемое оборудование. Существует и список запрещенных устройств, однако, он очень короткий [5].

Изучив все положительные и отрицательные стороны рассматриваемого процесса консьюмеризации, в качестве решения проблемы автоматизации производства и сокращения затрат на предприятиях можно предложить организациям вводить данный процесс в свою информационную систему. Это позволит уменьшить организационные издержки, а также уменьшить время одного оборота, позволяя тем самым произвести предприятию больше продукции и, следовательно, получить больше прибыли. Однако, прежде чем вводить консьюмеризацию в собственную систему, организации, скорее всего, придется разработать свое уникальное программное обеспечение, которое позволило бы пользователям работать с собственных устройств, связывало бы по типу облачной системы все устройства между собой, позволяя различным отделам и сотрудникам организации взаимодействовать, и не позволяло бы пользователям разглашать коммерческие тайны, например, выкладывая организационную информацию в сеть Интернет. С учетом современного развития информационных технологий создать такое программное обеспечение будет менее затратно, чем обеспечивать всю организацию аппаратными устройствами. Если создать подобное программное обеспечение, можно даже получить с этого прибыль, продавая подобные технологии другим организациям. Поэтому несмотря на то, что консьюмеризация является достаточно молодым процессом в нашей стране, организации смело могут использовать ее в своей информационной системе в качестве инновационного способа ведения бизнеса, поскольку зарубежный опыт показывает, что данная технология только помогает предприятиям сократить время производства продукции и увеличить прибыль организации, при этом уменьшая ее расходы. К тому же, являясь совершенно новым технологическим процессом, консьюмеризация оставляет за собой право в будущем стать ведущей технологией ведения бизнес-процессов, и ее применение на отечественных предприятиях позволит вывести нашу страну в мировые технологические лидеры наравне со странами Западной Европы и Северной Америки.

В настоящее время, несмотря на то, что во многих российских компаниях сотрудники уже используют собственные устройства вместо корпоративных, метод интеграции потребительских устройств в информационную среду организации еще недостаточно развит, к тому же, в основном, использование личных устройств является добровольным и строится исключительно на инициативе самих работников. Сотрудники предприятия, будучи не довольны по тем или иным причинам работой корпоративных устройств, например, в связи с их устареванием, как просто физическим, когда происходит износ оборудования, так и моральным, когда выходит новая модель и старое оборудование «уходит в прошлое», приносят для работы свои личные ноутбуки или планшеты, что облегчает работу самим сотрудникам, но наносит экономический ущерб компании в целом, поскольку организационное оборудование простаивает, а на него необходимо начислять амортизационные отчисления. В этом случае гораздо рациональнее для организации будет списать оставшееся оборудование и официально ввести в организационную среду метод консьюмеризации, что не только позволит уменьшить издержки и увеличить прибыль компании, но и переведет компанию на более высокую технологическую ступень.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на все вышеозначенные минусы, консьюмеризация — довольно молодой процесс в нашей стране, и как он себя поведет в дальнейшем спрогнозировать достаточно трудно. Возможно, все проблемы, связанные с его внедрением будут решены, и данное явление только поможет увеличивать прибыль компаний, возможно, этот процесс не приживется в российских компаниях, и от него нужно будет отказаться, особенно в условиях импортозамещения. Поэтому решение относительно внедрения данного процесса в информационную систему организации каждый руководитель должен принять сам, с учётом таких факторов, как: размер компании, специфика производственных процессов, географическая распределенность подразделений ит.д. Следует отдельно отметить, что на современном этапе внедрение процесса консьюмеризации в российское производство будет особенно выгодно для предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку, хотя в нашей стране и существует программа поддержки данных видов бизнеса, снижение затрат на установку рабочего оборудования может существенно помочь их развитию.

В любом случае, время не стоит на месте, научно-технический прогресс позволяет создавать и внедрять в нашу жизнь различные технологии, от которых, несмотря на все минусы, не стоит отказываться не только, чтобы идти «в ногу со временем», оставаясь на уровне ведущих государств, но и просто для того, чтобы повысить качество жизни обычных потребителей.

Литература:

  1. Алехина Г. В. Основы Интернет-экономики и электронного бизнеса / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2014. — 99 с;
  2. Батищев П. С. Основы Интернет: электронный учебник [Электронныйресурс]. Режимдоступа:http://psbatishev.narod.ru/internet/index.htm (дата обращения: 20.02.2016);
  3. Все про Интернет. Интерактивный учебник по информатике и информационно-коммуникативным технологиям [Электронныйресурс]. Режимдоступа:http://www.directmedia.ru/simulator_258_vse_pro_internet (дата обращения: 18.02.2016);
  4. Интернет-бизнес и электронная коммерция: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 148 с;
  5. Консьюмеризация ИТ: выгоднее поддерживать, чем бороться [Электронныйресурс]. Режимдоступа:http://www.osp.ru/news/2011/1211/13010615 (дата обращения: 16.02.2016);
  6. Корпоративная мобильностьBringYourOwnDevice — BYOD [Электронныйресурс]. Режимдоступа: www.tadviser.ru/index.php/Статья:Корпоративная_мобильность (дата обращения: 29.01.2016);
  7. Уорнер М., Витцель М. Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке / Пер. с англ. — М.: Добрая книга, 2015. — 296 с;
  8. Что такое протокол TCP-IP [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://fb.ru (дата обращения: 19.02.2016);
  9. FrankWeiß, JanMarcoLeimeister. Consumerization. IT InnovationsfromtheConsumerMarketas a ChallengeforCorporate IT / BusinessandInformationSystemsEngineering, № 6 (2012) [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://www.uni-kassel.de.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle