Библиографическое описание:

Наливайко Т. В. Сущность понятия «модель профессиональной компетентности будущих экономистов» // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 998-1000.



Изменения, которые случились в Украине в последние годы, кардинально изменили требования к подготовке специалистов разного профиля и профессионального образования в целом. В связи с этими современный специалист должен быть высококвалифицированным, конкурентоспособным, уметь быстро приспосабливаться к изменениям и ориентироваться в окружающей действительности, иметь достаточный интеллектуальный капитал. Поэтому мы считаем необходимостью определить сущность понятия «модель профессиональной компетентности будущих экономистов».

Ключевые слова: компетентность, модель профессиональной компетентности, модель, профессиональная компетентность, специалист.

Общенаучные понятия «модель» и «моделирование» являются важными и в то же время сложными инструментами для педагогики. Во-первых, они попали в отмеченную сферу из других областей знаний; во-вторых, как отмечает Є. Лодатко, они имеют особенности, природа, которых основывается на нечеткости, расплывчатости педагогических понятий и, как свидетельствуют результаты терминологического анализа понятия «модель» понимают:

1) в широком значении: как систему, что мыслительно представляется или материализуется, и, отображая или воссоздавая объект исследования, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте;

2) в узком смысле: изображение определенного явления с помощью другого, более изученного, которое более легко понять;

3) как упрощенные теории, которые позволяют изучать взаимосвязи между разными индикаторами в обществе;

4) как схему, график любого объекта, процесса или явления, которое используется в качестве его упрощенной замены [2, с. 88–89].

Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов Н. М. Болюбаш представляет как процесс, направленный на усиленную совместную деятельность преподавателя и студентов в процессе профессиональной учебы, использования усовершенствованных содержания, методов, средств и форм учебы, направленных на формирование комплекса ключевых компетенций для данного вида деятельности и профессиональной компетентности как интегративной черты личности. Разработка модели позволяет более четко представить процесс формирования профессиональной компетентности и определить приоритетные направления формирования личности студента как будущего профессионала-экономиста [1].

Для более детального исследования структуры ключевых компетенций О. И. Яковенко [8] считает необходимым обратить внимание на содержательную структуру профессиональной компетентности экономиста. Документами, которые содержат перечень видов экономической деятельности и требования к целям, содержанию и компетентности будущих экономистов в процессе их профессиональной подготовки, является «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010», утвержденная приказом Госпотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457 и образовательно-квалификационная характеристика. В соответствии с первичными должностями, которые может занимать экономист, он подготовлен выполнять следующие функции: аналитическую, плановую, организационную, контрольную, учетно-статистическую, информационную.

Приобретение студентами ключевых компетенций профессиональной деятельности требует у них соответствующего понятийного аппарата, знание основных принципов и методов организации экономической деятельности, самой способности экономического (аналитического) мышления, готовности к применению знаний и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности. Важную роль в этом, играет вопрос организации учебного процесса, особенно процесса практической подготовки студента, использования нетрадиционных методов обучения, инновационных методик, адекватное внедрение в учебный процесс информационных технологий [8].

Проблема согласования отечественной педагогической терминологии и науки в целом с компетентностным подходом заключается в том, что научные работники преимущественно пользуются традиционной и понятной триадой «знания-умения-навыки», из которой выходит целый ряд категорий и понятий. Однако, понятие «компетентность» является шире, чем знание или умение, и предусматривает способность специалиста использовать в конкретной ситуации приобретенные знания, умения, учебный и жизненный опыт, знание им методов поиска необходимой информации, умения ее анализировать, видеть проблемы и пути их решения, самоэффективность, а также понимание необходимости учится на протяжении всей жизни [4]. Поэтому, по мнению Н. М. Самарук, компетентность выражает значение традиционной триады «знания-умения-навыки», интегрируя их в единственный комплекс [6].

В докладе международной комиссии по образованию для ХХІ века Жан Делор сформулировал суть модели современного образованного человека в рамках, на которых основывается образование, — научится познавать, научится делать, научится жить вместе, научится быть [3].

Также для того, чтобы будущий экономист был профессионально компетентным необходимо не забывать о его физическом состоянии и здоровье. В реализации стратегии устойчивого развития Украины в качестве ключевых факторов выступает образование и система здравоохранения. Образование о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесбережения это гармоничное, активное, творческое «сегодня» и качественное, оптимистичное «завтра». Суть экологического образования в осознании общечеловеческих ценностей, знаний об источниках и последствиях нарушения естественного равновесия и личной ответственности за содеянное перед самим собой, и перед семьей, обществом, государством, планетой. Экологическое образование, которое является основой национальной безопасности страны, направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества, нации, государства [5].

Следовательно, профессиональную компетентность будущих экономистов можно рассматривать как интегративное качество личности, определяемое владением набора компетенций: совокупностью взаимосвязанных содержания, умений, навыков, способов деятельности, включающих личностное отношение к предмета деятельности и его физическим здоровьем.

В экономической науке модель — это логическое (обычно математическое) описание того, что экономическая теория считает особенно важным при исследовании определенной проблемы; исследование любых объектов путем изучения их системных структур. За А. В. Семеновою, модель — изображение, следовательно, схема, график любого объекта, процесса или явления, которое используется в качестве его упрощенной замены. Модель являет собой четырехместную конструкцию, компонентами которой является субъект (человек), задание, которое решается субъектом, объект — оригинал (фрагмент реальной действительности) и язык или способ описания материального воссоздания модели [6].

Модель современного специалиста описывает основные требования к специалистам, тенденции их использования, области применения и тому подобное. С другой стороны, модель специалиста — это некоторый эталон, идеал работника, который должен быть подготовлен в вузе и который отвечает современным требованиям общества. Основные требования к специалистам отбиты в образовательно-квалификационных характеристиках специалистов определенного направления подготовки. На основе образовательно-квалификационных характеристик создается модель подготовки специалиста в виде образовательно-профессиональной программы, в которой отражено не только перечень учебных предметов, но и результаты овладения программой в виде знаний, умений, навыков.

Следовательно, модель специалиста можно рассматривать как социальный заказ, и как результат профессионального образования [7, с.201].

Анализируя выше изложенный материал можно сделать следующий вывод, что понятие «модель профессиональной компетентности будущих экономистов» представляет собою целый ряд взаимоувязанных специальных и общечеловеческих качеств специалиста, которые не должны ограничиваться сугубо профессиональными рамками.

Литература:

  1. Болюбаш Н. М. Модель формування професійної компетентності майбутніх економістів засобами мережевих технологій [Електронний ресурс]. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/NiO/2009_10/metodika/Bolyubash.htm (дата обращения: 11.01.2016).
  2. Боярчук Н. Модель формування професійної компетентності майбутніх економістів // Педагогічні науки. — 2013. — № 1(57). — С. 85–95.
  3. Делор Жан Сокрытое сокровище — UNESCО, 1996. — 53 с.
  4. Дибкова Л. М. Індивідуальний підхід у формування професійної компетентності майбутніх економістів: дис. … кандидата пед. наук. — К., 2006. — 227 с.
  5. Мостіпака Т. П. Проблема формування здоров’язбережувальної компетентності у контексті сталого розвитку // Інноваційні підходи до виховання студентської молоді у вищих навчальних закладах: матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (м. Житомир, 22–23 травня 2014 р.) — [Електронний ресурс]. URL: http://eprints.zu.edu.ua/18229/1/ %D0 %9C %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D1 %96 %D0 %BF %D0 %B0 %D0 %BA %D0 %B0 %20 %D0 %A2.pdf (дата обращения: 12.01.2016).
  6. Самарук Н. М. Формування професійної компетентності майбутніх економістів // Вісник Національної академії Державної прикордонної служби України. — 2011. — Вип. 2. — [Електронний ресурс]. URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Vnadps_2011_2_12 (дата обращения: 15.01.2016).
  7. Сушко О. С. Формування професійно-предметних компетенцій майбутніх економістів у процесі навчання фінансової математики // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія № 3. Фізика і математика у вищій і середній школі: Зб. наукових праць — К.: НПУ імені М. П. Драгоманова, 2012. — № 10. — С. 201–207.
  8. Яковенко О.І. Технологічна модель формування ключових компетенцій професійної діяльності майбутніх економістів у процесі практичної // Modern problems and ways of their solution in science, transport, production and education 2013 [Електронний ресурс]. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/june-2013 (дата обращения: 08.01.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной компетентности, профессиональной компетентности будущих, майбутніх економістів, компетентності майбутніх економістів, професійної компетентності майбутніх, «модель профессиональной компетентности, компетентности будущих экономистов», формування професійної компетентності, понятия «модель профессиональной, дата обращения, Електронний ресурс, ключевых компетенций, Модель формування професійної, профессиональной компетентности экономиста, экономической деятельности, модель специалиста, формирования профессиональной компетентности, Формирование профессиональной компетентности, видов экономической деятельности, профессиональной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle