Библиографическое описание:

Утова К. А. Анализ современной системы преподавания английского языка с учетом тайм-менеджмента // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1051-1053.



В статье проводится анализ современной системы преподавания английского языка с учетом тайм-менеджмента. Раскрывается закономерность влияния личностной организованности в процессе педагогической деятельности на успешность обучения английскому языку. В управлении временем учащихся при изучении английского языка рассматриваются следующие процессы: моделирование деятельности с учётом проведённого анализа предыдущих успехов в обучении; постановка цели; планирование и расстановка приоритетов; разработка плана достижения поставленных целей и выделение приоритетных задач для выполнения; реализация плана; контроль достижения цели; подведение итогов по результатам.

Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что в современном мире, когда устанавливаются и развиваются политические, экономические, научные, этнические связи с другими странами и государствами, возрастает потребность изучения иностранных языков, и, в большей степени, английского языка. Изучение любого иностранного языка будет более эффективным, если учитывать тайм-менеджмент. Не все учащиеся могут распределить свое время для выполнения домашних заданий, на уроке, и, тем более, в изучении английского языка. Проблема в том, что для успешного изучения английского языка необходимо: развитие грамматической компетенции учащихся; коммуникативные игры; диалоги; театрализованные представления; использование кейс-метода в обучении; аудирование и др. При обучении английскому языку в начальной школе осуществляется образовательный процесс, который проявляется, прежде всего, в том, что усвоение английского языка, его фонетики, грамматики, лексики происходит не отдельно, как неких дискретных компонентов языка, а с учетом интеграции. Понятно, что для осуществления всех форм и методов обучения необходимо научиться управлять своим временем, так как у школьников помимо английского языка как предмета изучения, есть другие образовательные дисциплины.

Для анализа современной системы преподавания английского языка и умения учащихся управлять своим свободным и учебным временем в 2015 году был проведен эксперимент, в котором приняли участие ученики 2 «В» и 2 «Д» класса ГБОУ гимназия № 1272 г. Москвы. В основу эксперимента были положены диагностические педагогические методы: опросы и интервью, а также включенное и научное наблюдение за учащимися во всех режимных моментах гимназии; коррегирующие методы — обучение тайм-менеджменту. Эксперимент длился с февраля по май месяц. Учащимся был предложен опросник, на утверждения которого они отвечали выбором цифры от 1 до 5, где средним значением была цифра 3. (1 — несогласие; 5 — согласие) Данные диагностики отражены в таблице 1.

Таблица 1

Изучение возможностей управления временем учащихся 2 «В» и 2 «Д» классов

Опросник

2 «В»

2 «Д»

Я всегда планирую свое время в течение дня

4

3,7

Иногда мне не хватает времени для выполнения домашнего задания

1

1

Мне приходится тратить много времени для выполнения домашнего задания

2,3

2,1

Я планирую свое свободное время по рекомендациям родителей

1,7

2

Я часто заканчиваю выполнение домашнего задания после 22:00 часов

3,4

3,5

Я часто трачу время попусту

4,8

4,3

Если я не успеваю выучить задание к уроку, у меня пропадает интерес к учебе

2

2,2

На уроках английского языка я все задания успеваю сделать в течение отведенного времени.

1,5

1,2

Я переживаю, если не успеваю поиграть или погулять после уроков

1

1,3

Больше всего я люблю ничего не делать

4,5

4,7

Интерпретация результатов показала, что большинство учеников не умеют планировать свой распорядок дня. Но здесь мы дает поправку на возрастные характеристики. В возрасте 7–8 лет идет, но еще не закончен, интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей, поэтому ее организация несет в себе возможности для развития личности ученика. А значит, при использовании корригирующих воспитательных мероприятий, ученики способны научиться управлять своим временем.

Большое значение имеют социальные мотивы в процессе обучения. Один из них — долг, ответственность перед родителями, поэтому почти все ученики отметили, что планируют свое время совместно с родителями.

И, необходимо отметить, что преобладающее большинство учащихся отметили, что «больше всего они любят ничего не делать». Это объясняется тем, что познавательный интерес у большинства детей этого возраста остается на низком или средне-низком уровне (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, Д. Б. Эльконин). И часто преобладает мотивация избегания наказания.

Проанализировав данные, полученные после опроса учащихся, были запланированы занятия по обучению учащихся управлять своим временем. Занятия включали в себя упражнения: «Упражнение с секундомером», «Я и мой темперамент», «Позитивные привычки». Эти упражнения проводились во время «Игрового английского», при аудировании, в обучении с использованием ИКТ.

В воспитательных целях использовались психологические сказки «Бык и кнут», «Сад судьбы», «Пропавшее время» и др. Особенности психологических сказок в том, что они стимулируют собственное мышление и дают возможность использования комментариев, уточняющих их смысл и углубляющих его с помощью дополнительных интерпретаций. Задача психологических сказок состоит в создании своеобразной виртуальной модели и в организации встречи миров: нашего реального мира и построенного сказочного. Если в результате этого взаимодействия миров у ребенка возникнет новое представление о собственных жизненных ориентирах, пусть даже вначале смутное, не совсем осознаваемое — значит, сказка «работает».

Интересным для учащихся и самым сложным испытанием была инсценировка «Модель духовных ориентиров или поведение, которое ведет к потере времени». Ее особенности в том, что она стимулирует собственное мышление и дает возможность использования комментариев, уточняющих ее смысл и углубляющих его с помощью дополнительных интерпретаций.

Эксперимент закончился в мае месяце 2015 года. Для выявления результатов эксперимента было проведено исследование, которое включало в себя моделирование ситуаций. В моделируемых ситуациях ученики ощущали действия таких факторов, с которыми они ежедневно сталкиваются или могут столкнуться, как в учебное, так и во внеурочное время. Анализ исследования показал следующие результаты.

Таблица 2

Выявление эффективности корригирующих занятий по тайм -менеджменту уучащихся 2 «В» и 2 «Д» классов

Навыки управления временем

2 «В»

2 «Д»

Управление временем как система самодисциплины

У 1/3 учащихся повышение уровня самодисциплины

У 1/3 учащихся повышение уровня

Учебная мотивация

80 % учащихся имеют устойчивый мотив к изучению английского языка

82 % учащихся имеют устойчивый мотив к изучению английского языка

Оценка эффективности и активности на уроке

Активность выше среднего уровня

Активность выше среднего уровня

Планирование учебной недели

Ограничивается заполнением дневника и планированием досуга

Ограничивается заполнением дневника и планированием досуга

Расстановка приоритетов

Не выражена

Не выражена

Организация рабочего места (подготовка к уроку)

Около половины учащихся тратят до 10 минут на подготовку к уроку и до 30 минут на подготовку к выполнению домашней работы

Около половины учащихся тратят до 10 минут на подготовку к уроку и до 30 минут на подготовку к выполнению домашней работы

Максимальное переключение с одного вида деятельности на другой

Быстрое переключение, высокая активность практически у всех

Быстрое переключение, высокая активность практически у всех

Выявленные показатели подтвердили правильность выбора корригирующих мероприятий, направленных на обучение учащихся тайм-менеджменту. В современных условиях обучения, в ускоряющемся ритме жизни, в связи с требованиями ФГОС, обучение учащихся управлению временем является необходимым условием для достижения целей образования. С этой целью была разработана и используется с сентября 2015 года схема по развитию у детей умения управлять временем. В схему включены:

 антистрессовая программа (создание психологически комфортной обстановки на уроке);

 развитие мотивационно-потребностной сферы младших школьников;

 использование вероятностного прогнозирования в активном обучении английскому языку;

 развитие дивергентного мышления на уроках английского языка;

 целеполагание и выбор;

 развитие индивидуального сознания у учащихся;

 обучение принципам и правилам планирования изучения английского языка и планирование собственной образовательной деятельности.

Таким образом, образование не должно быть просто трансляцией чужого опыта; оно не дается, а приобретается учеником, который через умственные усилия находит пути для саморазвития и самообучения. Задача педагога, моя задача — формирование индивидуальных траекторий с учетом возможностей каждого конкретного ученика и оказание педагогической и психологической помощи в его самореализации и развитии. Я должна дать не только знания по английскому языку, но и научить детей применять их в повседневной жизни, научить их управлять своим временем, для того чтобы они обладали целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии.

Литература:

  1. http://www.emissia.org/offline/2013/1947.htm
  2. Беспаленко Е. М. Психологическое сопровождение инновационных процессов в школе. Труды международной научно-практической конференции «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях», Воронеж, 2008, ВГУ.
  3. Беспаленко Е. М. Практикум по психологии менеджмента в образовании. Учебное пособие: Воронеж: издательство «Истоки», 2013, — 102 с. ISBN 987–5-88242–963–7.
  4. Бордовская Н. В., Реан А. А. «Педагогика». Учебник для вузов — СПб: издательство «Питер», 2000, — 304 с.
  5. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: [веб-сайт]. — Режим доступа: http://www.rsl.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle